Художественно-педагогическая драматургия урока литературы. М.Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература


1.Экспозиция Вводное слово учителя о романе.
2.Завязка 1 Ершалаимские страницы романа.
3.Постановка проблемы Это пятое евангелие от Булгакова? С какой целью?
4.Разработка 1 Образ Понтия Пилата библейского и булгаковского.
Разработка 2 Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри об истине.
Разработка 3 Дальнейшая история их отношений. История предательства Понтия Пилата.
5.Кульминация 1 Монолог – ответ Понтия Пилата.
6.Развязка 1 Возвращение к проблеме. Разговор о свободе и несвободе, о палаче и жертве, о власти.
7.Завязка 2 Москва, где происходят основные события романа.
8.Постановка проблемы Какая связь между “ершалаимскими” и “московскими” сценами?
9.Разработка 1

Разработка 2

Разработка 3

Разработка 4

Проблема времени в романе.

Беседа Берлиоза и Бездомного. Иностранец.

Воланд и его свита.

Чем занимались в Москве. Сеанс Черной Магии.

10.Кульминация 2 Бал Сатаны – бал у “Грибоедова”. Монолог Воланда.
11.Развязка 2 Возвращение к проблеме. Душа человека – арена борьбы добра и зла. Люди мало изменились.
12.Последествие Д.З.: Иешуа ошибся – человек безнадежен?

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Оформление: на доске – тема, эпиграфы, портрет М.Булгакова, экран.

Угловая ширма, задрапированная малиновой и черной тканью. На ее фоне – кресло с высокой спинкой, небольшой столик, свеча высокая (желательно красная в черном подсвечнике), на столике черная скатерть. Столик со свечой появляется на втором уроке. На первом уроке на ширме черная драпировка на втором – малиновая.

Эпиграф:

- Что есть истина?

- Они – люди как люди...обыкновенные люди…

1.Экспозиция: (звучит тихо музыка И.С.Баха – орган)

Слово учителя: Сегодня наш разговор будет посвящен удивительному, таинственному, странному и великому роману Булгакова, “закатному роману” - “Мастер и Маргарита”. Невозможно за 2-3 урока постичь всю значимость этого произведения. Самый лучший способ: без детального анализа просто отдаться во власть мысли, фантазии, чувств автора и ощутить силу добра и света, идущую от бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, заразиться удивительным чувством свободы и любви, которыми переполнена Маргарита, летящая над Москвой, почувствовать величие и силу Вечного Зла, Воланда, насладиться красотой и таинственностью лунных весенних ночей, испытать вместе с Мастером страх и отчаяние за свой удивительный роман и за ту единственную, без которой нет жизни.

Сегодня я предлагаю вам несколько ключей к этой удивительной истории, рассказанной Булгаковым в самый разгар Большого террора.

Итак, за мной, читатель, как писал Михаил Афанасьевич!

2. Завязка 1. (Звучит запись выразительного чтения старшеклассниками на фоне музыки И.С.Баха “Токката и фуга ре минор” фрагмента 2 гл. 1 ч “Разговор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри”, “Рассказ о казни Иешуа Га-Ноцри”. На экране слайды: А.Ге “Что есть истина?”, “Голгофа” ).

- Итак, с помощью музыки Баха и картин русского художника 19 в. Александра Ге мы с вами оказались в далеком прошлом.

Вопросы к классу: - В каком именно времени?

- Знакомы ли вам сюжеты?

( Да, библейский сюжет )

- Итак, Библия. Новый Завет. Страстная пятница, когда был казнен после неправедного суда Иисус Христос. И все-таки это не библейский текст, и не его художественное переложение. Это фрагменты из романа Булгакова. Понтий Пилат разговаривает не с Христом, а с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри. И город, где происходит действие – Ершалаим.

- А в Библии? (Иерусалим)

- Звуковое сходство уловить нетрудно, и не только звуковое.

Иешуа (греч.) – Иисус, Га-Ноцри – в иудейских книгах – спаситель из Назарета.

3. Проблема 1.Что же перед нами? Пятое Евангелие от Булгакова? Еще одна версия тех трагических событий, о которых человечество никак не может забыть?

4. Разработка 1. – Обратимся к первоисточнику, к Библии.(Звучит запись литературно-музыкальной композиции “Жизнь Иисуса Христа”: сцена разговора и казни) Как видим, сходство налицо, но Булгаков идет дальше библейского текста. Во-первых, он дает нам портреты Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри (выразительное чтение учениками)

Вопросы к классу: Что знаем о прокураторе?

Он осуществляет власть Рима в Иудеи. Сейчас у него невыносимо болит голова, так что он думает о яде. Он одинок, любит только свою собаку. Его боятся. Власть его безгранична. А еще он пытается разобраться в деле арестованного. Допрос превращается в беседу-спор.

- О чем спорят герои?

Действительно ли все люди добрые?

Что есть истина?

Что такое власть?

От чего зависит судьба человека, вправе ли человек распоряжаться своей судьбой, чужими судьбами?

Понтий Пилат потерял веру в людей, считает, что человек может обладать безграничной властью. Иешуа Га-Ноцри убежден, что все люди добрые! Злых людей нет на свете! Что касается жизни, судьбы человека, то, кто подвесил, тот и оборвет.

Сострадание Иешуа невыносимой боли Понтия Пилата уничтожало боль, значит, истина в сострадании, добром отношении к людям, способность к пониманию и прощению. Мы видим, как изменилось отношение Понтия Пилата к бродячему философу, который верит в людей, верит, что наступит царство истины, где не нужна будет никакая власть.

Разработка 3. – Как дальше складывались их отношения?

Понтий Пилат проникает доверием к арестованному, ему интересно с этим человеком, казалось бы, совершенно беззащитным. Он даже хочет спасти его и придумывает как, но для этого Иешуа нужно оказаться от своих взглядов. А он не может, не хочет, продолжает проповедовать опасные идеи, покушаясь на официальную власть, тем самым подписывает себе смертный приговор. Понтий Пилат поступает вопреки своим чувствам. Ему остается только умыть руки, но во веки веков кровь этого проповедника ему смыть не удастся. Почему же Понтий Пилат не спас Иешуа Га-Ноцри, обладая такой властью?

5 Кульминация 1. (Звучит музыка Баха. Свет гаснет, зажигается фонарь, освещающий ширму и кресло). К нему выходит Понтий Пилат (юноша в роли Понтия Пилата в черном, на плече – красно-белый плащ). Задумчив. Подавлен. Садится в кресло и произносит монолог Понтия Пилата, которого в тексте нет. Он написан исполнителем роли прокуратора. В нем, опираясь на текст романа, он объясняет, почему не спас философа (интонации раскаяния, боли).

Вопросы к классу: - Прокомментируйте монолог Понтия Пилата. Палач перед нами или жертва? Он несвободен, потому что зависит от власти консула Тиберия, ему страшно оказаться на месте арестованного и потерять все. Бесстрашный воин, всадник, он боится и не находит в себе силы пойти против тех, кому мешает проповедник, не вписываясь в систему. План спасения был, но осуществить его он не смог. Вот почему автор надевает на него белый плащ с “кровавым подбоем” - символом чистоты, благородства и крови, страдания. Так в романе звучит тема тоталитарного государства, волновавшая автора.

Вопрос к Понтию Пилату: - Что смог для несчастного сделать прокуратор? (приказал убить Иуду).

- Но зачем? (чтобы успокоить совесть).

- Помогло? (Нет)

- Итак, чувство вины будет мучить прокуратора 12 тыс. лун. Он не палач, а жертва власти, страха перед ней. В то время как Иешуа Га-Ноцри свободен, говорит то, что думает, потому что не боится потерять то, что может потерять Понтий Пилат. Его не мучают угрызения совести.

6. Развязка 1. (возвращение к проблеме) Булгаков обратился к библейскому сюжету, чтобы поговорить с читателем о свободе и несвободе, о совести, о власти. Предавая себя, мы губим свою душу, обрекаем на вечные муки. Это нравственное отступничество. Эта тема пройдет через весь роман. Иешуа Га-Ноцри – это не совсем образ Иисуса Христа, да и вряд ли Булгаков решился бы напрямую изобразить Спасителя. Различий много. Автор их даже подчеркивает, но их объединяет главное – вера в людей, в истину, в добро. Даже физические страдания не способны сломить философа (хотя он боится боли). Он не может совершить нравственное отступничество. Именно об этом писатель говорит с читателем, живущим в государстве, в мире, где вечно существует конфликт личности и власти, угроза зарождения тоталитарного государства.

Завязка 2. – Наш разговор о романе мы начали с Ершалаимских страниц, где главными героями были Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Но основные события в произведении происходят не в библейские времена.

Вопросы к классу: - Основное время действия в романе? (Москва 30-х г. 20 в.)

Проблема 2. – Какая же связь между “ершалаимскими” и “московскими” сценами? Зачем Булгакову два сюжета?

Разработка 1. А связей этих достаточно. Но, все попорядку. Начнем с внешних. А для этого вернемся к вопросу о времени.

- Что мы знаем о страстной пятнице, когда был распят Христос? Что ей предшествовало? Что случилось? Что случилось после? (Ребята вспоминают библейские сюжеты)

- С чего начинается роман? (выразительное чтение начала романа)

Итак, майский, жаркий, душный день, Москва, Патриаршие пруды, среда, страстная неделя. Давно-давно, в эти же дни Иисус Христос вошел в Иерусалим, а в Москве появился странный иностранец. Он пробудет в столице до субботы, до вечера, натворит много дел. Но сначала расскажет двум литераторам, умирающим от жары на Патриарших прудах, о чем говорили Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в день 14 нисана, в страстную пятницу 12 тыс. лун тому назад. Мы знаем о чем.

Разработка 2. – Почему возникла эта тема? О чем беседуют два литератора, сидя на скамейке пустынной аллеи?

Итак, речь идет о Христе (ну конечно, канун пасхи в стране атеизма), точнее, о том, что его никогда не было и быть не могло. И тут появляется некто и утверждает..

- Что утверждал иностранец? (Что все, что описано в Библии, правда, и он сам был при этом. Истинно, что временная связь между сценами буквальна: “московские” главы заканчиваются фразой, с которой начинаются и “ершалаимские” главы. Временное пространство преодолено! В мире все взаимосвязано!

Разработка 3. – Посмотрим поближе на этого иностранца. (выразительное чтение портрета Воланда)

- Имя? (Воланд) В переводе с немецкого – черт. Это не единственное его имя: он же Сатана, Вельзевул, Люцефер, Асмодей и, наконец, Дьявол – падший ангел – дух отрицания, дух сомнения. Нетрудно установить его духовное родство с Мефистофелем Гете (ребята вспоминают “Фауста”, образ пуделя и эпиграф к роману). В Москву Дьявол прибыл не один, а со свитой.(учащиеся рассказывают о свите Воланда). Воланд утверждает, что Иисус Христос существовал. Мало того, убежден, что существует некая сила, создавшая все, всем руководящая и все планирующая. Человек на себя такую роль взять не может – он не может знать наверняка, что с ним будет через несколько часов. Правда, Берлиоз утверждает, что это неправда, вот он знает, что будет делать сегодня.

- Прав ли он? (история гибели Берлиоза)

Да, воистину. Кто нить подвесил, тот и оборвет. Но неужели Дьявол и его свита появились в Москве только за тем, чтобы убедить знаменитого авторитетного критика, что Бог есть?! Не похоже. Тогда зачем?

Разработка 4. – Давайте посмотрим, чем они занимаются в Москве.(рассказ ученика о похождениях Воланда и его свиты. Сеанс Черной магии) Да, жуткое зрелище представляет собой иногда человечество, охваченное жаждой денег. Неслучайно, одна из самых ярких арий в опере Гуно “Фауст”, ария Мефистофеля, именно об этом. А картины немецкого художника позднего Возрождения И.Босха рисуют человеческие души во власти сатаны. Есть о чем задуматься!

(звучит ария Мефистофеля из оперы Гуно “Фауст” “Люди гибнут за металл, демонстрируются слайды с картин Босха)

- Что это? Эксперимент? Над кем? Над советским народом, который строит социализм, т.е. общество без богатых и бедных, общество счастливых и совершенных людей. Так утверждала в то время советская пропаганда. Воланда интересует: они правда другие? Добрые? Возвышенные? Не жадные? Ведь именно об этом мечтал Иешуа Га-Ноцри. И что же? Нет, люди как люди. Обыкновенные. Вот только квартирный вопрос их испортил.

Беседа с классом: - Что означает эта знаменитая фраза Воланда?

Никакие высокие правильные идеи не могут быть воплощены, если жизнь человека не устроена, он погряз в мелочных заботах, в бытовых проблемах.

- Свободны ли москвичи? Нет. Они зависят от своих страстей, страхов. Есть те, кто выбирает несвободу под давлением обстоятельств, а есть те, кто делает этот выбор добровольно.

- А какую позицию занимает Воланд и его свита? Он вмешивается, карает, вершит правый суд. Кульминацией деятельности Воланда в Москве становится Бал Сатаны вечером в страстную пятницу (зло празднует казнь Христа).

Кульминация 2. (звучит “Вальс” Штрауса, выразительное чтение описания бала). А в это время в доме литераторов у Грибоедова – свой бал.(чтение сцены бала).

Не правда ли, очень похожие описания? Что это? Конец света? Обе сцены – пример эсхатологии – учения о судном дне. Судный день в Москве 30-х годов – всем по делам их). Но почему во главе этого судного дня не Бог, а Дьявол?

(гаснет свет, звучит музыка Баха, появляется Воланд в исполнении ученика. На нем костюм и черный плащ. Садится в кресло) Произносит монолог, которого в романе нет о том, что некому в этой стране вершить правый суд. Власть лжива и преступна, она не может быть носителем правды и справедливости. А значит не может ни защитить личность, ни тем более создавать нового человека.

Да, придет день, когда все злодеяния получат заслуженную кару, этого не минует никто.

Развязка 2. (возвращение к проблеме) Иешуа Га-Ноцри верил, что все люди добрые и когда-нибудь наступит царство истины. Но Воланд слишком давно знает человека. Мир открыт для него без румян и грима. Он знает, что без борьбы добра и зла нет движения вперед. Воланд призван вечно испытывать человека. и теперь вопреки утверждения, он убедился, что и в этом новом государстве люди далеки от совершенства. Даже слишком далеки. И ему приходиться восстанавливать равновесие, творить добро, потому что зла стало слишком много. Какой же смелостью должен обладать писатель, чтобы утверждать это? Горько усмехается Дьявол, глядя на Москву, погрязшую в рутине, мещанстве, разврате, жадности и лицемерии. Воланд и его свита помогают нам понять, что бесовское в самом человеке! Сам ход истории, внешние изменения не могут изменить человека внутренне, если он сам не чувствует потребности в этом.

Кто распял Христа – Иешуа Га-Ноцри? Люди! Не Дьявол! Задумайтесь об этом!

Последействие. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: “Неужели бродячий философ ошибался, и человек безнадежен, не способен к самосовершенствованию?”