Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель" в 6-м классе

Разделы: Литература


Цели:

  • Раскрыть сюжет художественного произведения; провести наблюдения за языком произведения;
  • Формирование ассоциативного мышления : связь цвета, слова и музыки; развитие навыков анализа художественного произведения;
  • Верность слову, долгу, чести - основные качества главных героев повести.

Элементы здоровьесберегающих технологий: формирование духовного мира детей; формирование нравственных понятий на примере художественного произведения; формирование ассоциативного мышления (ассоциативных цепочек); помощь в определении своих собственных ощущений от восприятия произведения, стиля писателя; информация о цветотерапии

Словарная работа: прямая и обратная композиция, экспозиция ,кульминация, развязка, ирония- тонкая, скрытая насмешка.

Оборудование:

  • повесть А.С.Пушкина "Метель"
  • Набор фотографий "Осень 2007 в Болдино" (из семейного архива)
  • Портреты Пушкина, Н.Гончаровой
  • Музыкальная запись - Г.Свиридов композиция к пов. Пушкина " Метель"

Предварительная работа - ДЗ

  1. Прочитать повесть А.С.Пушкина " Метель".
  2. Создать иллюстрации к понравившимся эпизодам.
  3. Попробовать составить план произведения.
  4. Выяснить значение слов: улан, корнет, гусар, прапорщик, Георгий в петлице, отставной заседатель.
  5. Письменно:
    а) От лица Владимира написать "полусумасшедшее письмо" родителям Маши - мальчики;
    б) От лица Маши написать письмо подруге накануне венчания (побега) - девочки.
  6. На основании эпиграфа написать (придумать) рассказ, стихотворение другого содержания.- по желанию.

Ход урока

1. Под музыку Г.Свиридова к пов. Пушкина " Метель"исполняется стихотворение "Бесы".

Учитель: Какая картина возникает перед вашими глазами после прочтения этого стихотворения?

- Каков общий фон этой картины? (помогут выделенные слова)

Ученики: Мутный, белый, бледно-жёлтый.

Учитель: Какие чувства возникают после такой картины?

Проверка ДЗ - рисунки с обсуждением

Ученики: Безысходности, тревоги, тоски.

Учитель: Тройка - дорога - путь - судьба - тревога, сомнения- вся эта линия ассоциаций так знакома и так дорога русскому читателю. Каждый русский знал это чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а снег уже не просто снег- он кажется чем-то неведомым и злым. Кружишь и кружишь в поле, не в силах вырваться из чьих-то колдовских объятий. В народе говорят : это водит бес. И разве не видит его отчаявшийся путник - этот сверкающий искрой глаз? Разве не слышит жалобного бесовского воя? И не так ли в жизни порой кружат возле нас бесы разные, стращая и надрывая сердце своим визгом?

Учитель: Обратите внимание, чёрный цвет не обозначен прямо, но ясен из контекста.

Приложение №1. Символика цвета

Чёрный. Чёрный цвет - это сгустившаяся ночь, таящая много неожиданностей, таинственности и прелести. Часто чёрный ассоциируется с пустотой, горем, смертью, разрушением, войной.

Отрицание чёрного - желание не отказываться от различных возможностей в жизни и сохранять контроль над своими решениями и действиями. Человек хочет быть хозяином своей судьбы: независимым и свободным от запретов препятствий, за исключением тех, которые он сам себе определит. Однако зачастую такой человек хочет слишком многого, а также бывает слишком авторитарным, что свидетельствует о его внутреннем беспокойстве.

Вывод: Лирика- род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека. Лирического героя что-то угнетает, но он хочет остаться независимым и свободным от запретов.

2. Учитель: В стихотворении рассказывается об одном из зимних дней. Но написано оно 7 сентября. Что же навеяло автору такие ассоциации?

Историческая справка.

В декабре 1828 г. в Москве на балу он впервые встретил Наталью Гончарову. Это было настоящее, целиком его захватившее увлечение, подлинная влюблённость. В марте следующего года он сделал предложение, но получил неопределённый ответ. К этому периоду относятся и разрыв с семьёй (с отцом), и смерть няни (1828г.), и отказ на прошение выехать за границу. За ним установлен негласный надзор полиции ( лично генерал Бенкендорф по спец. поручению самого Николая I). И вот на фоне всего этого он получает наконец согласие на брак. Отец отдаёт во владение сыну деревню Кистенёвку, поблизости от Болдина.

31 августа 1830 г. А.С.Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. В селе Болдино он надеялся пробыть 2 недели, но из-за эпидемии холеры пробыл там почти 3 месяца (до 27 ноября). Душевная смута не покидала Пушкина. Осень- его время, пора его литературных занятий, а приходилось хлопотать о житейских нуждах.

Женитьба обязывала к новому положению, и не только в свете. Семья, Дом, чего он был лишён с детства, - притягивали упорядоченной жизнью.

"Бесы"- самый точный снимок душевного состояния в эти дни: неведение, страх, потерянность, мистический ужас и надрыв, вообще-то ему не свойственный. "Чёрт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан"- пишет он. Свадьба тоже под вопросом: Уезжая, он поссорился с будущей тёщей. "Я уезжаю, - пишет он будущей невесте, - не зная, что меня ждёт..."

Вскоре начинают приходить письма от Наталии. Она обещает выйти за него и без приданого Тучи над головой развеялись. Будущее определялось: Желания, кажется, исполнялись: Он уже рвётся в Москву, но холерные карантины не дают ему уехать. Постепенно он смиряется с невозможностью уехать и осознаёт, что это время дано ему самим Богом для того, чтобы он занялся любимым делом - творчеством. И он трудится каждый день не покладая рук, трудится с таким напряжением , как , может быть, ещё никогда. Болдинская осень позволяет нам ясно представить себе всё богатство духовной жизни гениального поэта. Предоставленный самому себе, накануне большой перемены в своей судьбе, перед лицом опасности ( в стране свирепствовала холера) он не хотел, чтобы его замыслы погибли вместе с ним. Эта пушкинская "болдинская осень"- явление исключительное во всей мировой литературе. Какое разнообразие, какой напор и какой размах замыслов. Счастье, радость он испытывает от того, что может в тишине, вдали от суеты заниматься любимым делом - творчеством.

  • 7 сентября - "Бесы"
  • 9-го пов. "Гробовщик"
  • 12.09- "Сказка о попе и работнике его Балде"
  • 14.09- пов. "Станционный смотритель"
  • 20.90- пов. "Барышня- крестьянка"
  • 25.09- 8-ю гл. романа "Евгений Онегин"
  • 5и10.10- "Домик в Коломне"
  • 12-14.10- пов. "Выстрел"
  • 20.10- пов. "Метель"
  • 23.10- "Скупой рыцарь"
  • 26.10- "Моцарт и Сальери"
  • Окт. - закончил "Путешествие Онегина"
  • 1.11- "История села Горюхина"
  • 4.11- "Каменный гость"
  • Ноябрь- "Пир во время чумы"
  • Целый ряд лирических стихотворений.

"Повести Белкина"

Учитель: В этот период происходит переосмысление ценностей. Впоследствии жене он писал: "Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным". Т.Е. более способным к различению добра и зла, более спокойным и справедливым. В произведениях появляется образец настоящей женщины, идеальной Жены. Это и Маша из "Дубровского", и Татьяна Ларина из "Евгения Онегина", и Мария Гавриловна из повести "Метель". Действительно ли это так? Что же так ценит в женщине и вообще во всех людях А.С.Пушкин?

Учитель: Повесть "Метель" входит в сборник "Повести Белкина", который полностью был создан в Болдино. Какие ещё повести входят в этот сборник?

Учитель: Все повести (даже "Гробовщик") как-то связаны с темой брака.

Авторство Пушкин приписывает Белкину - простому человеку из поместных глубин России. Почему?

Ученик: И.П.Белкину эти истории когда-то рассказали разные люди, с которыми Белкину легко было встретиться и непринуждённо общаться. Белкин разделяет точку зрения этих людей, он один из них..

Учитель: Пушкину важно было показать русскую жизнь в изображении людей из народа, не с позиции автора с критическим мышлением. Этот литературный приём придаёт повестям достоверность.

Анализ текста.

1) Учитель: Прочитаем эпиграф. На что нас настраивает этот отрывок из стихотворения Жуковского? Отличается ли он от изображения метели в "Бесах"?

Ученик: Ощущение какой-то тайны при взгляде на храм. У Жуковского картина метели построена на контрасте чёрного и белого. У Пушкина чёрного цвета нет. Вороны утверждают (восклицательный знак), что будет несчастье. У Пушкина больше вопросов.

2) Учитель: Кто главные герои произведения?

Ученик: Марья Гавриловна, Владимир Николаевич, затем появляется Бурмин.

3)читель: В чём авторская ирония по отношению к этим молодым людям?

Ученик: "Мария Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена".

Рассуждение "Если мы друг без друга жить не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без неё".

"Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны"

Пушкин с иронией относился к французским романам. Эта любовь не настоящая, а придуманная.

4) Учитель: Какие достоинства имения Ненарадова отмечает автор? (Гостеприимство, радушие, тишина)

5) Учитель: Почему родители сначала были против брака их дочери?

6) Учитель: Как Маша себя чувствовала накануне бегства? Почему?

Проверка ДЗ - письменная работа (девочкам) от лица Маши написать письмо подруге накануне венчания (побега ).

Учитель: Перескажите сновидения Маши. Зачем Пушкин описывает их так подробно?

Учитель: Почему автор называет Машу "преступницей"? (Преступила нравственный закон- ослушалась родителей, обманывает всех. )

7) Учитель: Докажите, что Владимир искренне любил Машу.

Ученик: Свидание, письма, послал свою тройку и слугу, договорился со священником о венчании, в метель "пот катился градом",был постоянно"по пояс в снегу", "начал сильно беспокоиться", "слёзы брызнули из глаз", послал "полусумасшедшее письмо" родителям Маши.

Учитель: О чём, по вашему, писал Владимир? Почему письмо получилось "полусумасшедшим"?

Проверка ДЗ - письменная работа (мальчикам) от лица Владимира написать полусумасшедшее письмо" родителям Маши.

8) Метель. Чтение отрывка. (Муз. сопровождение- Г.Свиридов композиция к пов. Пушкина " Метель")

По ходу анализа заполняем таблицу

Явления природы: основной фон, цвета и звуки Человеческие чувства и эмоции
1
2
3

Учитель: Каков общий фон этой сцены? Какие цветовые эпитеты вам встретились?

Ученик: "Во мгле мутной и желтоватой", "белые хлопья снегу", "что-то стало чернеть", "мрак дерев".

Учитель: Мутный- цвет непрозрачный, туманный. Желтоватый придаёт оттенок болезненности. Общее состояние героев тоже похоже на эту картину- чувство угрозы, печаль,сильное беспокойство,ужас,слёзы.

В табл. №1

Учитель: Очень часто употребляются глаголы "видеть", "казалось" при описании дороги Владимира. Обратите внимание- нет ни одного глагола, обозначающего слух. Когда автор описывает побег Маши, всё как бы звучит: "ветер выл", "ставни тряслись и стучали", "ветер дул". Как вы объясните это?

Ученик: Для Маши важнее было, что скажут о ней, какое предзнаменование она услышит, да и глаза были полны слёз. А Владимир не придаёт значения разговорам и приметам. Для него важнее факты. (Женщина любит ушами, а мужчина глазами)

9) Учитель: Чем закончилось похищение Марьи Гавриловны?

Ученик: Ничем. Утром она встанет и придёт к завтраку, а вечером сляжет в горячке. Это пока тайна.

Учитель: Что же было в церкви, что произошло? Ничего неизвестно. Это ещё одна тайна, которая сохранилась полдюжиною заговорщиков.

- Какие эмоции сопровождают отношения М.Г. и Владимира?

Табл. №1а

10) Учитель: Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира?

Ученик: Война 1812 г. Владимир в битве при Бородине будет ранен, а затем уже в Москве умрёт.

Учитель: Найдите самые патриотические строчки повести. (Их чтение и анализ)

а) Как относились люди к возвращающимся войскам? Чем эти чувства были вызваны?

Б) Как изменились после войны офицеры? Солдаты? Женщины? Почему? ( Восторг, бурные эмоции, общее высокое патриотическое чувство может родить только искренняя любовь к Родине.)

В) Почему в уездах и деревнях восторг был ещё сильнее? ( Люди более искренние.)

Г) Найдите, где Пушкин поёт гимн времени и Родине.

Д) Какой основной фон этого эпизода? (Сияние всех красок, блеск медалей)

Табл. №2,2а

11) В чём отличие Бурмина от других претендентов в женихи? (Ранен на войне 1812 г., гусар, Георгий в петлице, молчаливый, задумчивый, "тайна в глазах").

Проверка ДЗ- толкование слов

12) Учитель: Как ведут себя герои друг с другом? Похожи ли их отношения на отношения Маши и Владимира? (Нет, не похожи. Отличие в том, что это искренне чувство, не скрываемое ото всех, как преступление. Герои веселы, спокойны, уверены в себе.)

Табл. №3а

Учитель: Какие краски преобладают в сцене последнего объяснения? (Все краски ярки, насыщены. Девушка "у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье").

Табл. №3

13) Учитель Так что же было на самом деле в церкви?

Композиция не линейная(прямая), а обратная. Автор часто обрывает повествование, говорит, что дальнейшее покрыто тайной, но дальше эта тайна будет раскрыта.. Последняя сцена возвращает нас назад, тайна раскрывается только в последней фразе, как в анекдоте. Такое построение держит читателя в напряжении, придаёт повести очарование.

Обобщающая беседа по идейному содержанию повести.

1) Учитель Какие достоинства Маши Пушкин отмечает в начале повести ? Какие качества характера автор выделяет позже? (Умение преданно любить, её благородство, верность долгу).

2) Учитель Определите главные достоинства Владимира, Бурмина. ( Верность слову, чести,долгу)

3) Учитель: Так о чём же повесть "Метель"?

О заповеди - преступать которую недопустимо. Это понимают двое молодых людей. Супруги, венчаясь, дают обет верности. Таинство брака соединяет их навеки. Недаром говорится, что браки совершаются на небесах.

Итак, венчанные не по любви, а по обстоятельствам, Бурмин и Марья Гавриловна расстаются надолго. Метель разбросала их. Однажды они почувствовали, что любят друг друга. Между этими событиями прошло, пролетело смутное время. Но метель улеглась, обстоятельства прояснились, и оказалось, что оба не нарушили обета. Оба остались верны в эти годы- кому? Друг другу? Не только! Чему? Долгу!- который не был для них пустой формальностью. Он-то и свёл их в конце концов в настоящей любви. История закончилась так счастливо потому, что в ней участвовали человеческая воля и верность.

4) Учитель: Почему же повесть называется "Метель"?

Ученик: Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за пережитое.

Обобщение наблюдений за языком повести

Учитель: Обобщим наши наблюдения за языком повести.

1) Какие эмоции сопровождают взаимную любовь Владимира и Марьи Гавриловны? (обмороки, слёзы, сон, печаль, ужас, полусумасшедшее письмо, болезнь, горячка, смерть героя)

Какие цветовые ощущения от этих сцен? Похожи ли они на цвет метели?

Явления природы: основной фон, цвета и звуки Человеческие чувства и эмоции
1. Метель - основные цвета - мутная мгла с налётом желтизны; вой ветра как предзнаменование беды. 1а. Отношения Владимира и Марьи Гавриловны - обмороки, слёзы, сон, печаль, ужас, полусумасшедшее письмо, болезнь, горячка, смерть героя, "преступница"
2. Сияние всех красок, блеск медалей (жёлтый , цвет золота), крики восторга, песни 2а. Патриотические чувства после войны 1812г. - восторг, бурные эмоции, искренность, спокойная уверенность, радость.
3. Природа в сцене объяснения Марьи Гавриловны с Бурминым - сияние солнца( солнечный жёлтый цвет), белое на зелёном фоне 3а. Отношения Марьи Гавриловны с Бурминым - спокойствие, жизнерадостность, уверенность, желание жить

Приложение№1. Символика цвета.

Жёлтый на сером - негативное угнетённое состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечёткое представление о том, как это сделать.

Жёлтый. На психологическом уровне- это оптимизм, освобождение от всех проблем, давления или ограничивающих, сковывающих обстоятельств.

Человек испытывает необходимость в перемене условий или в изменении отношений с другими людьми, т.к. считает, что это принесёт ему облегчение. Стремление к освобождению и большому счастью. Человек ищет новые возможности для реализации своих надежд.

Нередко жёлтый свет связывают с разлукой.

Учитель: Основной фон повести - белый. Не только природа , но и герои , М.Г. - "стройная, бледная",Бурмин "с интересной бледностью", Владимир в сне М.Г. - "бледный окровавленный", а когда утихла метель, перед ним расстилалась ковром белая равнина как предвестник его гибели. (см приложение)

Приложение№1. Символика цвета

Белый. Все цвета радуги объединяются в белом свете. Белый солнечный свет содержит в себе весь световой спектр от красно-оранжевого до сине-фиолетового. Энергия белого цвета - это энергия счастья, энергия внутреннего умиротворения и слияния с высшей гармонией природы.

Испокон веков люди наделяют белый цвет свойствами очищения. В песнях белый цвет символизирует чистоту помыслов и ожидание светлого чувства.

Белый цвет- примиряющий цвет, дающий возможность всё начать сначала.

На белом фоне почти все краски слабеют. Например, светло-жёлтый растекается на белом , становясь чрезвычайно слабым. На чёрном же действие светло-жёлтого так сильно, что оно "прямо-таки отрывается от плоскости, плавает в воздухе и бросается в глаз".

Пушкин- был очень жизнерадостным человеком, любил свободу дружеское общение. В его произведениях всегда смешение самых ярких красок. Реже всего вы увидите чёрный, чаще всего все оттенки жёлтого (см приложение №1- символика цвета)

Вывод: можно заметить сходство в изображении картин природы и в чувствах человека. Что даёт повод сказать, что название "Метель" не только о явлениях природы. Это и чувства людей во время жизненных трудностей.

Можно также заметить сходство и в изображении чувств людей. Пушкин даёт понять, что людей может объединять только истинная любовь, а не краденое "преступное" счастье. Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни. Это может быть и любовь между мужчиной и женщиной, и любовь к Родине. Такая любовь объединяет людей, делает их счастливыми и свободными в изъявлении чувств. Но чтобы испытать это чувство, надо пройти через много трудностей. Помогут здесь такие качества характера как верность слову, долгу, чести.