Литература
-
"Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классе 2009
На уроке идет обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста, показано мастерство Гоголя – художника слова и особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.
-
Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2009
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.
-
Элективный курс по литературе "Динамика лирического героя" (10–11-е классы) 2010
Узко ориентированный профильный курс должен дать основу, достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе. Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем XX века.
-
Элективный курс по литературе "Жизнь и творчество С.А. Есенина" для учащихся 11-х классов 2007
Элективный курс "Жизнь и творчество С.А. Есенина" рассчитан на 12 часов. Цель данного курса - переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе XX века. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
-
Элективный курс по литературе "Погружаясь в глубину поэтического текста…" (Развитие теоретико-литературных понятий) 2009
Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями); ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
-
Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях" 2008
Элективный курс по литературе предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственном потенциале, показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов.
-
Элективный курс по литературе "Хорошее время читать" (из истории военного детства). 6-й класс 2019
Данный элективный курс по литературе является важнейшей основной частью работы по привитию интереса к предмету. Данный элективный курс предназначен для учащихся 6-го класса, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу элективного курса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы. Основная идея программы - воспитывать у учащихся высокие нравственные качества. Особенность курса заключается в том, что изучаемые произведения не включены в списки для внеклассного и самостоятельного чтения, а героями многих произведений являются подростки.
-
Элективный курс по литературе "Человеку не прожить без смеха…" (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс 2007
Элективный курс по литературе для 9-го класса. Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание. Данный курс призван дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека. В программе элективного курса шире, чем на уроках, представлена художественная деятельность учащихся.
-
Элективный курс по литературе «Женская проза в русской литературе конца XX – начала XXI века» 2016
Предметом изучения данного элективного курса является творчество писателей конца XX – начала XXI века. Литература рубежа XX–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
-
Элективный курс по литературе. Тема: "В удивительном мире сказок". 5-й класс 2014
Цель курса - используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию УУД. Учебно-тематический план и расширенное поурочное планирование к элективному курсу. Критерии выполнения программы. Ожидаемые результаты - практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текста.
-
Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ" 2014
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов и рассчитан на 34 часа. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса для учащихся любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – части С ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
-
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей" 2009
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-го класса. Она может помочь одарённым школьникам углубить свои знаний, подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах.
-
Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе 2012
Электронное пособие для подготовки выпускников к экзамену по литературе в форматах ГИА и ЕГЭ экономит время на поиски необходимой информации. Может быть полезно учителям русского языка и литературы, а также выпускникам, готовящимся писать часть (С) ЕГЭ по русскому языку и решившим сдавать ГИА или ЕГЭ по литературе.
-
Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной 2009
В статье предложено авторское электронное пособие.
-
Электронные образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2024
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
-
Электронный журнал «Шолоховский вопрос»: споры об авторстве романа «Тихий Дон» 2018
Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда… Это легенда о плагиате «Тихого дона» — тоже своего рода шедевр: одна из самых абсурдных, одна из величайших — по масштабности распространения сравнима с эпидемией — и одна из самых живучих мистификаций литературной жизни XX века.
-
Элементы анализа лирического произведения на примере стихотворения И.Бунина "Сказка" 2015
Уроки изучения лирики занимают особое место и справедливо считаются одними из самых сложных. В статье представлен опыт работы автора по анализу лирического произведения.
-
Элементы инновационной технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе 2009
Характеристика принципов технологии "погружение": концентрированный характер, совершенствование чувственных форм восприятия, длительность занятия одним словесно-знаковым предметом. Первый опыт применения элементов технологии погружения на уроках развития речи в 5-м классе. Применение элементов технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе. Конспект урока по литературе с элементами технологии "погружение": в "Зимней сказке Анатолия Кыштымова".
-
Элементы подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе 2009
Мастер-класс представляет собой апробированные на практике методики подготовки к элементам ЕГЭ по литературе: имманентный анализ текста и систему подготовки к написанию сочинения. Предлагается в качестве методического пособия для учителей русского языка и литературы.
-
Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2012
В работе приводятся примеры практического использования элементов развивающего обучения в старших и средних классах. Они представлены как отдельными фрагментами уроков (проблемные вопросы и задания), так и целыми уроками (контрольные работы и уроки обобщающего повторения).
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2017
Благодаря внедрению элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности появляется возможность развивать у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения, что соответствует требованиям ФГОС.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Эмоционально-оценочная лексика и авторское начало в ранней прозе А.П.Чехова 2020
Цель работы: изучение эмоционально-оценочных высказываний, их влияние на авторское начало ранней прозы А.П.Чехова.
-
Эмоциональный жанр в русской литературе 2012
Урок знакомит учащихся с эпистолярным жанром. На примерах знакомых учащимся произведений показано, насколько этот жанр интересен. Из писем героев легко проследить развитие их характеров и интересов.
-
Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе 2005
Статья содержит конспект урока литературы в 6-м классе. Ход урока: * Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (краткие биографические сведения о М. Ю. Лермонтове; основной мотив лирики поэта). * Знакомство учащихся с новым жанром лирики (работа с материалами учебника; знакомство с эпиграммой Лермонтова и её анализ; самостоятельная работа учащихся). * Творческое домашнее задание. * Выводы по уроку.
-
Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма 2014
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола – послание, письмо) – один из древнейших жанров в литературе. На уроке учащиеся знакомятся с данным жанром, пробуют свои силы в составлении посланий.
-
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс 2009
Урок ставит целью изучение дружеского письма как типа речи, знакомит учащихся с российскими традициями эпистолярного жанра, приобщает к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения.
-
Эпический герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2015
Цель урока: формирование понятия об эпическом герое, исторической основе повести; развитие умения анализировать художественный текст и давать сравнительную характеристику литературных героев; уметь сопоставлять произведения разных эпох; воспитывать уважение к историческому прошлому родины, чувство патриотизма; формировать представление о системе ценностей человека. Урок построен в форме дискуссии, в ходе которой каждый участник делает нравственный выбор при решении проблемы.
-
Эпоха А.П. Платонова. 8-й класс 2011
Цели и задачи проекта: духовно-нравственное просвещение учащихся на примере жизни и деятельности А.П. Платонова; изучить творческую биографию писателя; результаты исследовательской деятельности отразить в литературной газете; развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде; формировать чувство патриотизма.