Литература
-
"…часы воодушевления эмоционального подъема… нравственного прозрения…" (Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе) 2007
Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников и не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Данная статья - попытка учителя представить систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в 5–11-х классах средней школы. Цель этих уроков - помочь сориентироваться детям в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению.
-
"Художник и власть". Творческая история романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Отражение в романе реалий 30-х годов 2009
Данная работа состоит из конспекта учебного занятия на 90 минут и презентации. Автор стремится ввести учащихся в атмосферу 30-х годов XX века, рассказать об особенностях культурного развития России в данное время; познакомить с живописью, музыкой, кинематографом и литературой 30-х гг., с творческой историей романа М.А. Булгакова, отражением в тексте произведения особенностей эпохи.
-
"Цветная музыка стиха". Лингвистический анализ художественного текста 2008
В основе урока лежит лингвистический анализ художественного текста, который направлен на формирование умений учащихся выявлять художественные особенности произведения. Данный анализ обеспечивает интенсивную работу учащихся, позволяет разнообразить учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, развитию их творческого воображения.
-
"Цветной туман" мечты и приключений (главы из романа А.Грина "Золотая цепь") 2007
На данном уроке учащиеся знакомятся с творчеством Александра Грина, анализируют главы из его романа «Золотая цепь». Отвечая на поставленные вопросы, ученики приходят к выводу, что мир мечтаний и грез нередко помогает человеку пережить горести и скорби, а порой – стать творцом своей судьбы.
-
"Цветы последние милей…" (П.А. Осипова-Вульф и А.С. Пушкин) 2008
Цели данного урока - познакомить юных пушкинистов с судьбой П.А. Осиповой-Вульф, проследить историю ее взаимоотношений с поэтом; медленно и вдумчиво перечитать лучшие страницы любовной лирики А.С. Пушкина.
-
"Цена жизни". Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Песни про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова 2010
На уроке ученики развивают навык сравнительной характеристики героев произведений разных авторов. В ходе дискуссии, анализируя художественные средства выразительности и определяя позицию автора, учатся избегать однозначного и бескомпромиссного суждения о герое, рассуждают о цене и ценности человеческой жизни.
-
"Чацкий и общество декабристов" 2010
Предлагаемый урок культурологической направленности является одним из пяти уроков по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Изучение литературных произведений на культурологической основе позволит педагогу сделать процесс знакомства с литературным произведением более осознанным.
-
"Человек в единоборстве с судьбой" (по рассказам Д.Лондона и В.Астафьева). 5-й класс 2012
Урок литературы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Шаг за горизонт» (Школа-2100). Учащимся предлагается сопоставить рассказы Д.Лондона «Любовь к жизни» и В.Астафьева «Васюткино озеро» и сделать вывод, что помогло героям выжить в экстремальной ситуации. Форма работы – групповая, активизирует деятельность, творческий подход к заданиям.
-
"Человек дела" и "деловой человек" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2011
Урок помогает учащимся понять античеловеческую сущность теории Раскольникова, вовлекает их в обсуждение проблемы нравственного выбора в литературе, учит видеть и интерпретировать художественные детали в произведении. Роман «Преступление и наказание» рассматривается в контексте русской литературы XIX века.
-
«Человек в зеркале искусства первой половины XX века». Интегрированный урок по истории, МХК и литературе, разработанный в рамках элективного курса «Искусство как зеркало самопознания» 2016
Разработка урока может быть реализована в 11-м классе в рамках элективного курса МХК. Данное занятие можно также использовать в качестве прелюдии к изучению постмодернизма в рамках любой программы, предполагающей знакомство с современным искусством. Материал можно изучать в течение нескольких занятий или, если класс сильный, на сдвоенном уроке.
-
Художественный текст как основа формирования коммуникативной компетенции, читательской грамотности обучающихся 2024
Цель: способность формированию читательской грамотности, коммуникативной компетенции школьника через развитие его языковых способностей, творческого мышления, исследовательских умений, овладение культурой речевого общения.
-
Художники Крыма. Художественное творчество В.В.Войталевича 2020
Цели и задачи исследования: исследование художественного творчества Виталия Вячеславовича Войталевича как способа выражения любви к Родине, формирования эстетических чувств у подрастающего поколения.
-
Царскосельский лицей: наставники и питомцы
2013
Цель урока: знакомство с уникальным учебным заведением – Царскосельским лицеем.
-
Цветовая палитра в поэзии Сергея Есенина 2011
Урок по творчеству Сергея Александровича Есенина дает возможность познакомиться со своеобразием поэтического творчества поэта, показать на примерах цветовую палитру по периодам, вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.
-
Цветы в литературе и нашей жизни
2012
Мероприятие знакомит учащихся с историей некоторых цветов, прививает любовь к литературе, природе, бережному отношению к ней. Рекомендуется проводить как для среднего, так и для старшего звена.
-
Центральные образы в рассказе И.С.Тургенева "Муму" 2020
Представлен фрагмент урока по теме «Центральные образы в рассказе И.С.Тургенева "Муму"».
-
Цикл уроков по литературе в 5-м классе по книге Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2005
Разработки трёх, совершенно разных по форме, уроков , но объединенных одной темой. Все представленные уроки объединяет книга Д. Дефо "Робинзон Крузо". Первый урок - это первая в жизни пятиклассника читательская конференция по книге. Второй урок -это внеклассное мероприятие "Остров Везения". Третий урок - это урок-экспедиция "Путешествие на необитаемый остров современных робинзонов".
-
Цикл уроков по литературе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На данном уроке учащиеся овладевают новыми путями изучения художественного произведения и учатся анализировать текст. Проверяется знание текста и понимание логики развития событий в жизни Гринева. Повесть имеет важное нравственное значение и высокое педагогическое содержание, которое отражается в словах: «Береги честь смолоду».
-
Цикл уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2023
Цикл уроков литературы в 10-м классе по изучению романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Соответствует учебникам базового уровня и требованиям новых ФГОС. Данная разработка содержит презентации к четырём урокам и позволяет проанализировать проблематику, структуру произведения, охарактеризовать главных героев, их взаимоотношения. Презентации содержат схемы, вопросы для обсуждения и качественный иллюстративный материал.
-
Цикл уроков по творчеству Б.Окуджавы (Арбатский мир) 2008
Данная работа представляет разработку трёх уроков по творчеству Б.Ш. Окуджавы. Она может быть использована на уроках литературы по теме «Авторская песня». На первом уроке рассматривается происхождение авторской песни, ее существование в современном мире. Второй урок построен в виде сценария, в котором говорится о судьбе Б.Окуджавы, его стремлении рассказать о своем Арбатском мире, мире, где живут добро, любовь, понимание. На протяжении всего урока ученики знакомятся с внутренним миром поэта, его переживаниями, опытами и начинаниями. Третий урок посвящён анализу стихов Б.Окуджавы, где ребята с помощью учителя следят за развитием темы Арбата в творчестве поэта.
-
Цинциннат Ц. как романтический и экзистенциальный герой в системе образов романа В.В. Набокова "Приглашение на казнь" 2010
Исследователи творчества В.В. Набокова находят в его произведении "Приглашение на казнь" черты романа экзистенциального, сюрреалистического, романа-антиутопии. Автор статьи И.Ю. Осмоловская стремится проанализировать сложную природу набоковского романа, отталкиваясь от эволюции образа главного героя Цинцинната Ц., осознающего кукольность окружающей действительности и начинающего понимать своё особое предназначение только в ситуации ожидания казни.
-
Цифровая антропология учителя русского языка и литературы: трансформация профессиональной деятельности в эпоху цифровых ресурсов 2025
Цель статьи: выявить антропологические изменения в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы при использовании цифровых ресурсов, а также предложить модель сбалансированного цифрового преподавания.
-
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2010
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
-
Цифровые чернила: как современные технологии оживляют уроки литературы 2025
В эпоху, когда смартфоны стали продолжением руки, а информация доступна в пару кликов, урок литературы рискует превратиться в архаичный ритуал для многих школьников. Однако, вместо того, чтобы бороться с технологиями, передовые педагоги чаще всего видят в них мощнейшего союзника. Современные инструменты не заменяют глубокое чтение и анализ текста, но способны сделать изучение литературы невероятно увлекательным, интерактивным и глубоким. Вот как технологии создают новый контекст для вечных произведений.
-
Чародейка Зима. 6-й класс 2012
Представлен второй урок из серии уроков-путешествий по страницам русской поэзии о природе и картинам художников-пейзажистов. Уроки включают элементы поисковой и проектной работы, могут сопровождаться выставками репродукций или презентациями.
-
Час мужества (по программе под ред. В.Я. Коровиной). 7-й класс 2012
Учащиеся знакомятся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ; учатся их выразительному чтению; изучают историю страны через призму своей семьи, малой родины.
-
Час поэзии "Что в имени тебе моем?" 2006
Предлагаю внеклассное занятие для учащихся 8–9-х классов. Можно использовать данный материал и для проведения литературного вечера, занятия литературного клуба. Цели занятия: 1) на примерах стихотворений русских поэтов раскрыть трепетное отношение к женщине; 2) воспитание умения раскрывать свои чувства уважения к женщине, интереса к истории страны, народа, истории происхождения имён, их значению; 3) обучение выразительному чтению.
-
Час поэзии. Конкурс чтецов "Камчатка – край родной" 2012
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов. Дети знакомятся с произведениями камчатских поэтов о родном крае, его красоте и величии. Занятие воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь и бережное отношение к природе родного края.
-
Части тела. Твердые и мягкие окончания принадлежности 2015
Урок формирования и закрепления знаний связан с предыдущим и последующими уроками по теме. Цель: знакомство со словами, обозначающими части тела, и закрепить их в речи; актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных компетенций, необходимых для восприятия новых (составление словосочетаний и предложений, диалогов); воспитание умения учиться и развитие навыков сотрудничества. Продуманы регулирование и коррекция знаний учащихся.
-
Человек — сын времени и сын своей страны 2003
Урок-исследование (по рассказу В.М.Шукшина "Экзамен") в 6-м классе по программе М.Б.Ладыгина. Главное на уроке литературы - комплексный подход к изучению произведения. Слушать и слышать автора, а не пересказывать, исследовать и анализировать текст, следуя от малого - от детали, слова, вопроса, монолога к идее произведения, использовать опорные схемы-конспекты. Одновременно воспитывать уважение к родному слову, истории народа и страны.