Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: разработка урока, М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Мцыри»


Цели урока (для учителя):

  • углубление понятий «поэма», «романтический герой», «художественная идея», «художественное пространство», «тематика произведения», «характер героя», «проблематика художественного произведения в литературном и религиозном контексте», «реминисценция», «композиция», «эпиграф произведения», углубление представлений о роли этих элементов художественного текста в раскрытии идейного содержания произведения;
  • развитие навыков самостоятельного анализа художественного текста с учетом особенностей его композиции;
  • развитие навыков интерпретации текста малой жанровой формы – поэмы;
  • развитие навыков монологической и диалогической, устной и письменной речи;
  • создание в ходе работы с художественным текстом условий для формирования нравственных представлений учащихся о свободе, достоинстве, родине для воспитания духовных ценностей.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Форма организации обучения: урок-практикум.

Ведущий метод урока: проблемно-диалоговое обучение.

Планируемые результаты и универсальные учебные действия:

личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, справочников, интернет-ресурсов, учебных пособий);

метапредметные

  • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения;
  • умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценить ее;
  • умение анализировать информацию, сопоставлять факты; корректировать собственные утверждения исходя из приведенных аргументов.

предметные

в познавательной сфере

  • понимание связи литературного произведения с эпохой его создания и эпохой, отраженной в произведении;
  • выявление заложенных в литературном произведении непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, характеризовать его героев, определять проблематику;
  • владение литературоведческой терминологией;

в ценностно-ориентационной сфере

  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
  • развитие навыков собственной интерпретации литературного произведения;
  • понимание авторской позиции;

в коммуникативной сфере

  • восприятие на слух фрагментов литературного произведения, осмысленное чтение;
  • умение отвечать на вопрос по прочитанному или прослушанному тексту;
  • умение формулировать вопрос по прочитанному тексту исходя из его идейного содержания;
  • создание устных и письменных монологических высказываний, умение вести диалог;
  • написание домашней творческой работы;

в эстетической сфере

  • понимание образной природы литературы как искусства слова;
  • понимание роли приемов и изобразительно-выразительных средств языка: монолог, художественное пространство, пейзаж – в создании художественных образов рассказа.

Основные этапы урока

  1. Предтекстовой
  2. Тема урока.
  3. Цели урока.
  4. Определение средств обратной связи.
  5. Текстовой практикум.
  6. Проверка домашнего задания.
  7. Проверка индивидуального задания.
  8. Работа с ключевыми фрагментами поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»;
  9. Работа с литературоведческими терминами в ходе анализа художественного текста.
  10. Посттекстовой.
  11. Подведение итогов.
  12. Обращение к целям урока.
  13. Вариативное домашнее задание.

Ход урока

Обьявление темы урока

Цели урока (для учащихся):

  • выявление художественной идеи поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и средств ее воплощения;
  • выявление нравственного смысла финала поэмы;
  • углубление знаний о литературоведческих понятиях «художественное пространство», «художественная идея», «реминисценция», «монолог», «композиция», «тематика и проблематика произведения», «жанр»;
  • формирование представлений о понятиях «свобода», «воля, «судьба» в их религиозном и общечеловеческом аспекте;
  • подготовка к творческой работе.

Повторение изученного на предыдущем уроке с целью «погружения» в художественный мир произведения и создания проблемной ситуации

(на предыдущем уроке

  • познакомились с интересными презентациями «Кавказ в судьбе Лермонтова» и «Кавказ в творчестве романтиков», обобщим итоги узнанного
  • Кавказ – особое пространство, «теплая Сибирь» с одной стороны, абсолютное воплощение романтического идеала воли, свободы – ГАРМОНИЯ с другой стороны, место «битвы» человека с природой и самим собой _ БОЙ
  • говорили о том, что первоначальный эпиграф поэмы был изменен Лермонтовым и, следовательно, библейский мотив был важен для поэта: ключевой христианский мотив смирения противопоставляется мотиву протеста, борьбы; кроме того, первоначальный эпиграф в большей степени нацеливал на мысль, во имя чего бунтует герой, окончательный же расширяет и углубляет тематику и проблематику поэмы

?? Какова же тематика и проблематика поэмы? (это часть вашего домашнего задания)

СЛАЙД 3–4

?? Какая тема определялась как главная первоначальным эпиграфом? Окончательным? (родина - нарушение запрета, вызов, судьба)

Вспомним, что и в выборе названия поэмы Лермонтов долго колебался: даже в год окончания поэмы в рукописи назвал «Бэри»

СЛАЙД 5

?? Какие особенности композиции поэмы мы выявили на прошлом уроке? (кольцевая, 24 главы из 26 - исповедь, т.е. 2 первые главы – «внешний» сюжет, остальные – «внутренний»

Домашним заданием было дать характеристику главному герою, помня высказывание Пушкина о романтических поэмах «В романтической поэме главным героем, по сути, является поэт, его душа», и ответить на вопросы, почему романтическая поэма лишена любовного сюжета и в чем особенность исповеди Мцыри.

СЛАЙД 6

Создание проблемной ситуации

На самом деле, герой «Мцыри», по оценкам исследователей творчества Лермонтова, далеко не однозначен.

СЛАЙД 7

?? нет ли, с вашей точки зрения, здесь противоречия? Кто прав? На какие эпизоды опираются критики, давая такую оценку?

(не такой как все, нет … «могучий конь.. что я пред ним?» - встреча с грузинкой)

Итак, о цельности какого чувства говорил критик Андреев-Кривич? О какой надломленности, человеческой неполноте говорил Бурсов? (кем мог бы быть, как могла бы сложиться жизнь гл. 3, 8, 11, 13 «быть бы мог в краю родном не из последних удальцов»)

?? Какие же темы можно определить как главные? Для этого еще раз перечитаем главы 3, 8. 16. 18.

СЛАЙД 8

?? Так зачем же бежал герой? Что узнал о себе за эти 3 дня? И главное – нашел ли ответы на свои вопросы «прекрасна ли земля…для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Итак, главный вопрос Волен ли человек распоряжаться своей судьбой?

Вернемся к слайду Тематика. СЛАЙД 3

Ключевые темы СУДЬБА - РОДИНА - СВОБОДА

?? Что такое художественная идея?

СЛАЙД 9

Мы определили как главные 3 темы. Мысли героя о родине, о свободе, о судьбе и будут составлять художественную идею (помним, что лирический герой романтической поэмы – это, по сути, сам поэт, его душа)

РОДИНА гл.2 «могучий дух его отцов» гл.4 реминисценция «грозой оторванный листок» (СЛАЙД 10) гл.7, 14, 20, 21, 24, 25, 26.

СВОБОДА гл. 3, 6, 8, 10, 20, 21 герой «жил» эти 3 дня, он видел … слышал… думал… «как они навстречу дню…» «глазами и душой тонул» «блаженство вольности».

СУДЬБА гл.6, 16, 18, 19, 20 Смертельный бой с барсом – это кульминация поэмы, эпизод носит глубоко символический смысл. С кем (с чем) бьется герой? За что так отчаянно сражается? Что хочет доказать? Ведь уже ясно, что заблудился «Но даже на краю небес все тот же был зубчатый лес».

Осмысление и обобщение прочитанного на новом уровне

Нам осталось «собрать» эти мысли, и чтобы правильно расставить акценты, давайте еще раз обратим внимание на финал.

?? Герой сломлен или нет? Мечта «разбилась» о реальность или есть надежда на ее осуществление? (восклицательные знаки)

Сформулируем художественную идею поэмы. (Или сформулируем вопросы, на которые отвечает своей поэмой Лермонтов.)

Комментирование домашнего задания

1) Письменно сформулировать художественную идею поэмы, включив цитаты из текста.

2) Дать развернутый ответ на один из вопросов (по выбору)

- Как понимаете утверждение литературоведов о том, что исповедь Мцыри - это исповедь юноши лермонтовского поколения?

- Почему лермонтовский герой ощущает гармонию с природой и находится в конфликте с людьми?

- Можно ли утверждать, что бунт мцыри против своей судьбы был безрезультатным, бессмысленным?

3) Дать устный ответ на вопрос, почему поэму Лермонтова так много иллюстрировали художники? Принести на флешке несколько наиболее понравившихся вам иллюстраций.

Подведение итогов урока и комментирование оценок