Литература
-
"Человек должен быть чистым перед матерью-природой". Урок внеклассного чтения по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи", 8-й класс 2009
Урок по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи" - один из вариантов организации исследовательской работы по тексту художественного произведения. Анализируя рассказ, восьмиклассники глубже постигают авторский замысел, пытаются разобраться в мире собственных мыслей и переживаний, задумываются над нравственными проблемами сегодняшнего дня. На занятии создаются условия для того, чтобы ученики могли эмоционально пережить, продумать произведение, прочитанное ими самостоятельно.
-
"Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление 2009
Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели; докажет учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема.
-
"Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности" (по повести Д.Гранина "Клавдия Вилор"). 11-й класс 2013
Урок литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой, проведен как открытое мероприятие в школе. Цель: формирование представления о проблеме «человек на войне» в литературе 50–70-х годов, в военной повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», чувства патриотизма и гражданской ответственности.
-
"Человек спасается достоинством" (Ж.Нива). Средства создания образа героя в повести А.Солженицина "Один день Ивана Денисовича" 2009
На уроке раскрывается сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына; показана принципиальная новизна героя для русской литературы XX века и важнейшие особенности языковой манеры писателя.
-
"Человековедение Чехова" 2010
В статье рассматриваются: постановка вопросов этики, философии и религии в творчестве Чехова; факторы, обусловившие его творческую позицию; творческая манера письма Чехова.
-
"Человеком надо быть всегда" (по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!") 2010
Содержание урока построено на анализе двух рассказов, ребята находят в произведениях художественные средства выразительности, стилистические фигуры. Предметом анализа являются нравственные и этические проблемы нашего времени. Форма проведения – урок-дискуссия.
-
"Черный человек" Сергея Есенина 2010
Урок литературы, посвященный анализу произведения и его значения в творчестве и жизни поэта.
-
"Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
На уроке идет знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обогащение духовного мира школьников. Проводится аналитическая работа с текстом и его осмысление.
-
"Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается… Почему чиновник умер?" (По рассказу 1883 г. "Смерть чиновника") 2010
Урок по рассказу А.П. Чехова рекомендую проводить в 10-м классе, изучая раннее творчество писателя. Работа над произведением позволяет продолжить обучение сравнительному анализу произведений и сравнительной характеристике героев.
-
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский). Урок-исследование, урок литературы в 11-м классе 2023
Цель: формирование умения анализировать художественный образ, сравнивать литературные произведения с целью воссоздания образа Родины. Как к человеку приходит чувство Родины?
-
«Черновик семейного романа». Идеи и сценарии для постановки литературных спектаклей учителем-словесником. Сценарий литературного спектакля как текстологическая задача 2010
Сегодня актуальной является проблема семьи как одной из главных ценностей народа. Спектакль, где на первый план выдвигается тема семьи, поставлен по произведениям русских классиков. Главная мысль спектакля – способность построить счастливую семью зависит от степени зрелости человека, от того, насколько он готов учитывать интересы другого.
-
Человек и война (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2008
При проведении данного урока используются элементы модульной технологии. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого с учетом личностного выбора учебной деятельности. Данный урок является вторым в теме «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия», поэтому построен на интеграции двух предметов (литературы и истории).
-
Человек и история на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: картины войны 1805–1807 гг. Аустерлиц 2019
Учитель представляет опыт использования технологий осмысленного чтения и ИКТ при анализе эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир», посвящённых Аустерлицкому сражению, в 10-м классе. Учащиеся размышляют о том, как человек проявляет себя на войне, о взглядах Толстого,писателя и историка, открывают для себя «диалектику души».
-
Человек и писатель Варлам Шаламов. Наказание без преступления (урок-беседа) 2009
Наказание за преступление. Наказание без преступления… Как ведут себя люди в обоих случаях? И тот, кто знает, за что он наказан, и тот, кто, возможно, никогда не узнает об этом? Что чувствуют без вины виноватые, оказавшиеся на грани жизни и смерти? Вот круг вопросов, поднимаемых на уроке литературы. Обращение к творчеству Варлама Шаламова обогащает читателя размышлениями об исторической памяти, о жизни в целом, о её смысле.
-
Человек и природа в лирике второй половины ХХ века 2011
Урок призван убедить учащихся, что современная лирика продолжает лучшие традиции поэзии XIX века, утверждая мысль о необходимости приумножать богатства природы и защищать ее от варварского вмешательства.
-
Человек и природа в произведениях художественной литературы и музыки 2018
В сценарии говорится о том, что проблема "человек и природа" – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – Родина.
-
Человек и природа в стихотворении Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать…" (Урок-анализ стихотворения) 2008
В предлагаемой разработке урока дается анализ стихотворения Б.Пастернака. Урок-исследование помогает учащимся проникнуть в суть поэтического текста. В процессе коллективной исследовательской деятельности развиваются аналитическое и креативное мышление, коммуникативные навыки.
-
Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет")
2013
Цель урока: вызвать интерес к жизни и творчеству писателя-земляка В.Н. Федорова; выявить главную проблему повести; ознакомить с трагической судьбой экзотической обезьяны, главной героини повести «Звезда голуболикой Жаннет».
-
Человек и природа в творчестве М.Пришвина 2017
Произведения М.Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Понимание может расти вместе с читателем и год от года существенно изменяться.
-
Человек и природа. В.П. Астафьев "Царь-рыба". 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с автором, Человеком и Гражданином и его произведением "Царь-рыба". Совершенствуют умение анализировать ключевые сцены. Понять позицию автора в произведении.
-
Человек на войне. По роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" 2011
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли. На заключительном этапе работы обязательно читается опорный текст, что даёт возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.
-
Человек на войне. Урок литературы в 9-м классе 2020
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с «Фронтовой тетрадью» и стихами о Великой Отечественной войне писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева; развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи; развитие навыков выразительного чтения стихов; подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
-
Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека") 2011
Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» учит постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста. Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»; развивать навыки анализа художественного произведения; показать роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны.
-
Чем отличается пословица от поговорки? 2019
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
-
Через краски к чувствам 2003
Одна из задач учителя - привитие у учащихся интереса к поэзии. Для этого при работе с текстом используется особый прием - изображение в цвете собственного понимания лирического произведения, как первый этап на пути его анализа. Обобщен опыт работы в этом направлении в средних классах, представлены материалы уроков: А.С. Пушкин "Няне" (5-й класс). Сравнительный анализ стихотворения "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (8-й класс). Любовная лирика А.С. Пушкина (9-й класс).
-
Черты христианства в произведении А.С. Пушкина "Маленькие трагедии" 2008
-- О духовном образовании и воспитании в школах. Понятие "светскости". Иной взгляд на изучение "Маленьких трагедий" А.С.Пушкина. Трагедия "Скупой рыцарь". Не только о скупости. Трагедия "Моцарт и Сальери". Не только о зависти. Трагедия "Каменный гость". Не только о прелюбодеянии. Трагедия "Пир во время чумы". Расплата за все грехи.
-
Черты художественного образа 2003
После чтения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" учитель может провести литературную викторину по прочитанному, чтобы проверить, как усвоен художественный текст. Правильные ответы на все вопросы будут свидетельствовать о качественном прочтении романа.
-
Черты эпохи Сентиментализма в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" 2025
В презентации отражены основные черты эпохи Сентиментализма в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза".
-
Четвертый сон Веры Павловны – реальность или утопия? 2014
Урок строится на основе слайдов по желанию учителя. Справочный материал включает в себя раскрытие незнакомых слов и терминов.
-
Чехов и театр 2009
Урок «Чехов и театр» дается перед изучением пьесы «Вишневый сад» в 10-м классе. Цель его: дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы», помочь почувствовать художественное своеобразие пьес. Оживить облик мастера слова, вызвать интерес к его личности, его взглядам, помогла компьютерная презентация, иллюстрирующая основные положения лекции, подготовленная учениками.