Цели:
- знакомство с особенностями творчества А.С. Пушкина на примере повести «Пиковая Дама»
- осознание смысла и художественной формы произведения
- идейно-художественный анализ повести
- развитие ассоциативно-образного мышления
- развитие навыков устной и письменной речи
- воспитание вкуса и внимания к слову
Оборудование: газета, посвященная творчеству А.С. Пушкина, выставка книг поэта, на доске записаны строки стихотворений А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Ключевые слова: философская интрига, художественная деталь, зеркальность изображения, антитеза, интерьер, пейзаж, многозначность финала, гуманизм.
ХОД УРОКА
– Ребята! Тема сегодняшнего урока: « Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Давайте поговорим о таинственном и загадочном мире произведения, особенностях повествования, языка произведения.
1. Приглашаю вас принять участие в викторине:
- Назовите имя старой графини.
- В какой город ездила она в молодости?
- Как называлась игра, в которую она проиграла огромную сумму?
- Кто назвал графине 3 карты?
- Кому принадлежит фраза: «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»?
- Какова профессия Германна?
- О какой героине сказано в повести: «Она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора»?
- «Вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость», – говорил Германн. Назовите эти карты.
- О ком говорится в повести: «Он подошел к фонарю и взглянул на часы»?
- Сколько времени показывали часы, когда Германн подошел к дому графини?
– Назовите эпиграф повести.
2. Тайна «Пиковой Дамы», её реальный и
ирреальный мир всегда привлекали внимание
писателей, литературных критиков. Л.Н. Толстой
назвал «Пиковую Даму» шедевром. Обращаю ваше
внимание на высказывание Достоевского: «Мы
пигмеи перед Пушкиным, нет уж меж нами такого
гения! Что за красота, что за сила в его фантазии!
Недавно перечитал его «Пиковую Даму». Вот
фантазия! Тонким анализом проследил он
все движения Германна, все его мучения, все его
надежды, и, наконец, страшное, внезапное
поражение».
Обратимся к этому тонкому анализу.
Сюжет нашего произведения – игра и интрига игры.
А кто же игрок? – Германн.
Что ни толкуй Вольтер или Декарт –
Мир для меня – колода карт.
Жизнь – банк, рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю, –
– писал М. Ю. Лермонтов в драме «Маскарад».
– Пусть эти слова помогут вам
охарактеризовать Германна. Расскажите, каким
увидели вы Германна в повести?
– Обратите внимание, что в создании образа
Германна в повести автор использует «немецкий
элемент» – термин, введённый Ю. Манном как
фактор поэтики. Противоположные качества
характера Германна: аккуратность,
пунктуальность, педантизм и азарт, страсть.
Автор представляет читателям пересечение
мира действительного и ирреального.
– Пушкин применяет фактор сопоставления,
соединения противоположных элементов как
особенности художественного своеобразия
произведения.
– Рассказ Томского – это завязка
интриги. Что такое завязка?
– Случай! – сказал один из гостей.
– Сказка! – заметил Германн. – Это завязка
философской интриги.
– С какой целью в повести изображена Лизавета
Ивановна? Что обозначает имя Лизавета? (Лизавета
– почитающая Бога.) Это знаковое имя.
– В чем сходство и отличие характеров
пушкинской Лизаветы Ивановны и Лизы в
повести Карамзина «Бедная Лиза»?
– В повести А.С. Пушкина происходит
переосмысление традиций сентиментальной
жанровой схемы в новые обстоятельства, в
новое время.
3. Интерьер в повести является сюжетной
декорацией, косвенной характеристикой
персонажей, помогает глубже раскрыть образы.
Интерьер «представлен с помощью своеобразной
антитезы».
– Докажите это на примере изображения комнат
Лизы и графини.
4. Художественная деталь в повести работает
особенно ярко. Обратим внимание на фразу: «Её
записки час от часу становились длиннее и
нежнее».
– Послушаем письмо Лизаветы Ивановны (ученица
читает). Каков его язык?
– Приведите примеры употребления слова
«огненный» в тексте повести. Кого и как они
характеризуют?
– О каких героях автор говорит, используя фразы
«Чёрные глаза»? «Холодная рука»?
5. Уникальная особенность повести – зеркальность изображения. Сопоставьте сцены, в которых ключевыми словами являются «обдернулся – оступился».
6. Очень скупо, сжато, кратко даны в произведении пейзажные зарисовки. Приведите примеры пейзажных зарисовок. Как они помогают охарактеризовать героев?
7. Особенностью повести являются эпиграфы
ко всему произведению и к каждой главе. Какова их
роль в художественном своеобразии повести?
– Как поняли смысл эпиграфа ко всей повести?
– Эпиграфы к отдельным главам?
– Эпиграфы пародируют поверхностное мнение о
происходящем. Автор создаёт трагедию в
иронической раме.
8. Сопоставьте сцену похорон и сцену проигрыша у Чекалинского. Проанализируйте особенности языка, расскажите о роли деталей в этих сценах.
9. Послушайте фрагменты из стихотворения А.С. Пушкина «Герой» и из романа «Евгений Онегин»:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? ТиранМы почитаем всех нулями,
А единицами себя.
Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы.
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
– Как раскрывается в повести проблема наполеонизма?
10. – В чем проявляется гуманизм
автора?
– В чем смысл заключения произведения?
– Кому сочувствует автор? Кого осуждает?
– В чем выражается многозначность финала
повести?
– Не беспощадно жестокий приговор должен быть
итогом чтения повести, ибо «нет
убедительности в поношениях, и нет истины, где
нет любви». В этом, по определению А.С. Пушкина,
основы христианского гуманизма.
Домашнее задание. Напишите сочинение – размышление на одну из тем: Какие герои обманули ваши первоначальные ожидания? Кто вызвал наибольшее сочувствие и почему?