Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • знакомство с особенностями творчества А.С. Пушкина на примере повести «Пиковая Дама»
  • осознание смысла и художественной формы произведения
  • идейно-художественный анализ повести
  • развитие ассоциативно-образного мышления
  • развитие навыков устной и письменной речи
  • воспитание вкуса и внимания к слову

Оборудование: газета, посвященная  творчеству А.С. Пушкина, выставка книг поэта, на доске записаны строки стихотворений А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Ключевые слова: философская интрига, художественная деталь, зеркальность изображения, антитеза, интерьер, пейзаж, многозначность финала, гуманизм.

ХОД УРОКА

– Ребята! Тема сегодняшнего урока: « Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Давайте поговорим  о таинственном и загадочном мире произведения, особенностях повествования, языка произведения.

1. Приглашаю вас принять участие в викторине:

  • Назовите имя старой графини.
  • В какой город ездила она в молодости?
  • Как называлась игра, в которую она проиграла огромную сумму?
  • Кто назвал графине 3 карты?
  • Кому принадлежит фраза: «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»?
  • Какова профессия Германна?
  • О какой героине  сказано в повести: «Она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора»?
  • «Вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит  мой капитал  и доставит мне покой и независимость», – говорил Германн. Назовите эти карты.
  • О ком говорится в повести: «Он подошел к фонарю и взглянул на часы»?
  • Сколько времени показывали часы, когда Германн подошел к дому графини?

– Назовите эпиграф повести.

2. Тайна «Пиковой Дамы», её реальный и ирреальный мир всегда привлекали внимание писателей, литературных критиков. Л.Н. Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром. Обращаю ваше внимание на высказывание Достоевского: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж меж нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал его «Пиковую Даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Обратимся к этому тонкому анализу. Сюжет нашего произведения – игра и интрига игры. А кто же игрок? – Германн.

Что ни толкуй Вольтер  или Декарт –
Мир для меня – колода карт.
Жизнь – банк, рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю, –

 – писал М. Ю. Лермонтов в драме «Маскарад».

– Пусть эти слова помогут вам  охарактеризовать Германна. Расскажите, каким увидели вы Германна в повести?
– Обратите внимание, что в создании образа Германна в повести автор использует «немецкий элемент» – термин, введённый Ю. Манном  как фактор поэтики. Противоположные качества характера Германна:  аккуратность, пунктуальность, педантизм и азарт, страсть.  Автор представляет  читателям пересечение мира действительного  и ирреального.
– Пушкин применяет фактор сопоставления, соединения противоположных элементов как особенности художественного своеобразия произведения.
– Рассказ Томского – это завязка интриги. Что такое завязка?
– Случай! – сказал один из гостей.
– Сказка! – заметил Германн. – Это завязка философской интриги.
– С какой целью в повести изображена  Лизавета Ивановна? Что обозначает имя Лизавета? (Лизавета – почитающая Бога.) Это знаковое имя.
– В чем  сходство и отличие характеров пушкинской Лизаветы Ивановны  и  Лизы в повести  Карамзина «Бедная Лиза»?
– В повести А.С. Пушкина происходит переосмысление традиций  сентиментальной жанровой схемы  в новые обстоятельства, в новое время.

3. Интерьер в повести является сюжетной декорацией, косвенной характеристикой персонажей, помогает глубже раскрыть образы. Интерьер «представлен с помощью  своеобразной антитезы».
– Докажите это на примере изображения комнат Лизы и графини.

4. Художественная деталь в повести работает особенно ярко. Обратим внимание на фразу: «Её записки час от часу становились длиннее и нежнее».
– Послушаем письмо Лизаветы Ивановны (ученица читает). Каков его язык?
– Приведите примеры употребления слова «огненный» в тексте повести. Кого и как они характеризуют?
– О каких героях автор говорит, используя фразы «Чёрные глаза»? «Холодная рука»?

5. Уникальная особенность повести – зеркальность изображения. Сопоставьте сцены, в которых ключевыми словами являются «обдернулся – оступился».

6. Очень скупо, сжато, кратко даны в произведении пейзажные зарисовки. Приведите примеры пейзажных зарисовок. Как они помогают охарактеризовать героев?

7. Особенностью повести являются эпиграфы ко всему произведению и к каждой главе. Какова их роль в художественном своеобразии повести?
– Как поняли смысл эпиграфа ко всей повести?
– Эпиграфы к отдельным главам?
– Эпиграфы пародируют поверхностное мнение о происходящем. Автор создаёт трагедию в иронической раме.

8. Сопоставьте сцену похорон и сцену проигрыша у Чекалинского. Проанализируйте особенности языка, расскажите о роли  деталей в этих сценах.

9. Послушайте фрагменты из стихотворения А.С. Пушкина «Герой» и из  романа «Евгений Онегин»:

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран

Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.
Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы.
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

 – Как раскрывается в повести проблема наполеонизма?

10. – В чем проявляется гуманизм автора?
– В чем смысл заключения произведения?
– Кому сочувствует автор? Кого осуждает?
– В чем выражается  многозначность финала повести?
– Не беспощадно жестокий приговор должен быть итогом  чтения повести, ибо «нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». В этом, по определению А.С. Пушкина, основы христианского гуманизма.

Домашнее задание. Напишите сочинение – размышление на одну из тем: Какие герои  обманули ваши первоначальные ожидания? Кто вызвал наибольшее сочувствие и почему?