Цели урока:
- Повторить изученное о жизни и творчестве Пушкина.
- Подготовить учащихся к осмыслению «Капитанской дочки», систематизировав материал по теме «Историзм произведений Пушкина».
- Совершенствовать навыки анализа текстов разных стилей через стратегию «ЗХУ».
- Вызвать интерес к углублённому анализу произведения, к изучению литературы и истории в их взаимосвязи.
Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая.
Оборудование: портреты Пушкина, Годунова, Петра Великого, Пугачёва; выставка книг.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Проверка домашнего задания
– Мы часто говорим словами поэта 19 века А.Григорьева «Пушкин – это наше всё». Какими фактами жизни и творчества каждый из вас измеряет величие личности Пушкина и гениальность его творчества? (Проверка д/з по записям в таблице «Знаю»).
I этап: стадия вызова
– В работе по творчеству Пушкина в этом году мы
выбираем новое направление. Какое? О чём пойдёт
речь? Как нам в этом могут помочь данные портреты
исторических личностей? Назовите их.
– Почему о них мы говорим на уроке литературы?
Какие произведения Пушкина на исторические темы
нам известны?
– Можем ли мы сейчас сказать, что особенно
волновало Пушкина-историка? Что вы хотите об этом
узнать? (Запись вопросов в таблицу «Хочу узнать»)
Обобщение ответов (запись темы и целей урока на доске):
– Как Пушкин относился к истории?
– Какие исторические проблемы его волновали?
– В чём заключается особенность изображения
Пушкиным исторических фигур?
– Какие нравственные проблемы поднимает Пушкин
в своих исторических произведениях?
II этап: групповая работа с текстами (художественными, публицистическими, научными) с использованием стратегии «ЗХУ»
1 группа: работа с отрывком из трагедии «Борис Годунов» по заданию к тексту (ученики во время обсуждения заполняют третью колонку таблицы «Узнал»).
Материал: отрывок из «Бориса Годунова» (при ответе отрывок проецируется на экран)
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. Не так ли
Мы смолоду влюбляемся и алчем
Утех любви, но только утолим
Сердечный глад мгновенным обладаньем,
Уж, охладев, скучаем и томимся?..
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать –
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви.
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком –
Как буря, смерть уносит жениха...
И тут молва лукаво нарекает
Виновником дочернего вдовства
Меня, меня, несчастного отца!..
Кто ни умрет, я всех убийца тайный:
Я ускорил Феодора кончину,
Я отравил свою сестру царицу,
Монахиню смиренную... всё я!
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всe тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Задания к тексту для первой группы:
- Каким показан Годунов в отрывке?
- Как автор относится к своему герою? Ответ аргументируйте.
- В чём, по Пушкину, заключается трагедия власти и трагедия народа?
2 группа: работа с отрывком из поэмы «Медный всадник» по заданию к тексту (ученики во время обсуждения заполняют 3-ю колонку таблицы «Узнал»).
Материал: отрывок из «Медного всадника» (при ответе проецируется на экран).
…Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
Задания для 2 группы:
- Что такое конфликт в литературном произведении?
- В чём заключается конфликт в «Медном всаднике»? В чём его необычность?
- Сформулируйте, опираясь на текст авторскую позицию по отношению к Петру I и Евгению.
- В чём специфика авторской оценки?
3 группа: сопоставительная работа с текстом «Описание портрета» в учебнике литературы (Коровина В.Я, Ч.1, М.: Просвещение) на стр.98-99 (отрывок из «Истории Пугачёвского бунта») и отрывком из 2-ой главы «Капитанской дочки» (в учебнике на стр.118).
Задания (ученики во время обсуждения заполняют колонку «Узнал»):
- Что совпадает в том и другом описании Пугачёва?
- Есть ли несовпадающие детали? Какие?
- Как можно объяснить эти несовпадения?
- В каком из описаний выражено авторское отношение к Пугачёву и какое? Какие слова помогают это сделать?
- Какое из произведений было написано раньше? Обоснуйте своё мнение.
- Почему это так важно?
4 группа: работа со вступительной статьёй учебника (стр.95-96)
Задание: составьте кластер по материалу статьи.
На подготовку заданий 15 минут, затем выступления групп.
III этап (рефлексия):
– Продолжите фразу «Историческое наследие Пушкина бесценно, потому что…»
Домашнее задание: читать в учебнике отрывки из «Истории Пугачёвского бунта»; записать вопросы «Хочу узнать» к «Капитанской дочке», посвящённой этим событиям.