Художественный мир М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11-м классе с использованием электронного учебника-хрестоматии

Разделы: Литература


"От Господа Бога дар:"
В.Вейдле

ЦЕЛЬ: увлечь учащихся поэтическим творчеством М.И.Цветаевой. в котором и верность России, и прославление человека, и ирония , и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры: упругость строки, стремительный ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху; погрузить учащихся в поэтический мир, где слово, чувство, образ неразделимы и являют собою словно исповедальный дневник.

1. Фрагмент литературной композиции:

Чтение наизусть стихов М.И.Цветаевой с краткой интерпретацией через художественные детали и сведениями из биографии.

2. Самостоятельная работа учащихся с материалами электронного учебника-хрестоматии:

1) Беседа, в которой выявляются основные темы, мотивы лирики Цветаевой.

2) Индивидуалльная работа учащихся: изучение материалов, имеющихся в электронном учебнике, составление конспектов по темам: "Детство", "Дом", "Образ матери", "Москва", "Душа", "Бессонница", "Поэты-современники в лирике Цветаевой", "Любовь", "Критика о творчестве Цветаевой".

3) Прослушивание стихотворений из электронного учебника.

Обмен впечатлениями о прослушанных стихотворениях.

4) Анализ стихотворения "Сон" - совместная работа.

Ценность статьи в том, что в ней в виде тезисов намечены основные направления для организации глубокого, разностороннего анализа стихотворения.

Опираясь на статью, старшеклассники погружаются в особенный мир поэзии М.И.Цветаевой: мир самопознания и самораскрытия, мир переоценки себя и ценностей, глубокий психологизм и философии бытия, где сон-духовник - это свет собственной совести.

Наблюдения над композиционной стройностью стиха, его структурой, ритмической организованностью позволяют почувствовать гармонию и ясность, стихию и затемненность, присущее поэтической манере Марины Цветаевой "сгущение красок".

Тема сложных путей самопознания и самораскрытия человека становится предметом лирической медитации в стихотворении Марины Цветаевой "Сон".

По тону стихотворения возможно судить о характере вызвавших его жизненных обстоятельств - это глубоко личная драма, одна из "пограничных" ситуаций, когда человек мучительно переоценивает себя самого. Стихотворение выстроено как рассказ, где речь идет об отношениях между "спящим" сознанием и "бодрствующим" подсознанием.

Почти сразу перед нами раскрывается исповедальность и стоящая за стихами драма, несмотря на то, что в них нет ни одной "материальной" зацепки, ни одной конкретной реалии. Нам неизвестно "материальное" содержание сна, однако мы переживаем вместе с героиней "личностную" психологическую ситуацию, чей общечеловеческий смысл более чем очевиден.

Состояние сна дарует душе отдых, врачует и смиряет, снимает противоречие между желаемым и возможным. Согласно "мифо-поэтической" традиции в нем содержится предсказание или пророчество, "подсказка" о недалеком будущем.

Сон в стихотворении Цветаевой уподобляется ищейке, судебному исполнителю ("сбирр") и разведчику ("летчик над вражьей местностью"). Содержащуюся в нем идею раскрывает уже первое метафорическое уподобление ("с хищностью сыщика и следователя"). В дальнейшем этот символ сна-следователя не меняется, но обрастает иносказаниями, уточняющими его очертания.

В стихотворении читателю предлагается картина происходящей на его глазах "борьбы со словом", попыток осмыслить процессы, таящиеся в глубине подсознания. Композиционная формула стихотворения подчинена поиску итоговой, самой точной и глубокой формулировки, которая позволила бы обозначить то, что воспринимается как невыразимое.

И действительно, в финале ответ обнаруживается в форме резкого ритмического акцента - переноса: "Где бы укрыться от вещих глаз / собственных..."

Выходит, что расследование, проводимое "сном", есть не что иное, как свет собственной совести. Сон-духовник будто разглашает "тайну исповеди" героини, не нарушая при этом правил в отношениях между исповедником и исповедуемой, потому что раскрывает он эту тайну самой героине.

В стихотворении взаимодействуют два ритмически и логически контрастных начала - упорядоченность и стихия, ясность и затемненность. Начала гармонии воплощены в строгой ритмической повторяемости и композиционной завершенности стихотворения. Последние стихи двух завершающих строф звучат рефреном по отношению к последнему стиху строфы начальной. Образуемое ими композиционное кольцо - своего рода предел структурной упорядоченности.

Характерная примета структурности - последовательное использование в стихотворении четырехстопного дактиля с пропуском одного безударного слога в каждой третьей стопе. Таким образом, прибегая к разнообразным типам повторов, Цветаева максимально полно использует экспрессивные возможности элементов стиха.

На фоне предельно четкой ритмической организации стиха выразительным становится любое, даже незначительное отступление от синтаксической и лексической нормы.

Живая речь, не укладываясь в стандартную метрическую матрицу стиха, словно пытается вырваться из обуздывающей ее внешней формы. Уже в первой строке стихотворения стиховой перенос приходится на середину слова ("с тысяче- / футовой..."). В следующей строфе этот перенос совмещается с неожиданным переносом смыслового значения: вместо напрашивающегося "по камере тюрьмы" следует "по камере/ Сердца". Реализуя эту метафору (сон расхаживает по камере сердца), Цветаева по-другому называет "главного героя" стихотворения - его мифологическим именем (Морфей).

Через повышенную содержательную плотность стиха автору удается переплавить глубоко личные чувства в значимый опыт. В целом стихотворение - знаковый пример смыслового сгущения, присущего творческой манере Цветаевой.

5) Подбор стихотворений по темам, подготовка к анализу одного из стихотворений учащимися из материалов электронной хрестоматии - индивидуальная работа.

6) Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

7. Домашнее задание (поуровневое):

  • 3 (высокий) уровень: письменный анализ понравившегося стихотворения по теме.
  • 2 (средний) уровень: подбор художественных деталей на тему, их письменное толкование.
  • 1 (низкий) уровень: ответить на вопросы к данному стихотворению (письменно)