Предмет: литература.
Класс: 8.
УМК: В.Я.Коровина.
Предметные умения: знать биографические факты жизни писателя, уметь анализировать художественный текст, находить необходимую информацию и строить устное или письменное высказывание.
Метапредметные результаты:
- Познавательные УУД: формировать читательскую компетентность, логические универсальные учебные действия, анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, выбирать критерии для сравнения понятий. Строить логическую цепь рассуждений и доказательств. Уметь создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных задач.
- Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
- Коммуникативные УУД: понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Личностные УУД: Технология проблемного обучения.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Задачи этапа: мотивация, актуализация предметных знаний, первоначальное обращение к проблеме урока.
Методы и приемы: Беседа.
Форма деятельности обучающихся: фронтальная и индивидуальная.
Ресурсное обеспечение: картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», словари.
- Перед вами картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Что изображено на картине? Кто главный герой?
Но обратить я хочу не столько на стойкость боярыни в своей вере, сколько на человека, странно одетого для зимнего времени. Кто это, ребята?
Это юродивый. Обратите внимание на него, что можете рассказать о данном персонаже?
Обратимся к словарям С.И.Ожегова и В.И.Даля и ответим на вопрос, кого на Руси называли юродивым?
(В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «юродивый» -
ЮРОДИВЫЙ, -ая, -ое. 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. юродивый, -ого, м. Безумец, обладающий даром прорицания. || ж. юродивая, -ой (ко 2 знач.)
Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради).
- Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. - Давайте обобщим полученные сведения и охарактеризуем юродивого.
(Он ходил раздетым в зимнее время, всегда носил крест на теле, жил по христианским заповедям, говорил каждому человеку правду, призывал покаяться. Например, Василий Блаженный указывал на грехи самому Ивану Грозному).
- Ребята, а что означает словосочетание «христианские заповеди»? Кто-нибудь их знает?
3. Целеполагание
Задачи этапа: создание проблемной ситуации, формулировка проблемного вопроса урока.
Методы и приемы: Беседа.
Проблемный вопрос: - Можно ли связать юродивых и героя рассказа А.П.Платонова «Юшка»?
- Что мы будем делать на уроке? Как можно определить тему нашего урока, связав ее с христианскими мотивами?
- Поставьте учебные задачи на урок.
- Проанализировать рассказ А.Платонова «Юшка».
- Сравнить главного героя с юродивыми.
- Найти христианские мотивы в произведении.
4. Изучение нового материала
Задачи этапа: решение проблемной ситуации, открытие новых знаний.
Метод: анализ текста (прием кластера, прием сравнения).
Форма деятельности: индивидуальная, парная.
Давайте найдем описание главного героя в тексте и сравним его с юродивым.
Рабочий лист №1. Составьте в парах кластер образа Юшки.
Проверка по образцу учителя.
Рабочий лист №2. Сравните юродивого и героя рассказа Платонова «Юшка», выявите как можно больше их общих, особенных и единичных признаков. Результат сравнения сформулировать в виде суждений по карточке.
«Сравнительная характеристика юродивого и Юшки».
1. По сравнению с юродивым, который проповедует о Боге и призывает покаяться, Юшка просто любит людей и не отвечает злом на зло.
2. Так же, как и юродивый, Юшка относится к представителям «лишних людей».
3. Как юродивый, так и Юшка живет бедно, ходит в одной и той же одежде и скудно питается.
4. Сравнивая юродивого с Юшкой, можно сказать, что они оба живут по христианским заповедям: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
5. Кроме юродивого, ещё и Юшка навлекал на себя оскорбления и поношения.
6. В отличие от юродивого, который «ругал пороки мира», Юшка просто любил людей и не осуждал их.
- Можно ли Юшку назвать юродивым? А святым?
Вывод: есть в герое что-то и от святого, и от юродивого, но он простой человек, живущий по христианским заповедям: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Евангелие от Марка) Как святой, Юшка много трудился и принял мученическую смерть.
Рабочий лист №3. Заполнение таблиц. Работа с текстом.
Проанализируйте текст и заполните таблицу.
Как к герою относятся взрослые жители? |
Как Юшка реагирует на поступки людей? |
Как к Юшке относятся дети? Почему? |
Как Юшка реагирует на зло детей? |
- Какой прием использует автор для характеристики героя, акцентируя внимание на отношение к нему жителей поселка? (Автор использует прием противопоставления).
- Ваше отношение к поведению людей?
- В наше время можно встретить такое отношение к людям? (Конечно, особенно такое отношение к людям без определенного места жительства).
- Как ведет себя Юшка, когда его оскорбляют? Как это характеризует героя?
Вывод: Юшка - милосердный и сострадательный, отзывчивый к чужим бедам человек, добрый и сердечный. Он растил сироту, «не ел сахара, чтобы она ела».
- Почему Юшке помог рабочий? (Платонов много работал и уверен, что тот, кто работает, кто знает цену труду, не может обижать других людей).
Рабочий лист №4. Роль эпизодов с природой в произведениях Н.Некрасова и А.Платонова.
Сравните отрывок стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» и эпизод из рассказа А.Платонова «Юшка», можно ли найти связь между ними?
Николай Алексеевич Некрасов «Железная дорога»
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Андрей Платонович Платонов (Климентов)
«Юшка»
В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
(Нет безобразия в природе, безобразие только в отношении людей).
5. Итог урока
Какие задачи мы ставили в начале урока? Раскрыли мы заявленную тему?
Вывод: верующие и атеисты живут или стараются жить по заповедям, прописанным в Библии или Коране. Это законы естественные, человеческие, игнорируя их, в нас просыпаются животные инстинкты, ведущие к убийству ближнего.
(Авторская позиция)
Что хотел сказать читателям автор? Какие проблемы (вопросы) ставит?
Ответы:
Как жить в человеческом обществе, когда столько зла?
Зачем жить, для чего? (В чем смысл жизни?)
(Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (см.: Мф. 3: 8)
Может ли человек ставить себя выше других? (эпизод с пьяным)
Домашняя работа: Письменно ответить на предложенные А.П.Платоновым вопросы. Объем - 2,5 страницы.