Цели:
- обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях
- определить своеобразие стиля и языка произведения;
- формировать умение анализировать текст и делать выводы.
На доске цитата: «Автор «Обломова»,
вместе с другими первоклассными представителями
родного искусства, – есть художник чистый и
независимый, художник по призванию и по всей
целостности того, что им сделано. Он реалист, но
его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)
I. Слово учителя
– Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.
II. Беседа
– Произведение Гончарова –
замечательный образец
социально-психологического и философского
романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко
дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?
Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:
- жизнь-суета (гости Обломова);
- Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);
- Жизнь Андрея Штольца.
– Главный герой Обломов сталкивается со всеми
типами жизненных философий. К какому типу можно
отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл
и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на
этот вопрос Гончаров?
Нет, он только показал три типа жизненной
философии, поэтому для романа характерен
объективизм – явление, когда писатель не
высказывает прямо своей позиции в произведении.
Он показывает несколько точек зрения, а выбирать
между ними должен сам читатель.
Автор рассматривает личность в контексте
эпохи, выявляет влияние на формирование человека
всего, что его окружает. Гончаров сказал об
интересе не к личности как таковой, но к «истории
души человеческой», т.е. личность он понимает не
как нечто неизменное. Для автора человек
интересен в динамике его духовного развития, ибо
душа и характер человека формируются всю жизнь в
постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его
собственным желаниям и убеждениям, с другой –
обществом и эпохой.
Образ Обломова воистину глубок и объёмен
именно потому, что автор исследует и психологию
своего героя и рассматривает его как социальное
явление.
Психологизм романа заключён в раскрытии
внутреннего мира героев. Для раскрытия характера
героев Гончаров использует самые разнообразные
приёмы.
– Художник только тогда создаёт правдивый
образ, когда он вполне верен действительности.
Критика всегда отмечала исключительное
мастерство Гончарова в изображении быта.
Приведите примеры описания быта героев.
а) Петербургская квартира Обломова (часть
первая, глава 1)
б) Патриархальная Обломовка (часть первая,
глава 9)
в) Хозяйственная атмосфера в доме
Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1)
Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со
всеми характерными деталями, указывающими на
пассивность и апатию хозяина, на его полную
бездеятельность, бесхозяйственность, на
духовное умирание и распад его личности.
Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими
яркими и выразительными красками, что читатель
не только видит этот быт, но как бы чувствует,
осязает его. Описание быта дышит у Гончарова
такой жизненной правдой и естественностью, что
со страниц романа, как живая, встаёт обломовская
Русь. Взглянув на обломовщину объективно,
Гончаров сумел обнажить её социальную
никчёмность и растлевающее влияние на человека.
– В связи с полнотой и тщательностью зарисовки
быта у Гончарова стоит его внимание к деталям
изображаемого быта. Н. А. Добролюбов
отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно
вносимые автором и рисуемые им с любовью и с
необыкновенным мастерством, производят наконец
какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие
символы. Какую роль играют эти художественные
детали?
Символическое звучание приобретает халат
«из персидской материи, настоящий восточный
халат», а также ветка сирени, которые
много раз упоминаются в романе.
Халат имел для Обломова «тьму
неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1),
так как соответствовал вполне роду «занятия»
своего владельца – лежанию на диване. Как символ
постыдного безделья упоминает халат Ольга:
«A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня
никакого не было», – обижается Обломов,
забросивший некогда любимую вещь, как только с
него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9).
Глубоко символично то, что «возвращает» в
жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья
халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала
из чулана… его можно починить и вымыть, материя
такая славная! Он долго прослужит» (часть
четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается
от этой услуги – «я его не ношу больше» - у
читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич
не устоит перед соблазном возвращения к прежней
жизни. Так и случилось – герой остаётся на
Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих
дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни
заботливо зашивались дыры на нём, но он
расползался везде и не по швам: давно надо было
новый» (часть четвёртая, глава 5).
Взаимоотношения халата и Обломова – отношения
господина и раба.
Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская
во время свидания с Обломовым (часть вторая,
глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на
возможность счастья, активной жизни. Обломов
поднял её и на следующую встречу (вечером) явился
с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как
символ оживления, расцветающего чувства
вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что
узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8).
Однако и на следующем свидании она «мимоходом
сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала
ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь
опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, –
вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой
сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для
героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в
запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10).
Так герои сами определяют символический смысл
ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для
Обломова, воспоминание о ветке сирени становится
для него мучительным укором (часть четвёртая,
глава 2). О ветках сирени как символе
продолжающейся жизни упоминает автор и в
заключительных строках: «Ветки сирени,
посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой,
да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая,
глава 10).
Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь
вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист. Портреты
так выразительно обрисованы, что герои встают в
представлении читателя как живые. Найдите в
тексте портреты главных героев, определите их
роль.
Портрет Обломова (часть первая, глава 1):
белые руки, мягкие плечи и тучность
характеризуют его барскую изнеженность,
отсутствие всякой определённой мысли на лице
выявляет его беспечность, пассивное отношение к
жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки
трудиться; подбором метких глаголов Гончаров
сумел показать, что Обломов не привык думать о
чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо
работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт
своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор
подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость,
которая была господствующим выражением не лица
только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие
движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере
описания, в подборе деталей портрета у Гончарова
обнаруживается гоголевская традиция: подробное
описание лица, одежды, раскрытие характера через
внешние детали.
Контрастен портрет Штольца (часть вторая,
глава 2): составленная из костей, мускулов и
нервов фигура Штольца подчёркивает в нём
энергичный склад натуры дельца, силу,
спокойствие, уверенность.
Портрет Ольги (часть вторая, глава 5):
отметив, что Ольга в строгом смысле не была
красавицей, автор замечает, что «если бы её
обратить в статую, это была бы статуя грации и
гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская
Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и
т.п. – признак какого-либо внутреннего качества.
Противоположен портрет Пшеницыной (часть
третья, глава 2): в отличие от поэтического
портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность
лица с простодушными глазами, простота,
скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и
гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель
крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое).
Т.о., портрет является средством создания
образа литературного героя.
– Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.
1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были
наслаждения высоких помыслов» до слов:
«…оказывает подвиги добра и великодушия».
Отметим способ передачи мыслей героя словами,
которые свойственны именно ему. Например:
«Случается и то, что он исполнится презрением к
людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в
мире злу и разгорится желанием указать человеку
на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в
одну минуту быстро изменит две-три позы, с
блистающими глазами привстанет до половины на
постели, протянет руку и, озираясь кругом…
Вот-вот стремление осуществится, обратится в
подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких
благих последствий могли бы ожидать от такого
высокого усилия!..»
Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес,
высокого усилия выражают мысли героя, но они
сливаются в единое целое со словами автора.
Рассказывая «предысторию» своего героя,
писатель использовал приём
«необоснованно-прямой речи» для раскрытия
психологии Обломова. Он показал ненужность
Обломова для общества, его неспособность к
серьёзному делу, неумение делать что-нибудь
серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться
желанием, но никогда не приводил в исполнение
своих желаний, никогда слово у него не
становилось делом.
Таким приёмом Гончаров глубоко и реально
раскрывает душевный мир, психологию Обломова,
которому суждены «благие порывы, но совершить
ничего не дано».
2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.
– К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?
1) Часть первая, глава 9: в описании
патриархальной деревенской обстановки
чувствуется влюблённость Гончарова в красоту
русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.:
величественные картины природы в Швейцарии или
Крыму не привлекают внимания автора).
2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой
природы во время любви к Обломову: всё отвечает
её настроению.
3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого
Обломова обостряются, он замечает то, чего никто
не видит: природа живёт невидимой деятельной
жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина.
Во второй части романа изображаются
нравственное пробуждение Обломова и его светлые
мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой
части радостны и светлы.
4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова
произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И
природа как бы оттеняет его внутреннее
состояние. Вот так же холодным снегом засыпано
счастье Обломова.
Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега
связывает третью и четвёртую части романа.
Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует
настроениям героев.
– Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.
Фольклоризм «Обломова» переводит содержание
романа из области только социальных проблем
(«обломовщина» и герой как вырождение
дворянского класса) в сферу философско-этических
и национальных проблем жизни.
Роман воспринимается как своего рода «большая
сказка». В мировосприятии и характере русского
человека, как видится это Гончарову, многое
обусловлено древними сказочными
представлениями: «И поныне русский человек среди
окружающей его строгой, лишённой вымысла
действительности любит верить соблазнительным
сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не
отрешиться ему от этой веры».
Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не
над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми
до конца жизни сохраняет свою власть». Но
Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство:
«Это был какой-то всепоглощающий, ничем
непобедимый сон, истинное подобие смерти».
Мотив сна вводит нас в русскую сказочную
старину, что заставляет и образ главного героя
рассматривать в этом контексте.
– Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).
Есть добрая волшебница в виде щуки,
она выберет лентяя, который женится на красавице
и будет ходить в серебре, он попадёт в царство,
где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется
с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей.
Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый
лентяй, он – тот лежачий камень, под который
вопреки пословице вода в конце концов всё-таки
потечёт. Как и положено сказочным дуракам,
Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего
наступательного, в отличие от других, которые
что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в
итоге никуда не поспевают. Обломову не надо
карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом,
всё готовое, лишь протяни руку.
Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в
фантастическом мире сказочных образов, где все
ничего не делают.
Также ассоциируется Обломов и с богатырём
Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем
сидел». В роман вводится и былинный мотив
«бессильного богатыря». Как отмечают
исследователи, Илья Обломов относится к Илье
Муромцу как возможность к воплощению, как
реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает
своё бессилие, готовясь к богатырскому служению
Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его
деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и
не смог встать с печи-дивана.
Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.
Подготовленный учащийся сообщает:
Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)
– Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?
Анализ 1, 8 глав первой части.
Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди
комнаты» до слов «Я встану сам
пойду» от слов «И, дожидаясь ответа,
Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не
оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам
сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь,
везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность
Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на
один день: «Жизнь трогает», – говорит он с
сокрушением, когда надо переехать на другую
квартиру и когда староста присылает письмо с
сообщением, что «доходу стало поменее». Эти
сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать
имеет для Обломова страшный смысл. Что значит
переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да
разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или
потеряно, или забыто на старой квартире: беги
туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное
течение жизни. Переехать – это значит «уйти на
целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый –
это значит не в халате и туфлях без задков, а
Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка,
шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни
дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль
об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и
торжественно крикнул он» до слов:
«Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил
Обломов».
Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.
1. Как язык персонажей служит средством
характеристики образов? Какие слова Обломова
раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о
человеческом достоинстве? В чём видит Обломов
разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания?
Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими
словами выражает Обломов свои мечты о жизни в
деревне?
Приёмами раскрытия образа являются описание
взаимоотношений действующих лиц, диалоги и
монологи персонажей, особенности их речи –
речевые характеристики. Язык Обломова и Захара
служит средством типизации и индивидуализации
образа. Раскрывает типичные черты через
индивидуальное, конкретное. Слова Обломова
характеризуют его представления о жизни,
счастье, человеческом достоинстве, –
представления, веками сложившиеся в среде
дворян, привыкших жить за счёт крепостных и
видевших человеческое достоинство в
бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении
покоя.
Сознание своего барского превосходства над
всеми окружающими заставляет Обломова понимать
по-своему слово другой, сказанное нечаянно
Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич
видит высшую ступень неуважения к своей особе.
«Вот ты до чего договорился!» – с возмущением
восклицает он. В низведении его Захаром до
степени «других» он видит нарушение прав своих
на исключительное предпочтение Захаром особы
барина. В понимании Обломовым слова другой
выражается его барское высокомерие, его понятие
смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его
сущность, его душевные черты: и его барские
наклонности, и душевную мягкость, и искренность,
и способность на глубокое чувство и высокие
переживания.
Т.о., речевая характеристика используется,
чтобы оттенить индивидуальные особенности
персонажей. Она органически связана с
чертами внутреннего облика героев.
Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)
– Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?
(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)
– Норма во имя всепоглощающей великой любви
восходит на костёр. А когда во время разговора с
Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит
ли его Ольга или только выходит замуж, между ними
происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть
другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца
главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли
она пожертвовать своим спокойствием, ступив на
определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве
нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».
– Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?
– Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».
III. Выводы
– Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?
1. Своеобразие жанра: социально-психологический
и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».
IV. Заключительное слово учителя
– Однако художественное своеобразие романа
«Обломов» гораздо шире. Гончаров использует
различные способы «самораскрытия» героя:
исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика,
программные выступления героя по вопросам
общественным, литературным, идеологическим,
диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа
Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет:
«Гончаров – самый спокойный из гениев русской
литературы. Гений в России – натура мятущаяся,
однако проза Гончарова походит на Волгу в её
срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее
к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его
идеал – норма. Гончаров подарил нам роман
«Обломов». Всё в этом произведении –
взвешенность и равновесие, которых так не
хватает в жизни. Обломов – это воплощение
эволюции, которая, в отличие от революции, не
ломает человека, не ломает истории, а
предоставляет им право развиваться свободно».