Цели урока:
- выявить роль художественных средств выразительности (пейзажа, интерьера, художественной детали, портрета, цветовой гаммы, изобразительно-выразительных средств) в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;
- развивать творческое воображение, речевую активность учащихся;
- воспитывать уважение к родителям, сострадание к людям; чувство коллективизма при работе в группах.
Оборудование: аудиозапись Альбионе «Адажио», таблички с названиями средств художественной выразительности, карточки с заданиями, бумага для рисования, фломастеры и карандаши.
Ход урока
1. Слово учителя. Вы уже записали дату и тему урока. Обратили ли вы внимание на то, что в конце темы урока знак препинания не поставлен?
- Какой знак препинания можно поставить?
- Что означает вопросительный знак?
- Давайте сформулируем цель урока.
- Как вы понимаете слово своеобразие?
- То есть это какой-то инструментарий, которым пользуется автор при создании своего произведения.
2.Учащийся у доски ведет опрос одноклассников по знанию средств выразительности и прикрепляет таблички с названиями на доску.
3.Учитель предлагает детям выбрать форму работы на уроке (индивидуальную, в парах сменного состав, групповую). Учащиеся выбирают работу в парах и групповую.
4. Учитель:
- Какие проблемы, поднимаемые А.С.Пушкиным в повети, мы выявили на прошлом уроке? Подтвердите сказанное примерами.
- Можем ли мы сказать, что эти проблемы «вечные»? Почему?
- Сюжет повести тесно связан с библейским мотивом о блудном сыне. Даже фамилия главного героя – Вырин – означает «рай». Но только ли Дуня оказалась «блудной дочерью»? Кто еще заблудился в жизни, изображенной Пушкиным?
- Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «…легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилась ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?
- О чем заставляет задуматься повесть?
- Как нужно относиться к родителям, чтобы потом горько не сожалеть о том, что вернуть уже невозможно?
- Итак, мы поговорили о проблемах повести, а сейчас давайте обратимся к ее художественному своеобразию, поговорим о мастерстве писателя.
5. Учащиеся выполняют работу по карточкам, затем публично выступают со своими ответами, выводами. Выводы записываются на доске и в тетрадях.
Карточка №1
Портрет литературного героя.
- Сравните портрет Самсона Вырина в первую и во вторую встречу с ним рассказчика.
- Представьте, каким были глаза у Самсона Вырина во время первой и второй встречи с ним рассказчика. О чем это может говорить?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод №1. Внешность Самсона Вырина очень изменилась, потому что он переживает за судьбу своей дочери. Пушкин показывает душевные страдания героя через его портрет.
Карточка №2
Цветопись. Своеобразие цветовой гаммы в произведении.
- Какие цвета использует А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель»?
- Какой цвет можно назвать преобладающим? Почему? Что, по-вашему, символизирует этот цвет?
- Приведите примеры использования цвета в произведении.
- «…она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет…» Как вы объясните символику цвета в соответствии с контекстом повести?
- Сделайте вывод по своеобразию цветовой гаммы в произведении.
Вывод №2. В повести «Станционный смотритель» цветовая гамма однообразна, преобладают серые и черные цвета, символизирующие печаль, горе, смерть.
Карточка №3
Интерьер.
- Сравните описание интерьера дома, в котором жил Самсон Вырин с Дуней, во время первого и второго посещения его рассказчика.
- Какие изменения произошли в интерьере дома? О чем говорят эти изменения?
- Что осталось неизменным в интерьере?
- Какую роль играет художественная деталь в описании интерьера?
- Сделайте вывод.
Вывод №3. Интерьер дома изменился, исчезли мир и порядок, потому что «Дунею дом держался». Неизменными остались только картинки на стене. Эта художественная деталь придает интерьеру дома смотрителя неповторимую индивидуальность, тесно связана с сюжетом повести, говорит о «вечности» темы «блудного сына».
Карточка №4
Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.
- Прочитайте эпизод «Посещение рассказчиком кладбища»
- Найдите тропы, которые использует автор в данном эпизоде.
- Какую роль играют здесь изобразительно-выразительные средства?
- Сделайте вывод об использовании изобразительно-выразительных средств в эпизоде повести.
Вывод №4. В эпизоде «Посещение рассказчиком кладбища» автор использует метафоры, эпитеты, олицетворение. Эти тропы усиливают трагические мотивы повести, передают настроение рассказчика, придают описанию кладбища выразительность.
Карточка №5
Пейзаж в литературном произведении.
- Найдите в тексте повести описания пейзажа, сопоставьте их.
- Почему автор описывает дождь? Что может символизировать дождь в повести?
- Как связаны между собой описание пейзажа и внутреннее настроение рассказчика?
- Если бы вы были композитором, то какую музыку написали бы к этому произведению?
- Сделайте вывод по роли пейзажа в повести «Станционный смотритель».
Вывод №5. Автор повести «Станционный смотритель» выражает внутреннее настроение героя через пейзажные зарисовки.
Учитель: Итак, мы с вами выявили художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» через анализ пейзажа, портрета, цветовой гаммы, интерьера, использование изобразительно-выразительных средств. Все эти средства придают повести неповторимость, индивидуальность.
Вы придумали музыку к повести, обратили внимание на символику цвета. А сейчас попробуйте создать ассоциативные рисунки по данному произведению.
Учащиеся создают групповые образные рисунки, а затем так же, группами, защищают их.
Итог урока.
Самооценка работы учащихся на уроке.
Домашняя работа. Письменно ответить на вопрос «О чем плакала Евдокия Самсоновна?»
Из комментирования рисунков учащимися: «Самсона Вырина мы изобразили в виде дерева. Правая его половина зеленая, потому что с ним его Дуня, он гордится ею. Левая половина – черная, засохшая. Дерево погибло. Не стало Дуни – спился и умер Самсон Вырин.» «Дуня – это голубовато-красное яблоко. Голубые глаза Дуни символизируют чистоту, невинность. Красный – это ее молодость, красота. Минский – ураган, который сорвал яблоко, оно упало на землю и стало портиться, поэтому появились черные точки – печаль Дуни». «Дуня – это солнышко, потому что она была одна – единственная у своего отца и являлась для него светом в окошке. Самсон Вырин – подсолнух, который поворачивает свою головку вслед за солнышком. Темная туча – Минский – закрыла солнышко. Без света и тепла погиб подсолнух».