Мальчишка учится в восьмом классе, прекрасно разбирается в физике и электронике, но у него большие трудности с английским языком и конфликт с учителем. В этот жизненный момент мальчика терзают сильные сомнения. Главный герой должен принять серьезное решение: стоит ли ему дальше учиться в школе? Со своими проблемами он находится один на один. И в этот момент жизни на помощь приходят божественные силы.
Основной художественной деталью повести является церковь.
Храм - в религиозной архитектуре символ Дома Господа на земле; космический центр; путь восхождения к духовному просветлению. [2]
Аскольд, как и многие люди советской эпохи, рос атеистом, не имел представления о том, кто такой Бог, где он находится и зачем ему поклоняться. О своем детстве он вспоминал: «Мы допытывали няню, для чего церковь и зачем туда люди ходят, и она рассказывала о боге, и мы одно время даже играли в него. Кто-нибудь вскарабкивался на пенек - бог, остальные - кто кем хотел: врачи, шоферы, сантехники. Мы очередью подходили к богу, тот спрашивал, кто такой, и требовал документы». [1,с. 14]
Одним словом, рос «безбожником». Но при этом, живя рядом с церковью, Аскольд интуитивно чувствовал ее особую энергетику, силу и возможное присутствие Бога. Однажды Эпов даже встал на защиту «родной церквушки», когда ее хотели снести: «Это же история, Русь, древность, а уж потом религия и бог». [1, с. 14]
В повести храм соседствует с цирком. Внешний облик церкви и цирка схож. У этих слов общий корень: по-гречески «цира», по-латински «циркус». Разница заключается в том, что в церковь человек ходит, чтобы быть ближе к Богу, почувствовать с ним единение и найти истинное утешение, чтобы вырасти духовно, а в цирк - чтобы получить удовольствие и развлечься. На протяжении всего произведения Эпа сопровождает образ церкви. Он близок ему с самого детства: «Цирк - это, конечно, замечательно, но церковь, к которой я с детства привык, мне было жалко». [1, с.20]
Этой художественной деталью автор подчеркивает, что происходит нравственное становление главного героя. В самом начале повести мы видим, что юноша способен признавать свои ошибки. Эпов оскорбил учителя, осознал свой грех и сумел раскаяться, решил принести извинения, чтобы избавиться от мук совести: «Я собирался к учительнице, как в церковь». [1, с39]
Словно в награду за раскаяние Бог дарит ему любовь, любовь к девушке Вале, которая становится для него музой, источником энергии. Первое свидание Вали и Аскольда состоялось у церковного забора. Место встречи было озарено светом от креста: «Крест смотрелся хорошо. Высокий, размашистый, с лучистым солнцем в скрещении стойки и поперечины, он, казалось, держал на весу всю церквушку». [1, 82] И это символично. « Крест-это символ выбора пути, дороги; символ пересечения двух противоположностей, слияние их вместе пересечения». [3] Такими противоположностями являются Валя и Аскольд. Она - лирик, а он - физик. Они дополняют друг друга. Благодаря девушке, Эп собирается свернуть горы в этой жизни и стать лучше всех. Божественная сила наделяет юношу действиями, которые он совершает на благо людей, например, одноклассников. «Весь день бился, и вот только что, возле церкви, вдруг осенило! Есть, видно, Бог!»
Еще одним христианским символом в тексте являются голуби. Голуби -это деталь, которая неразрывно связана с образом церкви. «Голуби сбились на солнечной стороне церкви. Они облепили все, за что только можно уцепиться…» [80] «В христианстве голубь олицетворяет любовь, мир, невинность. Его два крыла означают любовь к Богу и к людям». [3] Окрыленный любовью, Аскольд часто находился в приподнятом настроении: «Я уже четверть часа вился тут, как голубь». [1, с.69] А когда между влюбленными произошла ссора, то у Эпа из-под ног, как будто бы ушла земля. Он был сломлен и подавлен. Мальчик вмиг потерял веру в любовь, в дружбу, и будущее перестало казаться радужным. «Вот здесь, у забора, было наше первое свидание. Проклинаю его!.. А вон там и тут мы гуляли, выписывая восьмерки. Сколько их было выписано, этих восьмерок любви!.. Я двинулся к цирку и стал кружить: цирк-церковь, цирк-церковь. Кружил долго, разматывая все, что мы намотали, и даже больше - что могли бы намотать. Я как будто сдирал бинты с болящих ран!» [1,133] В духовном плане восьмерка - это символ вновь обретенного рая, а также возобновления, счастья. Это дает нам знак о то, что у влюбленных все будет хорошо.
В основу произведения положен принцип зеркальности. В первой главе, после конфликта с учителем, Эпов выбегает из кабинета под возгласы дежурной, тети Поли: «Сбесился ты, что ли!.. Да кто же это учителей обзывает, головушка твоя задубенная? Ведь учитель для вас - все, непутевые вы черти!» [1, с.4] А в главе 22 происходит столкновение с родителями на форуме. После взаимных упреков, Эп уходит из класса и в очередной раз встречается с тетей Полей, которая как будто бы отпустила ему грехи: «Опять? Да ты что, сбесился, что ли? И опять учителя?
- Нет, пацана.
- Ну, это не страшно! Мало ли вы друг дружку обзываете! Это учителя нельзя! А друг дружке можете крестить как душе угодно!»
Таким образом, можно сказать, что произведение «Милый Эп» - это повесть не только о любви, но и о непростой дороге взросления, о неверии и вере.
Список литературы
1. Михасенко Г.П. Милый Эп: повесть - М.: ЭНАС - Книга,2016.
2. http://www.symbolarium.ru/index.php/Краткая_энциклопедия_символов