Цели урока:
- выявить знание содержаний рассказов;
- формирование умения коротко пересказать сюжет рассказа, выделить отдельные детали, видеть и определять виды комического и сатирического;
- формирование умения анализировать тексты, делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока (поговорим о рассказах А.П.Чехова и выясним в чём особенности рассказов).
2. Запишем тему урока, эпиграф: "Умею кратко говорить о длинных вещах"
3. Беседа по следующим вопросам:
Что такое рассказ? (Рассказ - малая форма повествовательной литературы).
К какому роду художественной литературы относится рассказ: к эпическому, лирическому или драматическому? (К эпическому роду также относятся повести, романы).
Итак, жанр рассказа - малой формы эпических произведений - Чехов довёл до совершенства, при возможно малом объёме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90 гг. 19 века.
Какие рассказы Чехова вы прочитали?
Какие чувства вызывают рассказы А.П.Чехова?
а) Например, "Ванька", "Тоска", "Спать хочется" - о чём они? (жалость, сострадание, грусть, сочувствие; об одиночестве, безрадостной, тяжёлой жизни взрослых и детей, простого человека).
б) А "Лошадиная фамилия" (смех).
"Радость".
"Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" (и смех, и грусть, и презрение к таким людям как Очумелов, Червяков).
в) Какая мысль объединяет эти рассказы? О чём эти рассказы? Какие черты характера проявляются у героев? (раболепие, подхалимство, угодничество).
Хорошие эти качества?
Это отвратительные человеческие качества, которые порождают нравственные болезни общества как взяточничество, приспособленчество, угодничество, одним словом, хамелеонство.
4. Словарная работа.
Посмотрим на значение этих слов.
Угодливый - чрезмерно услужливый, льстивый, заискивающий.
Подхалим - низкий, подлый льстец.
Льстить - хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Раболепный - рабски льстивый, угодливый.
Хамелеон - человек, который приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды.
5. Продолжаем рассуждать.
Кого из героев мы можем так назвать? (Червяков, Очумелов, Порфирий).
Теперь, я думаю, вам понятен смысл названия рассказа "Хамелеон".
Как Чехов показывает смешными людей-хамелеонов?
а) меняется поведение в зависимости от обстоятельств.
б) при помощи какой детали мы видим, как меняется состояние Очумелова?
в) Шинель - усиливает сатирический характер рассказа.
г) речь Очумелова.
6. Работа с текстом.
Если проследить по тексту, то получается:
1. "Золотых дел мастер". - "Истребить, бешенная".
2. "Здоровила: много вас чертей". - "Она маленькая".
3. "Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй:".
"Ни шерсти, ни вида, подлость одна только".
4. А ты, болван, отпусти руку!".
Собака - нежная тварь. Она может быть, дорогая".
5. "Я ещё до тебя доберусь".
"Собачонка ничего себе:.. Шустрая такая".
У нас эти превращения вызывают смех, а почему в толпе никто не смеётся?
Очумелов не одинок. Хрюкин требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски замолкает, когда гнев Очумелова на него.
И толпа: то сочувствует над Хрюкиным. Одобряет полицейского, видя в нём проявление закона и власти.
Что важно для Очумелова: Кто прав, кто виноват или же чья это собака - генеральская или нет? Почему?
Правда и справедливость не имеют никакого значения. Очумелов - символ беззакония: кто сильнее, тот прав. Важен не человек, а мундир. Как в рассказе "Толстый и тонкий".
Очумелов, Червяков - нарицательные герои.
7. Запись в тетрадь.
Нарицательный герой - литературный персонаж, который вобрал отрицательные качества, присущие многим людям.
8. Продолжаем рассуждать.
Почему нам сегодня интересны рассказы Чехова? (заставляют думать, учат нас наблюдать)
У каждого писателя свой стиль, говорим о художественном своеобразии литературного произведения. В системе художественных средств. Какие художественные средства использует А.П.Чехов?
Чем отличаются рассказы Чехова от рассказов других писателей. (запись в тетрадь, обращаемся к эпиграфу, делаем выводы).
- краткость (написан в жанре "сценки", минимум описаний)
- заглавия - незатейливые, называющие место действия или действующих лиц, предмет вокруг которого происходит действие.
- фамилии - смысловые, говорящие, забавные.
- речь - правдоподобная, смешная.
А ещё можно сказать, что они сатирические и юмористические.
Сатира - обличительный, призывающий к искоренению недостатков - смех.
Юмор - добрый.
Какие рассказы можно отнести к юмористической сатире?
Вывод:
Писатели, которых мы называем вечными, или просто хорошими, имеют один общий признак - они идут куда-то и нас зовут туда же.