Цель урока:
- эмоционально-образное восприятие стихотворения;
- ОУУН - формирование умения анализировать поэтическое произведение;
- использовать полученные раннее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;
- нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, музыке, живописи.
Наглядность урока:
- сборник стихов Ф.И.Тютчева;
- репродукция картины И.И.Левитана "Золотая осень";
- музыкальное сопровождение (музыка П.И.Чайковского "Времена года". Осень, октябрь).
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И.Тютчев
ХОД УРОКА
Организация класса.
Подготовка к восприятию. Звучит стихотворение П.В.Орешина:
Откапало, отшелестело лето.
Леса задумчивы: зима близка.
Блестят полей осенние паркеты
И журавли летят издалека.
<Слайд 1>
За окнами осень. Время года, когда хорошо дышится, хорошо думается, когда хочется творить. Осень... А что ассоциируется у вас с этим словом?
Проверка домашнего задания.
а) Какие изменения в природе вы, наблюдая, заметили осенью?
б) Индивидуальное письменное задание.
- Описать по личным впечатлениям это время года или осенний день, используя яркие выразительные средства языка.
- Что особенно понравилось вам, ребята, в этих поэтических зарисовках? Что бы вы хотели занести в свой календарь наблюдений?
- Ребята, все вы сегодня своими ответами доказали следующее: бывает так в жизни - вдруг увидишь в обыкновенном самое главное!
- Но, к сожалению, не у каждого взор способен сразу подметить красоту природы, уловить душевные движения человека. И здесь приходят на память слова Н.Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна...
- Увидеть и понять окружающий мир, полюбить родную природу помогают нам писатели и поэты. Они удивляют человека правдой, учат в самом обыденном, повседневном, мимо чего иногда мы равнодушно проходим, увидеть необычное.
Сообщение темы и целей урока:
а) Так вот сегодня на уроке мы будем учиться видеть в обыкновенном самое главное. Учиться понимать поэзию и мир на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
б) Что говорит вам это имя?
Ф.И.Тютчев, наш земляк, такими простыми, точными и задушевными словами мог говорить о родной русской природе, именно природа вдохновляла его на создание поэтических шедевров, и он посвятил ей много стихотворений.
в) Обращение к эпиграфу.
<Слайд 2>
г) Проблемный вопрос: Что вы можете сказать о человеке, который написал это стихотворение?
д) Индивидуальное задание (работа в паре). Биография поэта Ф.И.Тютчева (сообщения учащихся).
<Слайд 3-6>
Изучение нового материала.
а) Слово учителя:
Есть в начале осени удивительная пора. Увядающая природа на прощание ненадолго одаривает нас приятной теплынью, грустной и вкрадчивой тишиной, безоблачной небесной лазурью и необыкновенно прозрачным, как хрусталь, воздухом. И сразу невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки.
<Слайд 7-15>
б) Выразительное чтение стихотворения учителем. (Существует мнение, что оно было написано 22 августа 1857 года по пути поэта из Москвы домой, в Овстуг.)
в) Анализ стихотворения.
- Почему запомнилось это стихотворение?
- Что очень важное несет оно читателю, слушателю?
<Слайд 16>
Образы: первоначальная осень, день хрустальный, лучезарные вечера, серп гулял, колос падал, простор везде, тонкий волос паутины. Праздная борозда, птиц не слышно, тихая и теплая лазурь.
Композиция: состоит из трех строф, объединенных одной темой, каждая следующая строфа расширяет и углубляет представление об этой поре.
- Каково настроение? (тихая радость)
- Кто испытывает эту радость? (лирический герой)
- Изобразительно-выразительные средства. (синтаксис, рифма, ритм)
- А кто знает, как называется эта пора в народе? (бабье лето)
<Слайд 17>
г) Сообщение учащегося об этом времени (энциклопедический словарь, справочная литература)
- Как же автору удалось создать такую чудную картину?
- Что скрывается за внешней простотой, музыкальностью этого стихотворения?
Давайте разбираться в этом вместе.
д) Работа в творческих группах.
- I группа. Прочитайте первую строфу. Определите ее основной мотив, настроение. Выделите логическое ударение, паузы, интонацию.
- II группа. Прочитайте вторую строфу. Найдите средства выразительности. Определите, в чем их особенности. Какие предложения использованы автором?
- III группа. Прочитайте третью строфу. Каков ритм стихотворения? Что показывает многоточие?
<Слайд 18>
е) Выступление творческих групп, заполнение таблицы наблюдений.
<Слайд 19>
ж) Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении актера Василия Вахтерова.
з) Чтение стихотворения учащимися.
- Удалось ли передать настроение поэта, восхищение природой?
- А кто из вас написал стихотворение об осени?
<Слайд 20-22>
Вывод:
Поэзия Ф.И.Тютчева - это человеческое "я" со своими вечными вопросами перед лицом мира. Прежде всего, перед ликом природы. Казалось бы, картина осенних дней, а мы оказываемся перед целым миром. Вот вам и душа природы, вот и любовь ее!
"Уловить, - писал поэт Н.А.Некрасов, - именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина, - дело величайшей трудности. Господин Ф.И.Тютчев в совершенстве владеет этим искусством".
Вывод:
Природа у Ф.И.Тютчева становится активным действующим лицом, она всегда одушевлена. Зачитывается высказывание Л.Н.Толстого: "Красота! Меня восхищает великое мастерство поэта находить яркие поэтические образы, умение одним словом намекнуть о многом".
и) Композитор П.И.Чайковский создал произведение "Времена года" (1876г.) В цикле 12 пьес, а мы послушаем произведение "Октябрь" из этого цикла. "Октябрь" - это осенняя песня. Закройте глаза и послушайте музыку.
- Что вам представилось? Нарисуйте устно картину.
к) Многие художники запечатлели это прекрасное время года на своих полотнах. И.И.Левитан (1860 - 1900 гг.), выдающийся русский пейзажист, написал картину "Золотая осень". Для него свойственно особое мировосприятие. Природа созвучна мироощущению человека и его чувствам.
- Какие строки из стихотворений приходят на память?
- Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
- А.С.Пушкин "Роняет лес багряный свой убор", "Осенняя пора! Очей очарованье!"
- К.Бальмонт "Все деревья блистают в разноцветном уборе"
- Л.Татьяничева "Цветная вьюга листопада - предзимья пышный карнавал"
- А.Дементьев "Неизъяснимую печаль таят в себе красоты осени"
- Запишите одно предложение себе в тетрадь по данной репродукции картины.
л) Защита коллективной работы по созданию иллюстраций к стихотворению.
Сияют дни своей красой осенней.
В лесах все больше желтого огня.
Как хороши берез и кленов тени,
Как глубока живая просинь дня!
Обобщение.
- Как много о мире и о себе смог сказать Ф.И.Тютчев в одном из своих произведений?
Поэт передал восхищение родной природой.
Личную сопричастность всему миру.
Он не только запечатлел прекрасный мир бытия, но и воссоздал картину устройства мира.
В стихотворении открывается тайна познания мира, которое начинается с удивления прекрасным. "Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно", - помним мы слова Н.Рыленкова.
Домашнее задание (дифференцированное).
- Подобрать эпиграфы об осени.
- Проработать все материалы из таблицы наблюдений.
- Составить мини-сочинение по репродукции картины И.И.Левитана "Золотая осень".
- Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Подобрать стихотворения других поэтов об осени.
<Слайд 23>
Комментирование оценок.
Слово учителя:
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
И.Северянин
- Умейте видеть эту красоту! Как сказал великий русский писатель Ф.М.Достоевский, именно "красота спасет мир!"