Пояснительная записка
Программа элективного курса «Художественный мир слова» разработана для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы. Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов.
Программа представляет собой систему лекционных и практических занятий, направленных на детальное изучение особенностей языка Ф.М.Достоевского на материале его романа «Братья Карамазовы». Это позволяет дать учащимся более полное представление о стиле, новаторстве и художественных особенностях писателя. Текущий контроль осуществляется путём проведения самостоятельных и проверочных работ, тестирования и коллоквиума. Итоговый контроль предполагает защиту проектных исследований. Программа предполагает изучение изобразительно-выразительных средств, используемых при создании образов персонажей романа.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к выбранному художественному произведению, анализируя его художественное своеобразие. Опора на художественное произведение подразумевает не просто ссылку на данный текст, а обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, системы действующих лиц, их характеров и поведения в обществе.
Система работы по формированию языковой личности на занятиях элективного курса «Художественный мир слова» актуальна потому, что способствует развитию творческого потенциала учащихся, позволяет читателю-старшекласснику погрузиться в художественный мир Ф.М.Достоевского.
Новизна курса заключается в детальном рассмотрении языковых особенностей языка Ф.М.Достоевского, заключающемся в изучении роли изобразительно-выразительных средств в создании образов персонажей романа «Братья Карамазовы».
Так как в основном на уроках литературы в старших классах изучается роман «Преступление и наказание», то для создания целостной картины стиля писателя, особенностях его языка предлагается изучение полемичного романа «Братья Карамазовы».
Цель курса - совершенствовать знания старшеклассников о стилевых особенностях языка Ф.М.Достоевского.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- повторить понятие лексических образных средств;
- повторить основные тропы и стилистические фигуры;
- сформировать навыки работы с текстом;
- научить извлекать из текста необходимую информацию и интерпретировать её.
В структуре программы определяются основные понятия каждой темы, а также знания и умения, которые должны овладеть учащиеся при её изучении. На занятиях курса раскрываются основные теоретические понятия, связанные с понятием языковой личности. Программой курса предусмотрено обращение к фрагментам романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Учебно-методический план
Тема
|
Кол-во часов |
Виды и формы деятельности |
Виды контроля |
Введение |
1 |
Беседа |
- |
Лексические образные средства. |
3 |
Лекция с элементами беседы; практическое занятие |
Тестирование |
Изобразительно-выразительные средства языка, используемые для создания образов персонажей. |
2 |
Лекция с элементами практического занятия; |
Коллоквиум |
Особенности языка Ф.М.Достоевского. |
1 |
лекция |
- |
Роль эпитетов при создании образов персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». |
1 |
практическое занятие |
- |
Значение сравнения и метафоры в создании образа героя. |
2 |
Практическое занятие; |
- |
Функции антитезы в литературе. |
2 |
Практическое занятие; |
Проверочная работа |
Антиномия в творчестве Ф.М.Достоевского как выражение оппозиции. |
1 |
Лекция с элементами практического занятия; |
- |
Языковое выражение внешних и внутренних противоречий персонажей. |
3 |
Практическое занятие |
Самостоятельная работа |
Итоговое занятие |
1 |
|
Защита проектных исследований |
Содержание программы
Тема: Введение (1 ч.)
Цель: познакомить с содержанием, структурой и задачами курса; сформировать интерес к изучаемому курсу.
Тема: Лексические образные средства(3 ч.)
Цель: углубить знания обучающихся о лексических образных средствах.
Образовательные результаты:
личностные: формирование мотивации обучающихся к целенаправленной образовательной деятельности;
метапредметные:
- способность ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
- способность к планированию (определению последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата);
- составление плана и последовательности действий;
- структурирование знаний;
- способность к построению причинно-следственных связей, выдвижению гипотез и из обоснований, выведению следствий, классификации объектов по выделенным признакам;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
предметные:
- умение находить лексические образные средства в произведениях художественной литературы, определять их функции.
Проблема «слово и образ» в лексической стилистике. Понятие образности речи в широком и узком смысле. Определение тропа. Границы использования тропов в речи. Противопоставление двух контрастных форм выражения - речи художественной и нехудожественной. Употребление тропов в художественном стиле речи.
Тема: Изобразительно-выразительные средства языка, используемые для создания образов персонажей (2 ч.)
Цель: научить выявлять лексические образные средства, которые использованы для создания образа персонажа.
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
предметные:
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова, а также многоаспектного анализа текста.
Эпитет как одно из средств выразительности. Прилагательные-эпитеты. Эпитеты выразительные, изобразительные, логические, метафорические, метонимические, общеязыковые, индивидуально-авторские, народнопоэтические, постоянные. Эпитеты усилительные, уточнительные, контрастные (оксюмороны).
Аллегория в разных стилях речи. Общеязыковые и индивидуально-авторские гиперболы и литоты. Гиперболические эпитеты, сравнения, метафоры. Антитеза как способ выражения оппозиции. Перифразы образные и лексические. Перифразы как острое средство полемики и образного воспроизведения действительности. Эвфемизмы. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.
Рекомендуемая литература (к темам №1, 2).
- Виноградов В.В., Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка - «Вопросы языкознания», М., 1952.
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1976.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1974.
Тема: Особенности языка Ф.М.Достоевского (1 ч.)
Цель: познакомить с особенностями языка Ф.М.Достоевского.
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
метапредметные:
- умение самостоятельно определять тему занятия и цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владение смысловым чтением;
- развитие мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
предметные:
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Особенности совокупности и системы языковых средств, употребляющихся в произведениях Ф.М.Достоевского. Контрасты и противоречия. Диалогичность.
Рекомендуемые источники:
- http://slovarfilologa.ru/
- Арутюнова Н.Д. Аномалия и язык: к проблеме языковой «картине мира» / Русский язык, 1987. №3.
Тема: Роль эпитетов при создании образов персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1 ч.)
Цель: выявить роль эпитетов при создании образов персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками образовательной и творческой деятельности;
метапредметные:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- находить в тексте требуемую информацию
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчинённых ему слов;
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
предметные:
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;
- формирование навыков определения роли эпитетов в характеристике персонажа.
Эпитеты, использованные для характеристики персонажей. Стилистические особенности. Роль эпитетов в формировании представления о том или ином герое.
Тема: Значение сравнения и метафоры в создании образа героя (2 ч.)
Цель: определить значение сравнении и метафоры в создании образов героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные:
- умение самостоятельно определять тему занятия и цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
предметные:
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова, а также многоаспектного анализа текста.
- овладение навыком нахождения метафор и сравнений и определения их значения в создании образа персонажа.
Метафора - яркое средство выразительности в произведениях Ф.М.Достоевского. Метафора и её разновидности. Нахождение языковых, индивидуально-авторских, развернутых метафор. Составление словарей метафор на материале отрывков из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Сравнение как яркий стилистический прием, его роль для создания образов персонажей произведения.
Рекомендуемая литература:
- Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка, М.: Высшая школа, 1976.
Тема: Функции антитезы в литературе (2 ч.)
Цель: определить место и функции антитезы в произведениях художественной литературы.
Образовательные результаты:
личностные:
метапредметные:
- умение самостоятельно определять тему занятия и цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение смысловым чтением;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
предметные:
- совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- формирование навыков различного вида анализа слова;
- овладение навыком определения роли антитезы в художественном произведении.
Антитеза. Употребление антонимов для создания оппозиций в литературе. Противопоставление образов. Противопоставление мыслей.
Тема: Антиномия в творчестве Ф.М. Достоевского как выражение оппозиции (1 ч.)
Цель: познакомиться с диалогичностью произведений Ф.М.Достоевского, определить направленность их антиномичности.
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;
метапредметные:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
предметные:
- использование коммуникативно-эстетических языка;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения;
- формирование навыка определения антиномии и её роли в произведениях Ф.М.Достоевского.
Антиномия как выражение оппозиции. Кантианские антиномии в произведениях Достоевского. Значение антиномии в изображении персонажей. Диалектика души.
Рекомендуемая литература:
- Белоус А.А. Антиномии Достоевского в концепции реализма советской критики 20-30-х гг. ХХ в. - Вестник Бурятского государственного университета, 2013, №10. - с. 106-110.
- Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.
- Померанц Г. Открытость Бездне: встречи с Достоевским.
Тема: Языковое выражение внешних и внутренних противоречий персонажей (3 ч.)
Цель: выявить языковые средства, отображающие внешние оппозиции и внутренние противоречия персонажей романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками образовательной и творческой деятельности;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- совершенствование различных видов речевой деятельности;
- формирование навыков различных видов анализа слова, нахождения его роли в художественном тексте;
- овладение навыком выявления внешних и внутренних антиномий персонажей, определение их функций в создании образа героя.
Внешние и внутренние оппозиции персонажей Достоевского. Функция антиномий в изображении персонажей. Языковое выражение межличностных противостояний в романе «Братья Карамазовы». Лексемы, отражающие диалогичность героев романа.
Тема: Итоговое занятие (1 ч.)
Цель: определить уровень освоения программы элективного курса.
Образовательные результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
предметные:
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение процедурами языкового и смыслового анализа текста.
Защита проектных исследований.
Приложение
Список тем для проектного исследования:
- Художественные особенности творчества Достоевского.
- Эпитет как одно из средств выразительности в произведениях Достоевского.
- Традиции и новаторство в творчестве Достоевского.
- Художественный мир Достоевского-пейзажиста.
- Цветопись в романах Достоевского.
- Звукопись в творчестве Достоевского.
- Метафора - яркое средство выразительности в произведениях Достоевского.
- Поэтика пейзажей Достоевского.
- «Братья Карамазовы» как вершина творчества Дотоевского.
- Антиномия в литературе. Её функции.
- Значение антиномий в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
- Истоки злодеяний, изображаемых в романе «Братья Карамазовы».
- Языковое оформление образа Федора Павловича Карамазова.
- Роль антиномии в создании образа Ивана Карамазова.
- Языковое выражение противостояния Фёдора Павловича и Дмитрия Карамазовых.
Критерии оценки проектного исследования учащегося:
Критерий
|
Максимальное кол-во баллов |
Соответствие теме |
5 |
Характер исследовательской проблемы:
|
10 |
Самостоятельность в решении проблемы |
5 |
Владение теоретико-литературными терминами |
5 |
Знакомство с критической литературой |
5 |
Корректность в цитировании |
5 |
Четкость формулировки целей |
5 |
Аргументированность, логичность, последовательность |
10 |
Стиль изложения (свободное владение материалом) |
5 |
Компетентность (ответы на вопросы других учащихся) |
5 |
Речь (свободная, богатая) |
5 |
- «5» - 60-65 баллов
- «4» - 50-59 баллов
- «3» - 40-49 баллов