Художественный мир слова

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: Ф.М.Достоевский


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Художественный мир слова» разработана для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы. Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов.

Программа представляет собой систему лекционных и практических занятий, направленных на детальное изучение особенностей языка Ф.М.Достоевского на материале его романа «Братья Карамазовы». Это позволяет дать учащимся более полное представление о стиле, новаторстве и художественных особенностях писателя. Текущий контроль осуществляется путём проведения самостоятельных и проверочных работ, тестирования и коллоквиума. Итоговый контроль предполагает защиту проектных исследований. Программа предполагает изучение изобразительно-выразительных средств, используемых при создании образов персонажей романа.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к выбранному художественному произведению, анализируя его художественное своеобразие. Опора на художественное произведение подразумевает не просто ссылку на данный текст, а обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, системы действующих лиц, их характеров и поведения в обществе.

Система работы по формированию языковой личности на занятиях элективного курса «Художественный мир слова» актуальна потому, что способствует развитию творческого потенциала учащихся, позволяет читателю-старшекласснику погрузиться в художественный мир Ф.М.Достоевского.

Новизна курса заключается в детальном рассмотрении языковых особенностей языка Ф.М.Достоевского, заключающемся в изучении роли изобразительно-выразительных средств в создании образов персонажей романа «Братья Карамазовы».

Так как в основном на уроках литературы в старших классах изучается роман «Преступление и наказание», то для создания целостной картины стиля писателя, особенностях его языка предлагается изучение полемичного романа «Братья Карамазовы».

Цель курса - совершенствовать знания старшеклассников о стилевых особенностях языка Ф.М.Достоевского.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

  1. повторить понятие лексических образных средств;
  2. повторить основные тропы и стилистические фигуры;
  3. сформировать навыки работы с текстом;
  4. научить извлекать из текста необходимую информацию и интерпретировать её.

В структуре программы определяются основные понятия каждой темы, а также знания и умения, которые должны овладеть учащиеся при её изучении. На занятиях курса раскрываются основные теоретические понятия, связанные с понятием языковой личности. Программой курса предусмотрено обращение к фрагментам романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Учебно-методический план

Тема

Кол-во часов

Виды и формы деятельности

Виды контроля

Введение

1

Беседа

-

Лексические образные средства.

3

Лекция с элементами беседы; практическое занятие

Тестирование

Изобразительно-выразительные средства языка, используемые для создания образов персонажей.

2

Лекция с элементами практического занятия;

Коллоквиум

Особенности языка Ф.М.Достоевского.

1

лекция

-

Роль эпитетов при создании образов персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

1

практическое занятие

-

Значение сравнения и метафоры в создании образа героя.

2

Практическое занятие;

-

Функции антитезы в литературе.

2

Практическое занятие;

Проверочная работа

Антиномия в творчестве Ф.М.Достоевского как выражение оппозиции.

1

Лекция с элементами практического занятия;

-

Языковое выражение внешних и внутренних противоречий персонажей.

3

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Итоговое занятие

1

Защита проектных исследований

Содержание программы

Тема: Введение (1 ч.)

Цель: познакомить с содержанием, структурой и задачами курса; сформировать интерес к изучаемому курсу.

Тема: Лексические образные средства(3 ч.)

Цель: углубить знания обучающихся о лексических образных средствах.

Образовательные результаты:

личностные: формирование мотивации обучающихся к целенаправленной образовательной деятельности;

метапредметные:

  • способность ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
  • способность к планированию (определению последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата);
  • составление плана и последовательности действий;
  • структурирование знаний;
  • способность к построению причинно-следственных связей, выдвижению гипотез и из обоснований, выведению следствий, классификации объектов по выделенным признакам;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

предметные:

  • умение находить лексические образные средства в произведениях художественной литературы, определять их функции.

Проблема «слово и образ» в лексической стилистике. Понятие образности речи в широком и узком смысле. Определение тропа. Границы использования тропов в речи. Противопоставление двух контрастных форм выражения - речи художественной и нехудожественной. Употребление тропов в художественном стиле речи.

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка, используемые для создания образов персонажей (2 ч.)

Цель: научить выявлять лексические образные средства, которые использованы для создания образа персонажа.

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

предметные:

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова, а также многоаспектного анализа текста.

Эпитет как одно из средств выразительности. Прилагательные-эпитеты. Эпитеты выразительные, изобразительные, логические, метафорические, метонимические, общеязыковые, индивидуально-авторские, народнопоэтические, постоянные. Эпитеты усилительные, уточнительные, контрастные (оксюмороны).

Аллегория в разных стилях речи. Общеязыковые и индивидуально-авторские гиперболы и литоты. Гиперболические эпитеты, сравнения, метафоры. Антитеза как способ выражения оппозиции. Перифразы образные и лексические. Перифразы как острое средство полемики и образного воспроизведения действительности. Эвфемизмы. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

Рекомендуемая литература (к темам №1, 2).

  1. Виноградов В.В., Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка - «Вопросы языкознания», М., 1952.
  2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1976.
  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1974.

Тема: Особенности языка Ф.М.Достоевского (1 ч.)

Цель: познакомить с особенностями языка Ф.М.Достоевского.

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять тему занятия и цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение смысловым чтением;
  • развитие мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

предметные:

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Особенности совокупности и системы языковых средств, употребляющихся в произведениях Ф.М.Достоевского. Контрасты и противоречия. Диалогичность.

Рекомендуемые источники:

  1. http://slovarfilologa.ru/
  2. Арутюнова Н.Д. Аномалия и язык: к проблеме языковой «картине мира» / Русский язык, 1987. №3.

Тема: Роль эпитетов при создании образов персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1 ч.)

Цель: выявить роль эпитетов при создании образов персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками образовательной и творческой деятельности;

метапредметные:

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • находить в тексте требуемую информацию
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчинённых ему слов;
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

предметные:

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;
  • формирование навыков определения роли эпитетов в характеристике персонажа.

Эпитеты, использованные для характеристики персонажей. Стилистические особенности. Роль эпитетов в формировании представления о том или ином герое.

Тема: Значение сравнения и метафоры в создании образа героя (2 ч.)

Цель: определить значение сравнении и метафоры в создании образов героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять тему занятия и цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

предметные:

  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова, а также многоаспектного анализа текста.
  • овладение навыком нахождения метафор и сравнений и определения их значения в создании образа персонажа.

Метафора - яркое средство выразительности в произведениях Ф.М.Достоевского. Метафора и её разновидности. Нахождение языковых, индивидуально-авторских, развернутых метафор. Составление словарей метафор на материале отрывков из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Сравнение как яркий стилистический прием, его роль для создания образов персонажей произведения.

Рекомендуемая литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка, М.: Высшая школа, 1976.

Тема: Функции антитезы в литературе (2 ч.)

Цель: определить место и функции антитезы в произведениях художественной литературы.

Образовательные результаты:

личностные:

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять тему занятия и цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение смысловым чтением;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

предметные:

  • совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • формирование навыков различного вида анализа слова;
  • овладение навыком определения роли антитезы в художественном произведении.

Антитеза. Употребление антонимов для создания оппозиций в литературе. Противопоставление образов. Противопоставление мыслей.

Тема: Антиномия в творчестве Ф.М. Достоевского как выражение оппозиции (1 ч.)

Цель: познакомиться с диалогичностью произведений Ф.М.Достоевского, определить направленность их антиномичности.

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;

метапредметные:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

предметные:

  • использование коммуникативно-эстетических языка;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения;
  • формирование навыка определения антиномии и её роли в произведениях Ф.М.Достоевского.

Антиномия как выражение оппозиции. Кантианские антиномии в произведениях Достоевского. Значение антиномии в изображении персонажей. Диалектика души.

Рекомендуемая литература:

  1. Белоус А.А. Антиномии Достоевского в концепции реализма советской критики 20-30-х гг. ХХ в. - Вестник Бурятского государственного университета, 2013, №10. - с. 106-110.
  2. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.
  3. Померанц Г. Открытость Бездне: встречи с Достоевским.

Тема: Языковое выражение внешних и внутренних противоречий персонажей (3 ч.)

Цель: выявить языковые средства, отображающие внешние оппозиции и внутренние противоречия персонажей романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками образовательной и творческой деятельности;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • совершенствование различных видов речевой деятельности;
  • формирование навыков различных видов анализа слова, нахождения его роли в художественном тексте;
  • овладение навыком выявления внешних и внутренних антиномий персонажей, определение их функций в создании образа героя.

Внешние и внутренние оппозиции персонажей Достоевского. Функция антиномий в изображении персонажей. Языковое выражение межличностных противостояний в романе «Братья Карамазовы». Лексемы, отражающие диалогичность героев романа.

Тема: Итоговое занятие (1 ч.)

Цель: определить уровень освоения программы элективного курса.

Образовательные результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

предметные:

  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение процедурами языкового и смыслового анализа текста.

Защита проектных исследований.

Приложение

Список тем для проектного исследования:

  1. Художественные особенности творчества Достоевского.
  2. Эпитет как одно из средств выразительности в произведениях Достоевского.
  3. Традиции и новаторство в творчестве Достоевского.
  4. Художественный мир Достоевского-пейзажиста.
  5. Цветопись в романах Достоевского.
  6. Звукопись в творчестве Достоевского.
  7. Метафора - яркое средство выразительности в произведениях Достоевского.
  8. Поэтика пейзажей Достоевского.
  9. «Братья Карамазовы» как вершина творчества Дотоевского.
  10. Антиномия в литературе. Её функции.
  11. Значение антиномий в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
  12. Истоки злодеяний, изображаемых в романе «Братья Карамазовы».
  13. Языковое оформление образа Федора Павловича Карамазова.
  14. Роль антиномии в создании образа Ивана Карамазова.
  15. Языковое выражение противостояния Фёдора Павловича и Дмитрия Карамазовых.

Критерии оценки проектного исследования учащегося:

Критерий

Максимальное кол-во баллов

Соответствие теме

5

Характер исследовательской проблемы:
- концептуальный
- проблемно-аналитический
- реферативный

10

Самостоятельность в решении проблемы

5

Владение теоретико-литературными терминами

5

Знакомство с критической литературой

5

Корректность в цитировании

5

Четкость формулировки целей

5

Аргументированность, логичность, последовательность

10

Стиль изложения (свободное владение материалом)

5

Компетентность (ответы на вопросы других учащихся)

5

Речь (свободная, богатая)

5

  • «5» - 60-65 баллов
  • «4» - 50-59 баллов
  • «3» - 40-49 баллов