Литература
-
Урок литературы в старших классах. Тема: "Укрощение строптивой – вечный сюжет" 2012
Материалы этого урока можно использовать для учащихся 9–11 классов. Урок предназначен не только для того, чтобы расширить кругозор учащихся, но и показать, что современные технологии держатся на том, что уже было когда-то создано. Что сюжет произведения эпохи Возрождения, несмотря на столетия, до сих пор актуален.
-
Урок литературы в форме спектакля по басням И.А. Крылова 2012
Принимая пятый класс, обязательно провожу учащихся через театральные уроки. При планировании отвожу несколько часов темам, которые можно раскрыть с помощью инсценирования художественных произведений. Это заключительные уроки, на которых учу азам театрального искусства: сценической речи, движениям. Я представила разработки трех уроков, которые помогают, по моему мнению, вызвать интерес к изучению литературы, способствуют созданию коллектива единомышленников.
-
Урок литературы в ходе интегрированного дня, посвященного взрыву на Чернобыльской АЭС «…время настало задуматься всем над вопросом "Наука и Нравственность"» 2012
Статья представляет собой урок литературы в 11-м классе, посвященный проблемам влияния научно-технического прогресса на жизнь человека. Урок позволяет учащимся взглянуть на мир как на единое целое, понять взаимосвязь всех областей знаний, осознать необходимость взвешенного подхода к принятию решений.
-
Урок литературы для 4-го класса "Обобщение знаний об авторских литературных сказках" 2003
Урок - обобщение знаний об авторских литературных сказках, целью которого является организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках; развивать умение работать в группах; учить правильному общению и взаимодействию; воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.
-
Урок литературы для 6-го класса "Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" 2010
Материал урока рассчитан на учащихся с нарушенным слухом, а также может быть использован для школьников вспомогательных (коррекционных) классов общеобразовательных школ. На основе обобщения сюжета рассказа у учащихся формируется осознанное восприятие письменной речи и умение ориентироваться в тексте произведения.
-
Урок литературы для 6-го класса по теме "Сказочные великаны Рабле" (первый урок по роману Рабле) 2009
Урок знакомит учащихся с новым автором и необычным романом. Задача урока: выяснить первое впечатление от прочитанного произведения, ввести учащихся в мир романа Ф.Рабле, продолжить работу по обучению художественному пересказу, устному рассуждению по прочитанному произведению, умению быстро ориентироваться в тексте, развивать умение кратко, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
-
Урок литературы для 9-го класса по теме: "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо?" "Пролог" 2006
Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" и замысел автора через анализ "Пролога" (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия.
-
Урок литературы для 9–11-х классов на тему "Уроки нравственности Василия Белова. По рассказам "Колоколена", "Холмы" 2010
Цели урока: знакомство с неизвестным ребятам писателем, с явлением "деревенской" русской литературы; развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к родному краю, к родине, к духовным традициям русского народа; расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей.
-
Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»" 2008
Интегрированный семинар по литературе и живописи помогает в постижении идейно-художественного своеобразия повести Н.В.Гоголя «Портрет», в которой раскрывается мысль о нравственной ответственности Художника за зло мира.
-
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского" 2003
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноимённой опере П.И. Чайковского" В интеграции литературы и музыки автор данного методического проекта видит возможность более глубокого изучения нравственно-философских проблем повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Пропедевтическая подача литературоведческого материала позволяет обратиться к вопросам традиций и новаторства в искусстве, что способствует изучению художественного произведения в широком культурологическом контексте.
-
Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедиии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
Цель урока - приобщение учащихся к мировой художественной культуре, определение своей нравственной позиции по отношению к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев. На уроке звучит музыка Г.Перселла, Д.Шостаковича, С.Рахманинова, идет работа по иллюстрациям И.Глазунова.
-
Урок литературы и нравственной грамматики "Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Путь Андрия к предательству" 2009
Урок сопоставительной характеристики двух героев этой повести – Остапа и Андрия – как нельзя лучше подходит для объединения с нравственной грамматикой. Данная тема позволяла поработать внимательно с текстом, на основе прочитанного материала составить сопоставительную характеристику героев.
-
Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007
По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.
-
Урок литературы Красноярского края в 8-м классе "Каков ты, сибирский характер" 2008
Урок является вводным уроком в рамках реализации национально-регионального компонента по предмету "Литература Красноярского края" в 8-м классе. Воспитание гражданина - одна из задач, которую решают учителя литературы на своих уроках.
-
Урок литературы на тем: " Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле "Ожерелье", или Жизнь, прожитая зря" 2010
Особенность новеллы и таланта Ги де Мопассана заключается в умении ставить вопросы, даже не произнося их вслух. И нам с вами, если мы хотим жить, а не существовать, должно на них ответить. Сумеем, значит, мы – настоящие. Не сумеем – жаль времени, потраченного впустую…
-
Урок литературы на тему "А.Н. Островский – создатель русского театра" 2012
Урок раскрывает роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказывает учащимся о жизни и творчестве драматурга. Экспресс-опрос учащихся позволяет преподавателю подготовить на следующий урок вопросы, которые восполнят пробелы знаний по данной теме. Домашнее задание для учащихся по анкете дает возможность творчески подойти к чтению драмы А.Н. Островского "Гроза".
-
Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества" 2010
Изучение рассказов А.П. Чехова на уроках литературы - это событие. Рассказ "Хамелеон" - это открытие для учащихся. Открытие чего? Мастерства и таланта А.П. Чехова - писателя и человека.
-
Урок литературы на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Четыре плиточки Жмыха" 2015
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством В.Астафьева. Анализ рассказа «Четыре плиточки жмыха» из сборника «Затеси» заставляет задуматься о назначении человека на земле и его нравственных устоях, формирует лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, учит умению «видеть» и «слышать» писателя. В процессе работы идет повторение по теме «Причастие», совершенствуется практическая грамотность.
-
Урок литературы на тему "Быть добрым – счастье…" (по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава"). 7-й класс 2014
Урок доброты по рассказу Ю.Яковлева «Баваклава» размышляет над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое доброта? Дружба? Подлость? Что значит быть нужным людям? Как преодолеть в себе эгоистическое начало? На уроке поднимается тема, актуальная для всех, любви к ближнему, заботы об окружающих, уважения к старости.
-
Урок литературы на тему "Друзья и дружба в лирике и жизни А.С. Пушкина" 2009
На уроке были достигнуты цели, поставленные учителем: знакомство с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта; знакомство с друзьями Пушкина - И.Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания.
-
Урок литературы на тему "Друзья мои, прекрасен наш союз!" 2010
Интегрированный урок знакомит учащихся с лицейскими годами А.С. Пушкина, рассказывает о жизни Лицея, о друзьях поэта, показывает, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека.
-
Урок литературы на тему "Жанровое своеобразие Евангелия" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с определением жанра литературного произведения несколько в необычном ключе (для анализа предлагается "книга книг"), материал урока расширяет представление учащихся о разнообразии текстов Евангелия, способствует развитию навыка анализа библейского текста.
-
Урок литературы на тему "Жизнь природы там слышна…" (Родная природа в стихах поэтов XIX в.). 6-й класс 2016
Главное на уроке – творчество ребят, их поиск. Важно посредством поэзии помочь понять учащимся чувства человека. Для этого организована активная деятельность ребят при анализе текстов, привлечены звуковые, наглядные средства, позволяющие увидеть, представить, прочувствовать услышанные тексты. Основной метод – исследовательский, используются элементы проблемного обучения: «подводящий диалог». Формы – фронтальная, парная, индивидуальная, метод – беседа, словесное и графическое рисование.
-
Урок литературы на тему "Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Человек на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы раскрывает главную нравственно-эстетическую особенность изображения войны в романе, воспитывает уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности, национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
-
Урок литературы на тему "Квест «Детективное агентство»" (7-й класс, ФГОС) 2022
Цели урока: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения создавать устные и письменные высказывания.
-
Урок литературы на тему "М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Грани романа" 2011
Представленный урок является первым уроком при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся узнают об идее романа, замысле писателя, проводится параллель между главными героями романа: Иешуа, Понтием Пилатом и Воландом.
-
Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»" 2012
Цель урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М.Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". На основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Урок литературы на тему "Найти свою тропу» (по рассказу "Зеленая лампа" А.С.Грина) 2020
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
-
Урок литературы на тему "Нравственные качества человека на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы построен по технологии развития критического мышления. Целью урока является раскрытие нравственных качеств человека на войне, выявление читательской позиции обучающихся через анализ произведений современной военной литературы времён Великой Отечественной войны, военных действий в Афганистане, Чечне.
-
Урок литературы на тему "Образы представителей нового купечества и их влияние на жизнь общества в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". 10-й класс 2014
Цель урока: выявить приоритетные черты представителей новой купеческой среды, определить влияние этих черт на жизнь общества. Урок проводится в малых группах (по 5 человек). Работа группы определяется решением задачи на основе пьесы.