Литература
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (8-й класс) 2010
Урок обобщения знаний проводится в форме литературной игры. Цель – углубить понимание идейно-художественного богатства произведения; учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; развивать индивидуальные качества учащихся, творческие возможности, способность к целеполаганию и самооценке.
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Вожатый». 8-й класс 2015
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивает умения читать и понимать текст художественного произведения, проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героя, сопоставлять, анализировать собранный материал, готовить его к презентации и делать выводы.
-
Урок литературы по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" на тему "Сила духа русской женщины". 9-й класс 2011
Знакомство с повестью В. Закруткина дает учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждает интерес к военной истории; способствует формированию таких качеств учащихся, как милосердие, доброта, человечность, бескорыстие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя; воспитывает у подрастающего поколения чувство истинного патриотизма, осознание своей жизненной позиции.
-
Урок литературы по повести Василия Быкова "Альпийская баллада". 11-й класс 2012
Проблемный вопрос «На что способен человек, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?» стал отправной точкой в уроке по повести В.Быкова «Альпийская баллада». Современным школьникам необходимо понимать, что значит «наука побеждать», в этом помогают произведения о войне как величайшей трагедии народа.
-
Урок литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" "В душе у тебя цветет фиалка" 2012
В ходе урока по повести «Ася» И.С.Тургенева учащимся предлагается решение «проблемной» литературной задачи, способствующей глубокому раскрытию образов главных героев. Почему несчастливы г-н Н.Н. и Ася, хотя оба любят друг друга? Учащиеся делают свои «открытия»: г-н Н.Н. как бы «запаздывает во времени», а счастье уходит безвозвратно. Несовпадение во времени делает их счастье невозможным.
-
Урок литературы по повести К.Д. Воробьева "Это мы, Господи!" "Пленные – предатели или герои?" 2013
Учащиеся анализируют художественное произведение, наблюдают, как человек, попавший в трудное положение, может оставаться Человеком. Это произведение учит стойкости, любви к людям, учит беречь мир и память. Цель урока: развивать навыки анализа художественного произведения, внимательного отношения к слову. Чтение отрывков мастерами художественного слова обогащает духовный мир школьников.
-
Урок литературы по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Эксперимент профессора Преображенского". 11-й класс 2014
Этот урок поможет узнать учащимся о сложной творческой судьбе повести, понять философский и нравственный подтекст произведения, провести параллель между современностью и 20 годами ХХ века, когда была написана сатирическая фантастика, понять, о чем предупреждает Булгаков и почему так живучи Шариковы.
-
Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся работают с текстом произведения и приходят к выводу, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман».
-
Урок литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" "Образ праведника Земли русской" 2014
Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию. Формируют коммуникативную и культуроведческую компетенции, развивают читательскую культуру, умения понимать авторскую позицию.
-
Урок литературы по повести Чингиза Айтматова "Белый пароход" 2024
Цели урока: понимание ключевых проблем изучаемого произведения, умение понимать и формулировать тему и идею произведения, характеризовать и сопоставлять героев произведения, анализировать эпизод.
-
Урок литературы по повести Ю.Даниэле "Говорит Москва" 2011
Идея урока: помочь ученикам задуматься об ответственной позиции человека в мире, о необходимости развивать в себе "орган прямохождения", способности мыслить свободно, уточняя, договаривая мысль до конца, дисциплинируя ее. Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, - "умыть руки" - проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию.
-
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» «Высок и свят их подвиг незабвенный» 2016
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» призван научить думать, спорить, мыслить. Урок-размышление призывает поразмышлять над вопросами: Что такое подвиг? Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?
-
Урок литературы по программе А.Г. Кутузова по теме: "Тяжелое искусство художественного перевода". 6-й класс 2006
Рассмотрение учениками ошибок при переводе. Обучение учеников самостоятельно формулировать тему урока и называть главное правило перевода.
-
Урок литературы по произведению А.Экзюпери "Маленький принц". Тема урока "У каждого человека свои звезды…" 2009
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; развивать творческие способности учащихся; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственност.
-
Урок литературы по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". 5-й класс 2012
Урок литературы в 5-м классе - заключительный этап изучения произведения Короленко «Дети подземелья». Цель урока – воспитание личности, формирование ценностного отношения к семье, дому, окружающим с помощью анализа художественного произведения, музыкального сопровождения и создания зрительного образа – красочной «Картины счастья».
-
Урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема: "Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…" 2009
Урок литературы построен с учётом основных принципов технологии эвристического обучения. Ученики выдвигают гипотезы, делают выводы. Это урок-следствие, на котором определяются мотивы действий героев, происходит обвинение и защита персонажей. Учащиеся могут проявить своё творчество, высказать и записать свои мысли, создать цитатную характеристику героев.
-
Урок литературы по произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога" на тему "Сколько же ты вытерпел, русский народ?" 2010
На уроке через анализ художественного текста доказывается, что истинным строителем железной дороги является не граф Клейнмихель, а русский многострадальный народ. В процессе работы дается исторический комментарий.
-
Урок литературы по произведению Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" 2009
Нетрадиционная форма проведения урока, использование в ходе него компьютерной презентации помогают учащимся не только серьёзно поработать с текстом, готовясь к уроку, но и проявить творческие способности. Данная разработка может быть использована учителем для проведения внеклассного мероприятия по предмету.
-
Урок литературы по публицистике Ф.А. Абрамова. Тема: "Федор Абрамов и художественная культура Севера". 10-й класс
2013
Урок литературы с информационными технологиями – сотворчество, открытие богатства смысловых пластов публицистики Федора Александровича Абрамова, которого волновали не только проблемы «хлеба насущного», но и «хлеба духовного». Аналитическое чтение публицистики Абрамова развивает кругозор.
-
Урок литературы по пьесе А.Вампилова "Старший сын". 10-й класс 2012
Александр Вампилов создал в драматургии собственный художественный мир. Мир добра, милосердия, веры в человека. В пьесе «Старший сын» драматург рассматривает жизненные ситуации, где каждый из героев делает свой выбор. «Я люблю людей, с которыми все может случиться...» Так понять и принять жизнь окружающих его людей мог только А.Вампилов, об этом его пьеса.
-
Урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван познакомить учащихся с рассказом, выявить позицию автора в изображении любви, определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь, показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения.
-
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка". 7-й класс 2013
Урок литературы выстроен на основе технологии встречных усилий, сотрудничества. Изучение материала основано на анализе текста с привлечением Библии, словаря Ожегова. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, расширить кругозор учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать художественные способности.
-
Урок литературы по рассказу Б.С. Житкова "Механик Салерно". "Оставаться человеком при любых обстоятельствах" 2010
Методика работы проста: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально. Предлагаю вашему вниманию урок литературы, разработанный и проведённый в рамках технологии критического мышления в 5-м классе. Приведён образец РАФТа – одного из приёмов данной технологии.
-
Урок литературы по рассказу В. Астафьева "Хвостик" 2012
На уроке учащиеся отрабатывают навыки работы с прозаическим текстом, учатся вчитываться в него. Размышляя вместе с автором над нравственной проблематикой произведения, учащиеся делают свой выбор.
-
Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2008
Урок формирует умение анализировать текст художественного произведения, воспитывает нравственные качества личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умение найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
-
Урок литературы по рассказу Валентина Распутина "В тайге над Байкалом". 5-й класс 2014
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Человек и природа». К уроку учащиеся выполняют несколько практических заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде рисунков, создания фильма, презентации. Цель урока: привитие чувства гордости и уважения к писателю-земляку В.Г. Распутину; доказательство ценности красоты окружающего мира.
-
Урок литературы по рассказу Г.Бакланова "Непорочное зачатие" 2009
В рассказе Григория Бакланова рассматриваются проблемы материнства, семьи, нравственной деградации общества, жизненных ценностей. Суррогатное материнство – явление проблематичное. Мнение общественности по этому поводу неоднозначно. Одни считают, что суррогатная мать хуже проститутки; другие, например врачи, убеждены, что люди имеют полное право самостоятельно принимать решение об использовании себя в качестве суррогатной матери; церковь же к "детям из пробирки" относится отрицательно. Главная миссия женщины - миссия матери, продолжательницы рода человеческого.
-
Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души" 2008
Текст художественного произведения помогает ребятам задуматься над вечными проблемами добра и зла на земле, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни. Ученик стремится активно работать сам. Эта побудительная сила и обеспечивает развитие личности. Опираясь на уроке на могучее слово писателя, я учу детей слушать и слышать других, понимать чужие страдания, активно отстаивать свою позицию в жизни.
-
Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" "Дорогою добра". 6-й класс 2020
Цели урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях; формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; обучение обобщению прочитанного, услышанного.
-
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака". 7-й класс 2014
В ходе урока у учащихся формируются навыки и умения литературного анализа и переработки произведения. Урок содержит не только аналитическую беседу по произведению, но и творческую работу учащихся по группам.