ХОД УРОКА
I. Работа над определением и значением жанра.
Запись в тетради.
Жанр - род произведений литературы, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
- Как вы думаете, являются ли литературные жанры универсальными или неизменными категориями? (нет, они зарождаются, развиваются и изменяются во времени).
Да, действительно, специфические характеристики жанра нередко существенно варьируются, поэтому, определяя жанр конкретного литературного произведения, следует иметь в виду жанры, приёмы и условности, относящиеся к эпохе создания произведения.
II. Работа с таблицей "Жанр литературы".
Запись в тетради.
При определении жанра нужно учитывать:
- Формальные признаки (композиция, стиль, основные темы, приёмы изложения).
- Намерения и цели автора.
- Процесс создания произведения.
- Среду, в которой работал автор.
- Цели и назначение произведения.
- Содержание.
Каждый читатель связывает с произведением собственные ожидания, которые задают манеру чтения и влияют на восприятие и понимание текста. Знакомство с жанром произведения позволяет понять его в свете особенностей и намерений, характерных для этого жанра. Если автор намеревался писать, сообразуясь с условностями и признаками определенного жанра, то установить жанр произведения сравнительно легко.
Но иногда положение не так просто. Например, если автор выбирает некоторый жанр для достижения целей, обычно не ассоциируемых с данным жанром, или если он не достаточно точно следует всем требованиям этого жанра, то отнести его произведение к определенной категории бывает трудно. Во всяком случае, идентификация литературного жанра требует компетентного суждения, основанного на глубоком знании произведения и его литературного и социального контекста.
III. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чём же заключается жанровое своеобразие Евангелий.
Вопрос о жанре Евангелия - это в основном проблема наших дней, характерная для современного исторического изучения Нового Завета. Культурная и временная дистанция от I в. И нынешнее стремление преодолеть ее путем тщательного изучения приводят к попыткам анализировать Евангелия в их литературном контексте. Интересно отметить, что дискуссия на эту тему тесно связана с бурным развитием исследований Евангелий.
Дома вы должны были изучить предположения учёных, высказавших своё мнение о жанре Евангелий в начале XX века.
Ответы учащихся оформляются в виде таблицы.
Год | Ф.И.О. учёного | Мнение |
1915 | Ч.У. Воуто | Евангелия сходны с народными жизнеописаниями греко-римской эры. |
1923 | К.Л. Шмидт | Евангелия - самобытный вид раннехристианских писаний, его особенности невозможно объяснить ссылками на какой-либо иной вид литературы Древнего мира. |
Сторонники Шмидта были склонны рассматривать Евангелия в основном как собрание преданий об Иисусе, сложившихся в первохристианских общинах, а творческий вклад евангелистов сводили к минимуму. Более того, они настаивали, что стимул к созданию Евангелий был не литературным, а керигматическим (от греч. Kerygma - "проповедь", "провозвестие"). То есть исследователи, занимавшиеся анализом форм, подчеркивали, что Евангелия заключают в себе первохристианское провозвестие о миссии и значении Иисуса и что они были написаны исключительно ради этого провозвестия.
-Чем отличался метод анализа форм от метода анализа редакций?
Метод анализа форм Евангелий | Метод анализа редакций Евангелий |
Евангелия рассматривались как собрание преданий | Большое внимание уделялось роли евангелистов как деятельных редакторов предания и (или) его авторов, определивших характер своих рассказов об Иисусе (историко-литературная критика). |
- В более ранних исследованиях как классифицировались Евангелия?
(Евангелия классифицировались как "ареталогии" (рассказы о "божественных мужах" древности))
IV. Слово учителя о жанре Евангелий.
Изучение Евангелий предполагает необходимость рассматривать множество факторов, а различия между четырьмя каноническими Евангелиями требуют анализа каждого из них в отдельности. Разумеется, необходимо принимать во внимание формальные характеристики Евангелий. Они являются повествованиями об Иисусе; повествования отображают Его деяния и речения, расположенные в довольно произвольном хронологическом порядке и охватывающие период от начала Его общественного служения до смерти и Воскресения. Это не беспристрастные рассказы: все евангелисты с воодушевлением поддерживают Иисуса и совершенно негативны по отношению к людям, Ему противостоящим.
Авторы Евангелий не были первыми, у кого зародилась мысль рассказать о служении Иисуса. Следует считать доказанным вклад других авторов в "конечный продукт". Однако и в плане формы, и очень часто в плане содержания Евангелия просто отражают существование в первохристианских общинах предания об Иисусе. Таким образом, труд евангелистов не был литературной деятельностью в узком смысле слова, они исходили не из расхожих в греко-римской среде литературных условностей, а из потребностей веры, из духовных нужд христиан.
V. Беседа с учащимися.
- По вашему мнению, как соотносятся рассказы о философах с преданием евангелистов об Иисусе.
(в рассказах о людях, связанных с теми или иными философскими традициями могут оказаться элементы предания, которые долго хранили в памяти почитатели этих людей; здесь есть некоторое сходство с отношением евангелистов к преданию об Иисусе; прямой аналогии с куда более значительным преданием, доступным евангелистам, здесь нет: они поставили перед собой грандиозную задачу возвестить об учении Иисуса, о Его совершенно исключительной роли в движении первых христиан)
- О чём свидетельствует отсутствие у Евангелий явно и формально зафиксированных имен авторов?
(отсутствие у Евангелий явно и формально зафиксированных имен авторов свидетельствует об их безупречной верности преданию; в отличие от широко распространенной греко-римской практики в Евангелиях "авторские права" не закреплены; сами евангелисты считали себя в первую очередь не авторами, пишущими для широкой аудитории, а скорее "служителями Слова".)
- Каково было назначение и способ использования Евангелий?
(евангелисты писали не для широкой публики, а для христианских групп, к которым сами часто принадлежали; Евангелия явно были предназначены для совместного чтения и изучения в собраниях христиан и вскоре заняли свое место в чине богослужения)
-Можно ли определить жанр Евангелий как греко-римские биографии?
Ответ представляют в виде таблицы.
Греко-римские биографии | Евангелия |
Прославляемый центральный персонаж наделялся достоинствами, которых у него не было и которые даже не основаны на его авторитете. | Показана сущность главного героя,
рассказано о событиях и речах, в которых
проявился характер героя. Показано, что такой характер должен быть образцом. |
Вывод: Евангелия сосредоточены на сущности характера Иисуса, Он показан в них прежде всего носителем отдельных достоинств. Евангелисты были главным образом озабочены тем, чтобы раскрыть роль Иисуса в планах Бога, а не тем, чтобы обрисовывать Его достоинства и добродетели. Таким образом, с точки зрения их главной темы и цели, а также в некоторых других отношениях Евангелия принципиально отличаются от всевозможных жанров греческой и римской литератур. |
- По каким видам можно классифицировать предания об Иисусе в Евангелии от Марка?
(притчи, рассказы о чудесах, хрии (афоризмы, повествования о Страстях и т.д.))
- Какие приёмы использовались в данных материалах?
(во всех этих материалах использовались разнообразные риторические приёмы народных рассказчиков в том виде, в каком они существовали в проповеднической деятельности и в повседневной жизни раннехристианской Церкви).
Таким образом, Евангелия не являются только лишь литературными произведениями - они построены в тесной связи с учительной и проповеднической деятельностью первых христиан.
Обратите внимание на следующие мнения учёных о жанре Евангелия от Марка:
- композиция и форма рассказа Марка об Иисусе отражают общую структуру греческой трагедии (пролог, развитие действия, кульминация, кризис, катастрофа, развязка)
- на евангелиста непосредственно повлиял этот жанр.
Сходство во многом объясняется случайными совпадениями, композиция Марка отражает развитую повествовательную структуру домаркового предания об Иисусе, в котором Его служение, смерть и Воскресение описывались в образах и выражениях некой общей фабулы, широко распространенной в целом ряде древних литератур: праведник наталкивается на противостояние подвергается преследованиям и в конце концов оказывается оправдан
- А как вы думаете, по каким причинам Марк вообще взялся за перо?
(понимание им потребностей своих читателей-христиан; непосредственное влияние на него религиозных кругов, среди которых работал евангелист; рост популярности жизнеописаний как средства выражения идей в греко-римскую эпоху)
Слово учителя.
По-видимому, греко-римские биографии действительно могут пролить свет на жанровые особенности Марка. Однако речь не о том, что они прямо повлияли на евангелиста, - скорее, существовал определенный общий климат, который помог автору принять решение послужить Христу и христианам посредством создания новаторского труда.
- Чем отличаются произведения Матфея и Луки от произведения Марка?
(произведения Матфея и Луки находятся на несколько более высоком литературном уровне и в них больше черт, сопоставимых с особенностями греко-римской биографической литературы; Матфей и Лука находились на ранней стадии "литературизации", они лучше восприняли литературные стиль и манеру, которые будут развиваться в христианской литературе в первые века н.э.)
- Что в Евангелии от Матфея отражает литературную стилистику исторических книг Ветхого Завета, где исполнение предсказаний пророков - один из основных приёмов в повествованиях?
(цитирование многочисленных ветхозаветных пророчеств как исполнившихся в Иисусе)
- Какова точка зрения П. Шулера относительно жанра Евангелия от Матфея, можно ли считать его предположение приемлемым?
(П. Шулер предложил определить Евангелие от Матфея как один из видов хвалебного жизнеописания, который он назвал "панегирической биографией", но это предложение неприемлемо по целому ряду причин. Все античные жизнеописания были либо хвалебными и преследовали те же цели, что и речи ораторов, называвшиеся панегириками, либо были осуждающими и критическими; категория, предложенная Шулером, не выявлена в античных источниках, она слишком широка и расплывчата для применения; Шулер далек от истины, приписывая Матфею стремление адресовать свое послание "обществу, в котором он жил"; есть немало указаний на то, что евангелист считал не подлежащим сомнению принятие Ветхого Завета как Священного Писания, а христианских верований и писаний как непреложных истин; это свидетельствует, что Евангелие от Матфея было документом, так сказать, для внутреннего употребления, т.е. для ободрения и назидания собратьев-христиан, а не сочинением для широкой публики)
VI. Составление учащимися таблицы "Предположения исследователей относительно жанра Евангелия от Луки"
Исследователи | Мнение исследователей |
Ч. Толберт | Евангелие от Луки и Деяние - целостное произведение: оно представляет собой особый тип биографии, призванный показать действенную преемственность предания. |
Д.Ауни | Этот двухтомный труд является примером греко-римской историографии - в данном случае истории христианского провозвестия, начавшегося с явления Иисуса и продолжавшегося в миссионерской деятельности Павла среди язычников. |
С. Прэдер | Евангелие от Луки и Деяние - христианская адаптация греко-римского жанра романа. |
Р. Перво | Нет оснований относить Евангелие от Луки и Деяние к одному литературному жанру. Деяния наиболее близки к греко-римскому жанру романа, а Евангелие от Луки является примером биографии, предназначенной для простого народа. |
Вывод: Ввиду этих разногласий среди компетентных в греко-римской литературе ученых при исследовании Евангелий - даже от Луки, где явно ощущаются греко-римские литературные приемы и средства, - видимо, разумнее всего признать ограничения, связанные с использованием понятий и терминов одних лишь античных жанров. Разумеется, Лука был хорошо знаком с формальными литературными приемами греко-римской эпохи; он сознательно и неосознанно заимствовал их при написании своих произведений. Но он обнаружил и отличное знакомство с более близкой ему литературной основой раннехристианского сообщества: об этом можно судить как по языковой стилистике, так и по многочисленным мотивам, заимствованным из Ветхого Завета. |
Слово учителя.
Итак, учитывая подвижность жанров греко-римской литературы и их взаимовлияние, следует соблюдать осторожность при оценке какого-либо специфического литературного жанра как ключа к Евангелию от Луки на базе отдельных характеристик творчества евангелиста. Так, в частности, греко-римская историография, по-видимому, не вполне соответствовала нормам, принятым древними, которые пытались дать определения жанра.
"Народная историография" отличалась специфическими повествовательными особенностями, сочетавшимися с элементами романа. Аналогичным образом произведения, которые можно назвать историческим романом, восприняли элементы стиля народной историографии. Биография тоже не представляла собой строго определенный жанр. У авторов, желавших изобразить великую личность, был большой выбор литературных стилей и подходов.
Подведем итоги. То обстоятельство, что Лука владел некоторыми особенностями греко-римской литературной практики, вполне доказуемо, причем такое доказательство облегчает наше собственное восприятие текста Евангелия от Луки и Деяний. Вопреки вышеупомянутым разногласиям ученых, но, учитывая явно выраженное автором намерение и рассматривая написанные им произведения как объединенные одной целью, можно утверждать следующее: самый близкий жанр, с которым соотносятся произведения Луки, - это, скорее всего, греко-римская историография. В то же время Евангелие от Луки и Деяния являются историческим повествованием, включающим обширный биографический компонент (Евангелие), причем с высокой степенью авторской свободы в изображении драматических эпизодов. Но над всем этим господствуют прежде всего настроения и потребности христиан, для которых и трудился евангелист.
- Каков жанр, по словам Ч. Толберта, Евангелия от Иоанна?
(новаторский тип биографии, целью которой было исправление неверного понимания главного героя)
VII. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
Несмотря на то, что между четырьмя каноническими Евангелиями имеются многочисленные различия, все они представляют собой в сущности однородный тип литературы об Иисусе:
- в них содержатся пространные повествования о Его служении, смерти и Воскресении
- они опираются на предание об Иисусе
- отражают первохристианское провозвестие и служат ему
- предназначены для читателей-христиан, учитывают их верования и речь
Благодаря общим формальным характеристика и (или) вере, которую они утверждают, Евангелия занимают совершенно особое место в раннехристианской литературе - канонической и неканонической, причем с самых разных точек зрения. В итоге Евангелия составили отличную от всех прочих группу писаний в рамках христианства.
Их сходство с другими жанрами греко-римских произведений, прежде всего с жизнеописаниями (биографиями), объясняется культурной атмосферой, в которой были написаны Евангелия. В греко-римской литературе мы находим частично аналогичные жанры, и это позволяет лучше понять отдельные характеристики Евангелий и существенно помогает распознать те литературные категории и ожидания, сквозь которые по-своему смотрели на Евангелия читатели-христиане. Вероятно, евангелисты сознательно - а возможно, гораздо чаще неосознанно - воспроизводили особенности греко-римской литературы.
Евангелия невозможно целиком объяснить только в терминах греко-римского литературного окружения или влиянием на них литературных жанров той эпохи. Движущей силой при написании Евангелий были религиозные отношения и потребности внутри раннего христианства. Их содержание, вероучительные положения, основные темы и литературная форма в высшей степени подверглись непосредственному влиянию религиозного окружения, в котором они создавались. В целом Евангелия допустимо сравнивать с греко-римскими жизнеописаниями, имевшими хождение корпуса древней литературы.