Урок литературы на тему "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Разделы: Литература


<Приложение 1, слайд 1>

Цели:
  • помочь учащимся почувствовать атмосферу XIX века, а именно – Литературного салона;
  • познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина (жизнью Лицея, друзьями поэта);
  • познакомить учащихся с лирикой лицеистов – будущих поэтов;
  • показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека

Форма урока: интегрированный урок.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайдовая презентация. Кабинет оформляется в стиле салона: учащиеся разбиваются на группы, каждая группа сидит за отдельным столом, на котором стоят подсвечники.

Примечание: Желательно, чтобы учащиеся были одеты в стиле ХIХ века: мальчики в костюмах, галстуках-бабочках; девочки – в длинных платьях. Роли лицеистов и профессоров распределяются заранее.

<Приложение 1, слайды 2, 3>

Ход урока

Учитель:       

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

…Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

- Господа, я рада приветствовать вас в Литературном салоне. И, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о Царскосельском Лицее.

Лицей. Это слово было новым для России начала XIX века. На Лицей были возложены великие надежды, и поэтому в него было вложено все лучшее, что имела культурная Россия. Давайте вернемся к той знаменитой дате 19 октября 1811 года.

<Приложение 1, слайд 4>

На нашем вечере присутствует первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский.

<Приложение 1, слайд 5>

Малиновский: Я очень ясно помню тот день. С утра стали прибывать кареты. Мундиры поистине слепили глаза. В половине 12-го из Гатчины приехала императрица. Вскоре со свитой прибыл Александр I. Отслужив молебен, Лицей открыли, после этого я выступил с речью. Затем слово было предоставлено профессору Александру Петровичу Куницыну. Его речь была блистательна. В продолжение всего выступления Куницын ни разу не упомянул о государе. Обращаясь к юным гражданам России, Куницын прославлял великую роль просвещения и воспевал любовь к своему Отечеству, России. Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались занятия.

Учитель: Что ж, господа, мы с вами имели честь познакомиться с первым директором Лицея Василием Федоровичем Малиновским. Хотим также поприветствовать присутствующих на нашем вечере преподавателей Лицея: Александра Петровича Куницына, профессора философии; Давида Ивановича де Будри, профессора французской словесности; Николая Федоровича Кошанского, преподавателя российской и латинской словесности; Александра Ивановича Галича, профессора философии.

Говоря о жизни Лицея, нельзя не сказать о событиях 1812 года. Как вспоминал Иван Пущин: «Жизнь лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве». Через Царское Село шли русские полки, а подростки в синих мундирчиках выбегали им навстречу из здания Лицея и желали победы. В эти дни решалась судьба России. Вскоре пришли радостные известия: «Неприятель отступает». Лицеисты гордились своим народом.

Но вернемся к будням Лицея.

Для чего же был создан Лицей? Думаю, на этот вопрос ответят сами лицеисты.

Пожалуйста, господин Александр Горчаков.

<Приложение 1, слайд 6>

Горчаков: Лицей задумывался как привилегированное учебное заведение для юношей, которые затем должны были служить у государя. Телесные наказания в Лицее запрещались. Между нами, лицеистами, и профессоры были дружеские отношения.

Учитель: В будущем Александр Горчаков станет дипломатом, министром иностранных дел, канцлером, светлейшим князем.

А теперь послушаем Вильгельма Кюхельбекера.

<Приложение 1, слайд 7>

Кюхельбекер: Все это породило атмосферу доверия, к тому же мы должны были прожить 6 лет безвыездно. Нам даже запрещались отпуска на каникулы.

Учитель: Все эти правила образовали замкнутый мирок, точнее сказать лицейскую республику.

Конечно, в Лицее особое внимание уделялось занятиям. Ежедневно лицеисты занимались 7-8 часов. А как они проводили свободное время? Вот что говорит об этом Иван Пущин.

<Приложение 1, слайд 8>

Пущин: По средам и субботам мы занимались танцами и фехтованием. В Большом зале отдыхали после занятий, делали гимнастические упражнения, а вечером играли в мяч. На уроке танцев иногда приглашали сестер воспитанников Лицея, а позднее – царскосельских девиц.

<Приложение 1, слайд 9>

Звучит музыка (Г. Свиридов «Метель»), танцуют вальс.

Учитель: Иван Пущин будет арестован 16 декабря 1825 года за участие в декабристском движении и сослан на каторгу в Сибирь, где ему придется провести всю оставшуюся жизнь. Будет амнистирован лишь за три года до своей смерти.

В Лицее очень многие писали стихи. «Литературных собраний» лицеистам стало мало, и они начали издавать журналы. Послушаем Федора Матюшкина.

<Приложение 1, слайд 10>

Матюшкин: Это была какая-то эпидемия. Появилось великое множество рукописных изданий. «Царскосельские лицейские газеты», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Сверчок», «Лицейский Мудрец» и много других. Пушкин печатался во всех журналах. Он помещал в них свои стихи. Как «издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо» и «Юные пловцы», рисовал карикатуры для журналов.

Учитель: Федор Матюшкин в будущем великий мореплаватель, чье имя вошло в историю отечественного флота.

Мы с вами узнали о жизни Лицея, чем занимались воспитанники, что изучали. Теперь пришло время поговорить об экзаменах. Думаю, об этом никто не расскажет так хорошо, как сам Александр Пушкин.

<Приложение 1, слайд 11>

Пушкин: 4 января 1815 года в Лицее началось публичное испытание. 8 января я должен был читать свое стихотворение, которое написал специально для журнала. Стихотворение называлось «Воспоминания в Царском Селе». В актовом зале за длинным столом, покрытым красным сукном, сидела экзаменационная комиссия, председательствовал сам Гавриил Романович Державин. Я читал, как во сне, ничего не слыша, ничего не замечая. Мне казалось, что это не я, а кто-то другой произносит звенящим голосом стихи о победах прошедшего, о героях недавних времен, когда пылала Москва и весь русский народ восстал против недругов.

<Приложение 1, слайд 12>

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал.
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни,
Вотще лишь гневом дух пылал.

Я не помню, как дочитал. Я так волновался, что сразу же убежал. Потом я узнал, что Державин был в восторге от моего стихотворения. В том же 1815 году «Воспоминания в Царском Селе» были напечатаны в журнале «Российский музеум», и впервые в этом номере журнала под своими стихами я подписался полным именем: Александр Пушкин.

Учитель: Вот мы с вами и понаблюдали за жизнью Царскосельского Лицея; узнали о том, как туда 19 октября 1811 года пришел никому не известный Александр Пушкин, и уже через три с половиной года о нем заговорили как о будущем великом поэте, втором Державине.

А сейчас мы с вами проведем небольшую литературную викторину. В жюри я попрошу пройти преподавателей Лицея.

<Приложение 1, слайд 13>

В ходе викторины жюри дополняет ответы учащихся.

  1. Что такое Лицей, или Ликей?
  2. Назовите имена преподавателей Лицея?
  3. Каким было первое стихотворение Александра Пушкина?
  4. Кто был вторым директором Лицея?
  5. Из 29 лицеистов лишь двое стремились в будущем сделать карьеру. И они «дошли до степеней известных», но одноклассники их не любили. Кто эти двое?
  6. Кто был первой любовью Александра Пушкина?

Учитель: Вы должны были выучить стихи лучших лицеистов на годовщину открытия Лицея.

Ученики читают стихотворения Антона Дельвига «19 октября 1824 года», Алексея Илличевского «19 октября 1822 года», Вильгельма Кюхельбекера «19 октября 1836 года», Александра Пушкина «19 октября 1825 года».

<Приложение 1, слайд 14>

Учитель: Первый пушкинский выпуск прославился своими выпускниками. Это, помимо Пушкина, декабристы – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, великий флотоводец Федор Матюшкин и отважный генерал Владимир Вальховский, талантливый дипломат Александр Горчаков. Все они горячо любили Родину, верили в русский народ, в его прекрасное и свободное будущее.