Вот уже второй год наша школа работает в режиме
эксперимента по интеграции уроков Нравственной
грамматики и литературы. Уроки литературы вообще
почти всегда позволяют поговорить о
нравственных проблемах, для этого
художественная литература дает превосходный
материал. А уж повесть Гоголя «Тарас Бульба» как
будто создана для обсуждения таких проблем
нравственности, как честность, преданность,
верность Отечеству, друзьям, слову,
предательство и другие. Давая нравственную
оценку поступкам Андрия, ребята учились понимать
окружающих, Оценивая поступок другого, человек
уясняет сам, как он должен или не должен
поступать.
Очень удачно, что на данном материале можно было
использовать исторический материал,
способствующий формированию у учащихся
нравственных оценок и оценочного отношения к
себе.
Цели урока:
- обучение сопоставительной характеристике;
- развитие навыков работы с текстом;
- определение нравственных истоков предательства Андрия.
ХОД УРОКА
Учитель: На прошлом уроке мы с вами
начали знакомство с повестью Гоголя, с ее
героями. Продолжая начатый разговор о
семье Тараса Бульбы, о времени, в котором
разворачивается действие, сегодня мы с вами
будем говорить о сыновьях Тараса. И нам предстоит
разобраться, почему в одной семье, у одних
родителей, при одинаковых условиях жизни и
воспитания один сын стал героем, а другой –
предателем.
Итак, какими хотел видеть Тарас Бульба своих
сыновей? Как оценил их при встрече?
Каковы ваши впечатления о парнях? Совпали ли они
с мнением Тараса?
Возможные ответы: Люди раскрываются при первой встрече, пусть не полностью, но они становятся понятны нам. Мы тоже понимаем этих молодых людей. Тарас доволен сыновьями. Он высоко оценил не то, что Остап полез драться, а то, что тот умеет постоять за себя. А вот терпимость Андрия его раздражает, он для отца «мазунчик». И это типично для того времени.
Учитель: А почему Андрий не поддался на поддразнивания отца? (Он более мягок, сдержан, уважает и побаивается отца, не любит вступать в открытый конфликт)
Учитель: Давайте подробнее поговорим
о жизни братьев дома, в бурсе. Нет ли уже здесь
чего-то такого, что объяснит нам дальнейшее
предательство Андрия. Какой вы представляете их
жизнь дома? Гоголь нам об этом ничего не написал,
но можем ли мы представить их детство? (Очевидно,
это драки с другими мальчишками, езда верхом,
лазанье по деревьям, мечты о Сечи и воинских
подвигах)
– Могла ли быть разница в отношениях родителей к
ним? (Андрий – младший, возможно, его больше
любили, больше прощали, жили они под присмотром
матери, отца видели редко, ждали его и
побаивались)
Учитель: Почему Тарас отправил сыновей в бурсу, если сам так пренебрежительно относится к образованию? (Тарас понимает, что знания необходимы молодым людям. Тем более, так делали многие)
Учитель: Это время взросления и
формирования парней. И мы очень много узнаем о
братьях из описания их бурсацкой жизни. Как же
проявили себя братья в бурсе?
(По мере ответов ребят на доске и в тетрадях
заполняется таблица – см. Приложение)
Учитель: И вот все-таки свершилось: братья в Сечи. Они принимают участие в боях. Какие черты характера проявляет каждый из них?
(Продолжается заполнение таблицы)
Учитель: И вдруг перед Андрием во
время затишья появляется служанка девушки,
которую он
полюбил, но давно уже потерял из виду. Что испытал
Андрий, увидев татарку? (Нетерпение, желание
поскорей увидеть возлюбленную, помочь ей,
жалость)
– Как он ведет себя, когда его останавливает
Остап? А когда Тарас? (Он снова показывает свой
страх перед отцом, опять замирает и немеет при
звуке отцовского голоса)
– А имеет ли право человек на жалость к врагу?
Хорошо ли поступает Андрий, жалея Панночку и
решая помочь ей? (Андрий не колеблется, не
сомневается, его чувство очень сильно. Он в
восторге, что видит возлюбленную)
– Плохо ли это? (Для запорожцев женщина –
рабыня, не человек, для Андрия она королева, он
готов служить ей верой и правдой до конца дней
своих)
– Но не превращается ли он сам в раба своей
страсти? Можно ли считать, что Андрий совершил
предательство еще до встречи с панночкой, уходя
из лагеря? (Андрий видел плохо охраняемый
лагерь, узнал о подземном ходе, который ведет в
осажденный запорожцами город, узнает об идущем к
полякам подкреплении, но ничего не
предпринимает, чтобы сообщить об этом товарищам.
Его волнует только панночка, только любовь к ней)
Зачитать отрывок со слов «Ничего не сумел
сказать на это Андрий…» до слов « …вознегодовал
на свою казацкую натуру».
От слов «Царица! – вскричал Андрий…» до слов
«…только небесные ангелы могут служить тебе».
– Что особенно задевает нас в этом эпизоде? (Андрий
уже стыдиться , что он казак, он потерял голову. Он
готов на все. Это полячка напоминает ему о родине,
об отце, о товарищах)
– И что на это отвечает Андрий? Как это оценивает
сам автор?
Зачитать последний абзац 6 главы.
Учитель: Как же случилось, что
храбрейший воин стал предателем? Подчеркните в
таблице те качества, которые привели его к этому.
Белинский говорил: «Личность и общество
неразрывно связаны между собой. И только тогда,
когда общее и личное находятся в органическом
сочетании, только тогда есть полная глубокого и
разумного содержания жизнь – и личная, и
общественная. И если они не совпадают, то
столкновение неизбежно, и тогда отдельный
человек – или победитель, или побежденный».
Так победитель Андрий или побежденный? (Даже
любовь не сделала его богаче, не дала ему
возможность взлететь, делать мир лучше, она
заслонила от него весь мир и людей)
Андрий смел, он не ведает страха. Можем ли мы
считать его героем?
Учитель читает сцену гибели Андрия со слов «.Разогнался на коне Андрий…» до слов «Тарас кивнул головою».
– Что поражает в этом эпизоде?
– Как объяснить такое поведение Андрия перед
отцом?
– Как сам автор относится к описываемым
событиям?
– Мы часто на уроках литературы говорим о
нравственности. Как с этой точки зрения вы
оцениваете поступок Андрия?
– А как бы поступил Остап, влюбившись в дочь
врага?
– Можно ли Остапа считать героем?
Подведение итогов урока, объявление оценок, объяснение дом задания.: письменные размышления на тему «Путь Андрия к предательству».
Примечание: в работе над уроком была использована книга Т.В. Зверс «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении», Ленинград, «Просвещение», Ленинградское отделение, 1980 год.