И.С. Шмелев “Масленица”
Цель: углубить знания учащихся о творчестве И.С.Шмелева, познакомить с жизнью и бытом 19 века, воскресить традиции, учить находить красоту в будничном, бытовом течении жизни.
Оборудование: портрет И.С.Шмелева (Рисунок 1), русские народные костюмы, музыкальные инструменты, чучело Масленицы, кондитерские изделия, плакаты: (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок4)
Два чувства дивно близких нам-
В них обретает сердце пищу,-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к родительским гробам.
А.С.Пушкин.
“Шмелев прежде всего русский поэт. В то же время он певец России, изобразитель русского исторического, сложившегося душевного и духовного уклада” И.А.Ильин.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (Приложение 2)
: Имя И.С. Шмелева, “великого мастера образа и слова”, сравнительно недавно возвращенное, впервые введено в школьную программу. Жизнь писателя была сложной. 28 лет прожил он на чужбине, в Париже, куда вынужден был уехать в 1922 году, когда понял, что принять революцию октября 1917 года не может. На то были разные причины: и смерть сына -белогвардейского офицера, и иные, не совпадающие с большевистскими взгляды на переустройство общества. Писатель считал, что изменить жизнь общества можно лишь путем нравственного совершенствования общества. Это Шмелев стремился сделать при помощи своих произведений.
И.С. Шмелев – автор многих рассказов, повестей, романов. Темы его произведений разнообразны. Но главное в них- внимание к человеку. О чем бы ни писал Шмелев, он всегда проявлял себя как мастер словесного пейзажа. Писатель умеет находить красоту, поэзию в будничном, бытовом течении жизни. Его называют бытописателем Москвы и, значит, России. В некоторых своих произведениях, например, в романе “Лето господне”, писатель обращается к годам детства, любовно воскрешает в памяти навсегда ушедший быт. По мнению Ильина, “Лето господне” - поэма в прозе, поэма праздников и скорбей”, в которой Шмелев создает “в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта в словах точных, насыщенных и изобразительных”
“Лето господне” делится на три части: “Праздники”, “Радости”, “Скорби”. Отрывок “Масленица” - из первой части.
2. Беседа:
- Прочитайте эпиграф к уроку – слова А.С.Пушкина на плакате. Как вы понимаете их смысл?
- От какого лица ведется повествование в повести? Можем ли мы представить себе рассказчика? Каков он?
- Что в манере рассказчика заставляет нас почувствовать не только слушателем, но и собеседником?
- Как вы думаете, чье восприятие масленицы передано в этой главе: ребенка или взрослого? Докажите.
3. Работа с текстом.
1) Первыми признаками приближения масленицы
является яркое солнце, веселые капели, оттепели.
Приведите примеры описания этих природных
явлений у Шмелева. (Ребята зачитывают наизусть).
“Оттепели все чаще, снег маслится. С
солнечной стороны висят стеклянной бахромой
сосульки, плавятся, звякают о льдинки. Прыгаешь
на одном коньке и чувствуешь, как мягко режет,
словно по толстой коже. Прощай, зима!”
2) Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ, предшествующих севу. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. А как об этом пишет Шмелев?
- “Стол огромный. Чего только нет на нем ! Рыбы, рыбы….икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыра, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчали ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом”
3) Ну а королем на масленичном столе являлся блин. Ох уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Не обошел вниманием блины в своем повествовании и Иван Шмелев.
- “Украшением праздничного стола было что-то чудное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось “Масленица”. На большом круглом прянике-блине, от которого пахло медом – и клеем пахло!- с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчихи, поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотой канителью…”
4) Вся масленичная неделя сопровождалась веселыми играми, забавами, шумными конкурсами и развлечениями Какими?
- Катание с горок. В нем принимали участие и стар и млад. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 10 человек. Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, толстых кусках льда. Катание сопровождалось озорными шутками, обрядовыми песнями.
- На Масленицу гадали: берет девушка первый блин, выбегает на улицу, угощает первого встречного и спрашивает его имя. Так и суженого звать будут.
Обычными на масленичной неделе были песни, пляски, ряженые, хождение с козой.
4.Театрализованное представление:
Учитель: Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. И сейчас мы попытаемся, хотя бы частично, воспроизвести праздничную атмосферу, описанную И.С. Шмелевым в своем произведении. (В роли скоморохов выступают ребята старших классов)
1-й скоморох:
Эй, народ честной,
Шире рот открой
2-й скоморох:
Слушайте объявления,
Для глухих – без повторения.
1-й скоморох:
Все, кто любит блины в сметане,
Чай горячий в большом стакане.
2-й скоморох:
Все, кто любит пироги печеные,
Шашлыки, на углях печенные.
1-й скоморох:
Кто в пельмени влюблен без ума, отзовись.
В круг большой вокруг нас становись!
2-й скоморох:
Милые дамы и господа!
Для чего вы се собрались сюда?
1-й скоморох:
Вместе встретим без промедленья
Праздник старинный весенний!
2-й скоморох:
Весну встретим, зиму проводим!
В хороводе с ними походим!
1-й скоморох:
Поиграем, блинов покушаем
Да рекламу пельменей послушаем.
2-й скоморох:
Будет все, как в старину когда-то:
Песни, пляски, перетягивание каната.
1-й скоморох:
Каждый сегодня найдет заделье,
Каждому будет смех и веселье.
2-й скоморох:
Не стойте, не хмурьтесь и не скучайте,
Светлою радостью праздник встречайте!
Скоморохи организуют игры:
1) “Игра в блин”: Руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами выронить блин.
1-й скоморох: Играть не уставать – не ушло бы дело.
2-й скоморох: Делу время – потехе час.
2) Исполняются частушки(Приложение 3)
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно!
Девки, масленка идет.
Кто нас покатает.
У Петруши за двором
Сивка пропадает.
Как на масляной неделе
Из трубы блины летели.
Уж вы, блинчики мои,
Вы, блиночки мои!
Входит Зима в сопровождении двух стражей, обращается к собравшимся.
Зима:
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, девочки-хохотушки!
Здравствуйте, мальчики-вертушки!
Спасибо, что пришли попрощаться со мной,
Снежной, холодной и вьюжной зимой.
Уж любила я вас, развлекала я вас:
Щеки, уши и нос ущипнула не раз.
Дочка старшая – вьюга – много вьюжила вас.
Сын мой старший–мороз- вас морозил не раз,
Сын мой младший–буран- вас буранил не раз,
Младшая дочка -метель -снегом сыпала в вас.
Так ответьте Зиме в мой последний час:
Угодила ли вам? Уходить мне от вас?
Раздаются крики: Уходи! Надоела!
Зима:
Кто кричал: “Уходи!”?
Будет знать, как орать.
Стража верная!
Этих молодчиков взять!
Стража зимы арестовывает двух, кричавших громче всех, им завязывают глаза, подводят к Зиме
Зима:
Что же, будете знать, как меня провожать.
Я заставлю любого меня уважать,
И весны в году этом вам не видать!
Зима с пленными уходят. Появляется богатырь.
Богатырь: Что приуныли? Зимы испугались?
Что ж вы с Зимой за победу не дрались?
Ворогов наших берусь победить,
Пленных вернуть и Весну воротить.
Кто пожелает в дружину мою,
Пусть силу и удаль покажут в бою!
Проводится конкурс “Перетягивание каната”. Победители зачисляются в богатырскую дружину.
Богатырь:
С этой дружиной любого врага,
Черта любого возьмем за рога.
Всем вам дарю я мечи-кладенцы.
К бою готовы? Вперед, молодцы!
1-й скоморох:
Счастья, удачи вам в трудном бою,
Силу и удаль прославьте свою.
2-й скоморох:
Там же в неволе томится Весна.
Ждет избавленья от плена она.
Все мы Весну с нетерпением ждем
И до победы отсель не уйдем!
Дружина удаляется. Ведущие проводят еще несколько конкурсов.
Играет торжественная мелодия. Появляется богатырь с дружиной. Они несут сундук. С ними Весна.
Весна:
Вот и я пришла к вам снова:
Весела, жива, здорова.
У Зимы была в плену.
Я ее во всем виню.
Посему ее огню
По закону старины
Мы сейчас предать должны!
Достает из сундука чучело Зимы. Его устанавливают на костре , сжигают.(Приложение 4)
Весна:
О зиме вы не грустите,
Будет время, погодите,
С ней денечков через пять
Повстречаетесь опять
Снег закружит, землю скроет,
Но теперь уже не стоит
Придавать тому значенье-
Я – хозяйка положенья.
Посему, велю опять
Веселиться и играть!
Проводятся конкурсы, концерт.
1 скоморох:
Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день!
Исполняется народный танец.
2 скоморох: И кот поет, когда хорошо живет.
1 скоморох: Где песня льется, там легче живется.
Исполняется народная песня.
2 скоморох: Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
1 скоморох: Приглашаем на мир людской, на суд честной самых говорливых.
Исполнение скороговорок:
На дворе – трава, на траве – дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Белые бараны били в барабаны.
Дом у дуба, дуб у дома.
2 скоморох:
Наконец-то, все устали,
Очень долго мы играли.
А теперь пора, дружок,
Съесть румяный пирожок.
1 скоморох:
Эй, стряпухи, повара,
Рекламировать пора
То, чем вы нас угостите
И на славу удивите.
Девочки рекламируют блины, названия которых они встретили в произведении И.С.Шмелева.
- “Черные” блины гречневые;
- Блины с припеком;
- Блины с двойным припеком;
- Блины с подпеком;
- Блины молочные, легкие;
- Блины с яичками;
- Блины с икоркой.
Сценка:
Хозяйка: Тит, иди молотить!
Тит: Брюхо болит.
Хозяйка: Тит, иди щи хлебать!
Тит: Где моя большая ложка!
Рассаживаются за столы с присказками:
Где блины, там и мы.
Где с маслом каша, там и место наше.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Без обеда не красна беседа.
Был бы пирог, найдется и едок.
Чай пить – не дрова рубить.
Ай да пироги, только брюхо береги.
Хот нет зубов, да кусаются. Вот где горячие-то!
1 скоморох:
Праздник близится к концу,
Но грустить нам не к лицу.
У весны забав немало,
И она нам завещала
Веселиться и играть
И ее не забывать!
2 скоморох:
Мы ж, однако, подустали,
Целый день итак скакали,
Нам пора и отдохнуть
В уголочке где-нибудь.
Вы ж, честные господа, разбредайтесь кто куда.
1 скоморох:
Ну, а все, кто к нам пришел,
До финала не ушел,
Ну, давай, кричи со мной:
“Поздравляем всех с Весной!”