Литература
-
"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка" (7-й класс) 2008
Урок "Начать с себя!" по рассказу А.Платонова "Юшка" заставляет задуматься об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Работа над данным рассказом подводит ребят к выводу: "Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя!"
-
"Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась" (по повести В.Распутина "Нежданно-негаданно") 2009
В повести В.Распутина разговор идет о гуманности в обществе, в нашем государстве. "Природа людей рождает братьями, и душа у всех одинакова". Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Гуманность - это прежде всего человечность, отзывчивость.
-
"Не в наши дни и не в нашем веке" (идейно-художественные особенности романа Д.Бойна "Мальчик в полосатой пижаме") 2015
Экономические и геополитические последствия современной социально-политической ситуации в мире будут проявляться еще многие десятилетия. Поэтому детская аудитория должна уже сегодня задумываться над вопросами своей истории и современности. Роман Д.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» с его уникальной логикой построения, с его идейно-художественными особенностями будет интересен и познавателен для учащихся 11-го класса, пытливо ищущих ответы на самые злободневные вопросы современности.
-
"Не забыть нам этих дней!" Конспект интегрированного урока литературы и истории в 9-м классе 2022
Цели урока: расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными фактами истории Великой Отечественной войны и героев этой войны, воспитывать уважение к защитникам Родины; формировать чувство сострадания к жертвам нацизма.
-
"Не зная прошлого — не построишь и будущего". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Знакомство восьмиклассников с памятником древнерусской литературы "Домострой" подготовит их к глубокому и осмысленному восприятию произведений русской классической литературы в 9–11-х классах (пьесы А.Н. Островского, произведения М.Горького и др.).
-
"Не откажусь от каждой строчки прошлой…" Литературная презентация о жизни и творчестве А.А. Вознесенского 2013
Представленная методическая разработка посвящена поэту-шестидесятнику А.А. Вознесенскому, подготовлена к 80-летию со дня рождения поэта.
-
"Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!" (Интегрированный урок: литература + русский язык + история + МХК + архитектура) 2009
На уроке учащиеся знакомятся с храмом Василия Блаженного в Москве (или, как его ещё называют, Покровским собором), который является уникальным творением русской культуры и зодчества, вершиной русского искусства.
-
"Не потому ли я живу, что умерли они". По повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние" 2011
Урок памяти имеет большое воспитательное значение. Подробно проанализировав содержание повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние", пройдя путем испытаний главных героев повести, учащиеся должны понять, "какою ценой завоевано счастье", понять, каким героическим было поколение, вступившее в схватку с фашизмом. На уроке звучат стихи и песни о войне поэтов военной поры.
-
"Не привыкайте никогда к любви!". Жанр баллады в творчестве Э. Асадова. 9-й класс 2014
Урок литературы знакомит учащихся с творчеством поэта Э. Асадова; учит смысловому чтению и анализу текста, развивает навыки формирования связного монолога; воспитывает чувство прекрасного, любви и уважения к близким. Школьники анализируют жанровые особенности баллад Асадова, учатся находить информацию, обобщать ее, представлять результат и защищать его, аргументировать свое мнение.
-
"Не растеряй, мой мальчик, лица людей, что учили тебя добру…" Урок по произведению А.Н. Немтушкина и В.П. Астафьева 2012
Урок знакомит учащихся с бытовой культурой эвенков, их традициями, укладом жизни, определяет роль мифов, преданий, легенд, сказок эвенкийского эпоса в повести "Мне снятся небесные олени".
-
"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях) 2007
Урок проводится в 8-м классе после работы над рассказом В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Учитель заранее даёт список произведений для внеклассного чтения. Учащиеся выпускают стенгазеты о профессии учителя, учат стихотворения наизусть, готовят свои рисунки на конкурс "Мой любимый учитель".
-
"Не стоит село без праведника". По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2009
В данной разработке дана высокая оценка творчеству А.И. Солженицына. Урок рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить своё образование в гуманитарных вузах.
-
"Не то, что мните вы, природа…" Пейзажная лирика Тютчева. Творческий эксперимент 2010
Предложенный урок не только нацелен на углубление литературоведческих понятий, но и способствует формированию интереса к произведениям Ф.И. Тютчева. В ходе урока учащиеся работают в основных читательских позициях: «читатель», «читатель – критик», «читатель – художник», «читатель - артист», «читатель – теоретик».
-
"Не устанем защищать свое достояние"
2012
Русской словесности отводится важная роль в восстановлении нравственных ценностей современного общества. Одно из препятствий, которое необходимо устранить, – сквернословие. Огромную помощь окажет интеграция предметов гуманитарного цикла и духовно-нравственного воспитания. Беречь и укреплять наше достояние помогает классическая литература.
-
«Не забыть, что мы люди» (по рассказу В.П.Астафьева «Хвостик») 2023
Цель урока: формирование умения давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, делать сравнения; воспитывать чувства милосердия, сострадания, сопереживания.
-
Научно-исследовательская работа на тему "Сиротство в художественной литературе" 2007
Научно-исследовательская работа, посвященная проблемам сиротства в литературе и жизни.
-
Научно-исследовательская работа по литературе на тему "Я живу на четвёртом этаже" 2010
В ходе урока учащиеся узнают о жизни Гоголя после его переезда в Петербург.
-
Научно-исследовательский проект "Край ты мой, родимый край…" 2009
Фильм посвящён творчеству местных поэтов и писателей. В фильме использованы материалы краеведения, географии, истории, литературы, воспитывающие чувство патриотизма, любви к родной природе, гордости за своих земляков. Целью создания проекта послужило желание увековечить память о духовных учителях – поэтах, донести до каждого зрителя эти замечательные строки, помочь понять окружающую нас красоту, приобщить к прекрасному.
-
Научно-практическое заседание литературной гостиной 2011
Разработка итогового урока по теме «Сказки» в 5-м гимназическом классе в форме научно-практического заседания литературной гостиной. Материалы к уроку были подобраны учениками и откорректированы учителем. Урок вели пятиклассники.
-
Научно-проектная конференция по краеведению 2013
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края».
-
Национально-региональный компонент в системе обучения русскому языку и литературе. Внеклассное занятие с использованием ИКТ "Один день в музее" 2011
Предлагаемое внеклассное занятие окажется полезным в плане знакомства с известными людьми Мордовии; приобщит школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства и поэтического слова; разовьет навыки самостоятельного анализа произведения искусства; совершенствует навыки монологической речи; пробудит интерес к культуре родного края и в конечном счете воспитывает чувство патриотизма, любви к своей республике.
-
Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) 2020
Изучение литературы родного края – это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого, я считаю, изучить и пробудить чувство любви к своей «малой» родине, помочь учащимся открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, дать почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю отцов, дедов и прадедов. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – литературой, культурным наследием своего края, своего народа.
-
Национальные особенности и характерные черты современного чувашского свободного стиха 2020
Современные чувашские поэты по-разному относятся к верлибру. Некоторые из них воспринимают его как истинная поэзия, другие же смотрят не него критически. Например, В.Эндип вкладывает в понятие верлибр такие особенности: следование модным течениям как элитарный модернизм и космополитизм, стирание границ между прозой и поэзией, хаотическую форму, сложность восприятия, скопление абстрактных метафор и так далее. По мнению поэта, свободный стих ведет поэзию к разрушению и отчуждению от народа.
-
Начало работы на неосвоенной школьной территории. (Поиски путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2003
Начало работы на неосвоенной школьной территории. (Поиски путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе). Что-то недопустимо неправильное происходит в нашей школе XXI века, если русский язык как учебный предмет становится проблемой в образовании детей-мигрантов. Очевидность происходящего в обычных школах Севера ясна всем. Изменить же ситуацию можно только на основе пакета правовых документов. А их нет! На свой страх и риск изо дня в день решаю эту проблему в своем многонациональном 7-м д классе (и небезуспешно!). Но я задыхаюсь от нехватки нужной информации.
-
Начинаем новую тему… 2009
Представленный материал представляет собой размышления учителя-словесника над тем, каким может быть начало изучения новой темы по литературе в старших классах, как могут вполне традиционные методы и приемы достигать главной цели – формировать читательскую культуру учащихся, приобщать их к гуманистическим идеалам великой русской литературы.
-
Наш любимый дедушка Корней 2011
Представлен сценарий урока по мотивам сказок Г.Х. Андерсена. Данный проект должен устранить имеющиеся противоречия и привлечь внимание общественности к проблеме успешности учебной деятельности.
-
Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс 2008
Урок для 10-го класса является попыткой разобраться в необходимости толерантных отношений между членами семьи и определить отношение учащихся к самоотверженности.
-
Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе 2006
В центре внимания на уроке литературы должен быть текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Думается, что определенную роль в приобщении учащихся именно к художественному произведению могут сыграть небольшие самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного.
-
Невербальные средства в художественном тексте 2023
Невербальная составляющая коммуникации включается в личность человека, ее нельзя отделить от самого человека. Общение происходит по двум каналам: вербальному и невербальному. Внимание ученых к художественному произведению вызвано прежде всего тем, что текст отражает и вербальные, и невербальные компоненты коммуникации. Литература, с одной стороны, отражает явления жизни, с другой стороны, учит читателей.
-
Невероятная сила войны в повести К.Воробьева "Убиты под МосквоЙ" 2013
На уроке учащиеся учатся анализировать произведение и вычленять главное; давать оценку поступкам героев; выявить роль пейзажных зарисовок в произведении. Учитель располагает учеников к прямоте и доверительности высказываний; заставляет задуматься о ценности человеческой жизни; воспитывает чувство уважения к истории, любовь к родине.