Литература
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Проблема лидерства"(на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") 2005
Изучая комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана "Не хочу учиться:" станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный - предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже "многовопросие". И мы провели урок "Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")". Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра" 2006
Урок проводится после знакомства с литературными направлениями и основными представителями этих направлений. Форма урока – игра, позволяющая включить в активный процесс всех учащихся.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве" 2006
Урок-анализ художественного произведения с элементами исследования традиций классицизма и новаторства драматурга в пьесе. В ходе урока использованы инсценирование, музыкальное сопровождение и индивидуальная работа.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова" 2007
Урок разработан с учетом программных и возрастных рекомендаций. Использован частично поисковый метод, приемы – слово учителя, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом. Главной задачей является обучение анализу поэтического текста.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Я тоже была.." о личности и судьбе М.И. Цветаевой 2007
Поскольку ученики впервые встречаются с творчеством этого поэта, ведущей целью занятия является знакомство с личностью и судьбой Цветаевой, создание мотивации для дальнейшего изучения лирики Марины Ивановны, выяснение причины её трагического ухода из жизни. Урок иллюстрируется редкими фотографиями семьи Цветаевой, включает видеоклип (фрагмент из кинофильма "Ирония судьбы..." с исполнением романса М.Таривердиева на слова М.Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной..."), строится на основе развивающей технологии встречных усилий, рассчитанной на сотворчество ученика и учителя.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"» 2007
Учащиеся 9-го класса развивают умение давать характеристику главному герою на основе анализа произведения А.С. Пушкина "Медный всадник".
-
Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века" 2008
Данная разработка урока по теме "Русская культура Серебряного века" вводит в удивительный мир русской культуры начала XX века. Она отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в инновационном учреждении. Данная разработка способствует развитию творческих способностей учащихся, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, выявляет степень усвоения учащимися нового материала, вызывает интерес к предмету.
-
Урок литературы в 9-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления и элементов проектно-исследовательской технологии "Тема любви в лирике А.Пушкина" 2012
Цель урока – обеспечить усвоение знаний по теме урока через знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 9-м классе: "Загадочная судьба А.С. Грибоедова" 2003
Урок литературы в 9 классе. Загадочная судьба А.С. Грибоедова. Данный урок является первым в системе уроков по творчеству Грибоедова, поэтому важным было пробудить интерес у учащихся к личности автора. Это позволило активизировать учащихся к изучению комедии "Горе от ума". Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с мемуарной, справочной и научной литературой, а также при подготовке презентации "Портреты Грибоедова".
-
Урок литературы в 9-м классе. "Анна Ахматова. Слово о поэте" 2008
Урок, на котором происходит первое знакомство девятиклассников с творчеством А.А.Ахматовой. Цель учителя - акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия "женской поэзии" А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний.
-
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" 2007
Цель урока - помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. На уроке использованы музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. "Времена года. Июнь", Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната") и презентация Power Point.
-
Урок литературы в 9-м классе. Г.Р. Державин и его лирика 2005
Урок-исследование по лирике Г.Державина. Лирика XVIII века, язык, стиль Державина далеки и трудны для восприятия современного подростка - учащегося негуманитарного класса. Цель материала - приблизить время, сделать понятной личность, вооружить умением анализировать.
-
Урок литературы в 9-м классе. М.Ю. Лермонтов, Абай: созвучие звуков, чувств и душ 2011
Помочь учащимся увидеть истинные духовные ценности. Научить всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Пробудить интерес к жизни и к творчеству великих поэтов, прочесть самостоятельно из Лермонтова, Абая. Укрепить в сознании учащихся любовь к земле, на которой они живут.
-
Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к итоговому собеседованию 2025
Данный урок-практикум позволит учащимся эффективно подготовиться к итоговому собеседованию по литературе. Практические задания помогут закрепить необходимые навыки, а работа в группах и индивидуальные выступления позволят преодолеть страх перед публичным выступлением. Учитель должен создать на уроке атмосферу поддержки и позитивного настроя, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно и комфортно. Важно! Урок можно адаптировать под конкретные условия и уровень подготовки класса. Также можно использовать другие фрагменты текстов и темы для дискуссии. Главное – создать условия для активной работы учащихся и закрепить основные навыки, необходимые для успешного прохождения итогового собеседования.
-
Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению "Анализ эпизода "Бал в доме" 2003
Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению анализу эпизода - наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Водевиль — удивительный и сложный мир" (А.П. Чехов. "Медведь") 2008
Урок включен в систему уроков по творчеству Чехова. Изучение данной темы поможет ученикам разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем - в драматургии "Вишневого сада". На уроке используется частично-поисковый метод, а яркая инсценировка помогает не только услышать текст, но и увидеть его. Это развивает самостоятельность и творческий потенциал ребят.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Нравственно-философский смысл "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина" 2009
Данная работа рекомендуется для учащихся с углубленным изучением литературы и рассчитана на 2 академических часа. Подобранные факты способствуют развитию интереса учащихся к личности А.С. Пушкина, к истории и к литературе. Уроки построены на проблемных вопросах, обучающих ребенка не только мыслить неординарно, но и искать параллели, внимательно вчитываться в художественный текст.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Творчество Грибоедова представлено в 9-м классе бессмертной комедией «Горе от ума», в системе уроков центральное место отводится Чацкому. В сравнении с Молчалиным учащиеся могут сделать выводы о нравственном идеале автора, поразмышлять о человеческих ценностях. «Это произведение актуально сегодня» - именно к такому выводу должны прийти учащиеся.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Онегин – страдающий эгоист" 2012
На уроке проводится анализ методом беседы, обращаясь к тексту романа с целью добиться более глубокого его понимания. Задача урока – собранный материал для анализа привести в систему, пополнить новыми наблюдениями и сделать обобщающие выводы.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Роман М.Лермонтова "Герой нашего времени". Расследование: виновен ли Печорин в смерти Бэлы" 2009
Урок проводится в театрализованной форме: урок-суд. Такое сочетание внеклассной и урочной работы способствует реализации идеи исследовательской деятельности учащихся, показывает, как можно использовать текст романа при обобщении изученного, учит углубленной работе с текстом, прививает навыки публичного выступления.
-
Урок литературы в 9-м классе. Урок этики "Талант человечности" 2012
Предмет обсуждения учащихся – повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Выбранная форма урока обращается к другим произведениям, в которых поднимаются подобные проблемы, подчеркивает их важность и злободневность.
-
Урок литературы в 9-м классе. Школа Дюйшена. (Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Первый учитель") 2008
"В нашем ауле сколько угодно всяких деревьев, - говорится в повести "Первый учитель", - но эти тополя особенные... Позже, много лет спустя я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение". Не в этом ли "тайна" и писательской судьбы самого Чингиза Айтматова, автора этих строк? Нам предстоит познакомиться с героями книги этого замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова: "Не жалейте жара сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю..."
-
Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому") 2010
Второй урок по творчеству Ю.Н. Куранова. Цель – приобщение к литературному наследию замечательного писателя ХХ столетия, к его проникновенным произведениям, воспитывающим любовь к семейным ценностям, воспевающим идеал русской женщины – матери и жены.
-
Урок литературы в аспекте риторической культуры 2007
Предлагаемый конспект урока разработан на основе риторической образовательной технологии, автором которой является Е.А. Юнина – доктор философских наук, профессор педагогики. Эта технология объединяет ряд актуальных для современного образования направлений, каждое из которых является следствием определённого закона риторики.
-
Урок литературы в выпускном классе. Тема: "Поэзия Серебряного века" 2009
Автор показывает нестандартную форму проведения урока литературы в выпускном классе: литературное кафе «Бродячая собака». Защита рефератов по Серебряному веку русской поэзии стала традицией для выпускников в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.
-
Урок литературы в Интернете как средство дистанционного обучения старшеклассников 2012
В статье представлен опыт педагогической деятельности по проведению Интернет-уроков в 10–11-х классах. Дистанционное обучение повышает уровень доступности качественного образования для всех категорий обучающихся.
-
Урок литературы в классе-комплекте в начальной школе 2010
План урока по литературе при обучении в классе-комплекте. Урок включает в себя использование различных способов обучения. Этапы урока построены так, чтобы было продуктивно использовано всё время урока.
-
Урок литературы в коррекционно-развивающей системе обучения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая шейка" 2004
На примере изучения сказки "Серая шейка" Д.Мамина-Сибиряка покакзаны новые формы совершенствования навыка чтения: вслух и молча. С помощью представленной методики происходит коррекция зрительно-слухового восприятия с опорой на память, развивается речь и внимание, воспитывается интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки.
-
Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело" 2008
В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. Извечные вопросы: Как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Какие из них лучше? От учителя требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль на уроке, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых он не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Предлагаю вашему вниманию урок литературы в русле новых технологий с использованием приемов «кластер» и «синквэйн» по повести В.И.Белова «Привычное дело».
-
Урок литературы в старших классах. Тема: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды". 9-й класс
2012
В статье дан материал, который может быть использован в 9-м классе на уроке литературы, посвященном творчеству М.В. Ломоносова. Кроме того, его можно применять во внеклассной работе.