Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского"

Разделы: Литература


Пушкин, которого я осмелился прочитать
на свой манер, всё время осаживал меня,
напоминал о суровой правде жизни. Герман
же не был для меня только предлогом
писать ту или иную музыку, а всё время
настоящим, живым человеком, причём
очень симпатичным.

П.И. Чайковский

Известно, что интегрированный урок в современной методике рассматривается как одна из богатейших возможностей активизации межпредметных связей. Он создаёт «карнавал мироощущения» (М. Бахтин), формирует у детей многогранное представление о явлениях мира, убеждение в его целостности, позволяет ставить в широком культурологическом контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.

Бинарный урок «Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и в одноимённой опере П.И. Чайковского» предлагается для проведения в восьмом классе, когда школьники, уже знакомые с творчеством Чайковского, изучают прозу Пушкина.

В системе уроков по повести «Пиковая дама» интеграция литературы и музыки занимает особое место. Это завершающий урок. Он даёт возможность более глубокого рассмотрения изученных ранее вопросов литературы, что способствует философскому осмыслению жизни. Этот урок развивает не только аналитическое, но и художественное мышление учащихся. Он имеет огромный воспитательный потенциал и, благодаря этому, отличается высоким гуманитарным уровнем. Кроме того, урок литературы и музыки формирует у школьников поисковые умения и сотруднические отношения. Он рассчитан на два академических часа и предполагает пропедевтическое обращение к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - шедевру русского сентиментализма.

В содружестве искусств литература на этом уроке занимает ведущее место. Музыка помогает более глубоко осмыслить характер главного героя и идею пушкинской повести, а также разграничить в сознании учащихся специфические черты двух видов искусства: если прозаическое литературное произведение отличается объективностью повествования, то в музыке доминирует лирическое начало, что выражается в сближении, и даже слиянии личности героя и автора.

В процессе урока реализуются следующие цели:

1. Образовательные: сравнить тему, идею, конфликт в произведениях Пушкина и Чайковского; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментальной повести Н.М. Карамзина в изучаемых произведениях; выяснить символический смысл тайны трёх карт.
2. Развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения разных видов искусства; развитие поисковых умений учащихся.
3. Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; развитие гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания в повести Пушкина «Пиковая дама»;
4. Общепредметные: развитие аналитического и художественного мышления; воспитание интереса к русской музыкальной и литературной классике; совершенствование умений работать в творческих группах .

В соответствии с поставленными целями продумано оборудование урока: портреты П.И. Чайковского, М.И. Чайковского, А.С. Пушкина,
Н.М. Карамзина; киноэпизод из х/ф «Пиковая дама»; видеофрагмент оперы Чайковского; иллюстрации к повести Пушкина, фонограмма дуэта Прилепы и Миловзора из оперы «Пиковая дама»; папки с заданиями и материалами для работы групп, словарь и цитаты.

Урок начинается сообщением учителя о задачах, поставленных перед классом.

Именно в этот момент важно создать ситуацию успеха: раскрыть творческие и исследовательские перспективы урока, возможность в общении с классиками «превосходным образом воспитать в себе человека». Звучат слова Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». К этому высказыванию мы вернёмся не однажды на уроках литературы. Сегодня оно призвано создать психологический настрой, подготовить учащихся к философскому восприятию сложной темы.

Постижению творческого замысла Чайковского, принципиально изменившего характеры и судьбы героев Пушкина, подчинёна следующая страница урока, своеобразный его пролог - инсценирование эпизода из повести Н.А. Калининой. «П.И. Чайковский» (М.: «Детская литература», 1988). Диалог братьев Чайковских – авторов оперы «Пиковая дама» - звучит в исполнении двух учеников. В сотрудничестве с ними выступает учитель, которому принадлежит вступительное слово: «Теперь мне кажется, что история всего мира разделяется на два периода: первый период – всё то, что произошло от сотворения мира до сотворения «Пиковой дамы»» Второй начался месяц тому назад», - писал П.И. Чайковский брату Модесту Ильичу в марте 1890 года.
Отныне композитору казалось, что всё написанное ранее, было лишь прелюдией к этой опере, сюжет которой, взятый из Пушкина, переломился в его сознании в трагедию. Да простит ему Пушкин вольную интерпретацию его чудесной повести. Наверняка простит, если всё получится так, как он задумал.

П.И. Чайковский (с увлечением). Модя, пойми меня правильно, пушкинский сюжет великолепен, что называется, реализм чистой воды. Его Германн, одержимый идеей разбогатеть, притворяется влюблённым в бедную воспитанницу богатой капризной графини Лизу, дабы выведать роковую тайну трёх карт. Нет, Лиза ему не нужна, ему нужно богатство. Совершив невольное злодеяние, Германн заканчивает жизнь в сумасшедшем доме. Лиза же выходит замуж за порядочного человека. Из этого, как ты понимаешь, особой трагедии не получится.
М.И. Чайковский (с некоторым раздражением). Что ж, если тебе нужны сильные оперные страсти, обратись к тому же Шекспиру. Та тебе и кровь, и яды, и измена.
П.И. Чайковский (мягко). Модя, не кипятись, пожалуйста. Помнишь, у Пушкина есть такая характеристика Германна: «он имел сильные страсти и огненное воображение». Подчас мне кажется, что наш великий поэт лишь наметил штрихами образ этого молодого человека. Кто знает, быть может, потом он бы снова вернулся к нему. Я же чем дальше, тем больше влюбляюсь в с в о е г о Германна.
М.И. Чайковский (добродушно, с пониманием). Это потому, что ты сам обладаешь огненным воображением. Ладно, я согласен. Итак, Герман по-настоящему, самозабвенно влюблён в Лизу, а богатство для него лишь средство соединиться с возлюбленной. Но поскольку он человек сильных страстей, всё кончается душевным расстройством и гибелью.
П.И. Чайковский (уверенно). Так, так, Модя. Ты просто гений! Знаешь, а Лизу мы с тобой превратим в богатую наследницу, внучку графини. Она полюбила Германа раз и навсегда – так обычно любят русские женщины – и его безумия пережить не смогла. Модя, дорогой, да ведь мы с тобой создадим настоящий шедевр! Ты только ради бога поторопись, ибо у меня в голове уже пропасть всяких мелодий!

Перед прослушиванием звучал вопрос классу: «Как в этом диалоге раскрывается замысел произведений Пушкина и Чайковского?» Восьмиклассники получили представление о том, что происходило в душе и сознании великого композитора, почему переосмыслено его отношение к Германну. Они видят, что Чайковский ставит перед собой задачу – развить характер пушкинского героя, открыть в нём упомянутые автором черты, дать возможность герою пережить человеческую, а не дьявольскую страсть. Именно в данный момент звучит эпиграф урока – слова Чайковского, вынесенные в эпиграф и этой статьи.

Не менее важный этап урока – работа с киноэпизодом. Анализ фрагмента «Игра Германна» из художественного фильма «Пиковая дама» (1982, реж. И. Масленников) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести Пушкина на новом уровне. Вопросы учителя литературы: «Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние пушкинского героя?»; «Как в этом эпизод раскрывается тема и идея повести Пушкина?» - заставляют учащихся сравнить поведение героя в повести и в фильме. Они отмечают, что актёр Виктор Проскурин выражает ужас Германна интонацией тихого вопроса-удивления. Его Германн не кричит, он в этот момент прозревает. Не возмущение и отчаяние слышат зрители фильма, а голос пробудившейся совести. Размышляя над характером литературного героя после просмотра киноэпизода, восьмиклассники открывают едва намеченную Пушкиным в характере Германна способность осознать страшный смысл его злодейства.

Просмотр видеосюжета «В игорном доме» из оперы «Пиковая дама» предваряется вопросом учителя музыки: «Как в этом эпизоде раскрывается замысел Чайковского?» В партии Германа, в музыкальной теме оркестра звучит мотив рока. В отличие от пушкинских героев, герои оперы Чайковского любят друг друга, но жестокая судьба разлучает их.

Работа в проблемных группах - главный этап урока. Это подведение итогов домашней подготовки. В обсуждении опережающих вопросов «рождается истина». Деление на группы не произвольное, а продуманное. Задания для первой и второй групп, предлагающие сопоставление характеров главных героев, предлагаются средним по своим учебным возможностям учащимся. Третья группа получает задание повышенной сложности и требует хороших литературоведческих знаний. Работа третьей и четвёртой групп носит поисковый характер и рассчитана на учащихся с высоким учебным потенциалом. Лидеры групп руководят обсуждением, заносят тезисы в таблицу и выступают перед классом. Можно отчёт группы разбить на несколько выступлений. Эта работа воспитывает индивидуальную ответственность, позволяет развить лидерские качества, умение обобщать добытые знания.

Группы учащихся получают следующие задания:

1. Германн Пушкина и Герман Чайковского. Раскройте цель жизни, черты характера героев, внутренний конфликт и покажите средства его выражения. Смысл кульминационного эпизода «Игра в карты». Что объединяет героев? Отношение авторов.

Цель жизни пушкинского Германна – покой и независимость, которые могут быть обеспечены только состоянием и властью. С этим связана причина его увлечения картами. Герман Чайковского мечтает о счастье с возлюбленной и видит в нём избавление от одиночества. Карты для героя – попытка изменить судьбу, приблизиться к Лизе.

Восьмиклассники говорят о том, что Пушкину важно было подчеркнуть в характере Германна одержимость маниакальной идеей обогащения, в то время как Чайковский, в соответствии со своим замыслом, выражает романтическую впечатлительность, передаёт внутреннюю неудовлетворённость Германа, его способность к искреннему чувству, стремление к высоким, но недостижимым идеалам.

Власть денег – суровый закон жизни общества. Германн, как никто другой, чувствует его силу. Наблюдая за игрой товарищей, расчётливый немец, который «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», оказывается не в силах преодолеть искушение и попадает под её демоническое влияние. Игра Германна – акт безумия, которое наступило раньше, чем Германн сошёл с ума. Внутренний конфликт в душе пушкинского Германна выражается в столкновении жажды денег и власти с расчётливостью и честолюбием. И только намечена попытка нравственного осмысления преступления. После смерти старухи у Германна Пушкина «ум с сердцем не в ладу»: не чувствуя раскаяния, герой не может заглушить голос совести - мёртвая графиня не даёт ему покоя.

Внутренний конфликт в душе Германа Чайковского имеет совершенно другую природу: страстная любовь к Лизе, мечта изменить своё положение и достичь счастья борются в герое с опьянением возможностью победы. Игра в карты - дерзкий вызов жестокой, коварной судьбе.

Впечатлительность, «сильные страсти и пылкое воображение» объединяют пушкинского героя с героем Чайковского.

Ироническое отношение к Германну, который видит в игре «дело», сочетается в душе Пушкина с сочувствием страдальцу, ставшему заложником чудовищной идеи. Чайковский глубоко переживает чувства своего Германа, сливается с ним, но, в отличие от него, понимает роковую зависимость счастья от жестокой судьбы.

2. Лизавета Ивановна Пушкина и Лиза Чайковского. Что их объединяет? Какие черты противопоставляют? Средства выражения характеров. Отношение авторов к героиням

Лизавета Ивановна в повести Пушкина - «пренесчастное создание», она вызывает сострадание горьким положением приживалки, «домашней мученицы». Её характер раскрыт скупо. Скромность отличает не только её поведение, но и душевные возможности. В Германне, любовь к которому она «придумала», Лизавета Ивановна видит лишь избавителя от своенравной старухи. Сочувствие «бедной Лизе» не мешает Пушкину иронически осмыслить её образ. Лизавета Ивановна ограничилась обмороком на похоронах графини, а потом спокойно вышла замуж «за очень любезного молодого человека», который имел «порядочное состояние».

Лиза Чайковского – олицетворение душевной красоты. Ей свойственны искренность и глубина чувства к Герману, высокие нравственные качества. Это подчёркивается трагической гибелью Лизы, которая не в силах была перенести преступления Германа. Автор восхищается своей героиней, сочувствует ей, называет ангелом.

3. Тема, конфликт, идея в повести Пушкина и в опере Чайковского. Символическое значение судеб героев как способ выражение идеи произведения

В повести Пушкина раскрывается тема преступления, а в опере Чайковского – тема любви.

В литературном произведении сталкиваются стремление героя изменить свою социальную роль в надежде обрести покой и независимость (именно так Германн представляет счастье) с невозможностью осуществления этой мечты в действительности: без денег и власти покой и независимость недостижимы. В опере Чайковского конфликт строится на противопоставлении высокого чувства и жестокой судьбы, любви и смерти.

В повести «Пиковая дама» мысль о внутреннем суде Германна над собой вызывает споры. Далеко не все считают пушкинского героя способным к нравственному самоанализу. Но, безусловно, гуманистическая идея Пушкина заключается в осуждении преступления, в неотвратимости возмездия за зло. Преступление против человека убивает человека, ведёт к отчуждению его от других людей, от общества и от мира.

В опере Чайковского звучит мысль о победе зла над добром, о недостижимости счастья, любви в жестоком мире. Воспевая возвышенные чувства, композитор утверждает в жизни Прекрасное.

4. «Бедная Лиза» Карамзина в контексте повести Пушкина и оперы Чайковского. Почему Чайковский переносит действие оперы в XVIII век?

Влияние сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» на творчество писателей XIX века отмечают многие исследователи. Выяснить, в чём оно выражается, - задание, вполне доступное сильным учащимся. Познакомившись с этим произведением в шестом классе (после изучения темы «маленького человека» в повести Пушкина «Станционный смотритель»), восьмиклассники сохранили о нём исключительно эмоциональное представление. В опережающем домашнем задании исследовательской группе было предложено найти традиции «Бедной Лизы» Карамзина в повести Пушкина и опере Чайковского. На уроке эта работа была продолжена в собеседовании группы с учителями литературы и музыки, консультации которых внесли коррективы в отчётное выступление лидера. Большую поддержку оказала музыкальная страница урока – прослушивание пасторали «Искренность пастушки», включённой, как и многие другие музыкальные жанры романтизма, в оперу Чайковского. В исполнении учащихся, подготовленных учителем музыки, звучит дуэт Прилепы и Миловзора («Ах, миленький дружок, прелестный пастушок…»). Комментарий учителя музыки помогает выяснить смысл обращения композитора к пасторали – подчеркнуть романтически возвышенные чувства Германа и Лизы. Ориентация композитора на предпушкинскую традицию выражается и в либретто: Томский поёт ариозо на слова Державина, в оперу включены также стихи Карабанова (интермедия «Искренность пастушки»), звучат произведения Жуковского (дуэт Лизы и Полины «Уж вечер»), Батюшкова (романс Полины). В беседе с учителями музыки и литературы восьмиклассники получают пропедевтические сведения о сентиментализме и романтизме – направлениях искусства XVIII века - и приходят к выводу о том, что Чайковский переносит действие оперы в другое время не только по настоянию директора петербургского театра Всеволжского. Композитору важно подчёркнуть обречённость любви: в современной жизни нет места высокому чувству, счастье возможно только в придуманном мире. Совпадение женских характеров, глубокое сочувствие автора героине, элементы сентиментализма позволяют говорить о возвращении Чайковского к Карамзину. Но традиции Карамзина у Чайковского сочетаются с новаторством. В опере важным является отсутствующие в повести Карамзина социальное начало (трагедия усугубляется тем, что бедный офицер любит богатую девушку) и философское осмысление (герои гибнут в схватке с жестоким роком).

В повести Пушкина мотивы «Бедной Лизы» звучат скромнее: в Лизавете Ивановне читатель узнаёт героиню Карамзина – «бедную Лизу», но тема любви, единственная в сентиментальном повествовании («и крестьянки любить умеют»), у Пушкина едва намечена. В реалистическом произведении на первый план выходят социальные законы, подчиняющие себе человека, определяющие его поведение в обществе. Ироническое осмысление Пушкиным сентиментального сюжета выражено в изменении характеров и судеб героев, в объективности повествования, в постановке совершенно других проблем.

Ответ на итоговый проблемный вопрос: «В чём заключается символический смысл тайны трёх карт в повести Пушкина и в опере Чайковского?» - складывается из размышлений восьмиклассников в течение всего урока и является его открытием. После коллективного обсуждения записи в тетрадях оформляются как самостоятельный вывод.

В произведениях Карамзина, Пушкина, Чайковского карты играют судьбоносную роль. Они разлагающе действуют на нравственное сознание человека и заставляют его забыть о вечных ценностях жизни – любви и добре.

Если в повести Карамзина «Бедная Лиза» карты не рассматриваются как художественная деталь, то в произведениях Пушкина и Чайковского их тайна получает глубокий символический смысл.

В «Пиковой даме» Пушкина тайна трёх карт символизирует страстную, маниакальную идею обогащения, жажду власти. Задолго до Достоевского Пушкин открывает в литературе тему преступления и наказания. В его повести три карты - это доминантная психологическая деталь.

У Чайковского тайна трёх карт символически повторяется три раза: эта тема звучит в балладе Томского и дважды - в теме оркестра: в сцене объяснения Германа с графиней и в финале оперы в момент смерти Германа. Тайна трёх карт в опере «Пиковая дама» является символом злого рока, жестокой, беспощадной судьбы, уводящей Германа от любви. Три карты – это философский символ.

Литература

1. Василенко Е.В. Мир таинственного в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». X класс. – ЛШ, 1999, № 3
2. Галацкая В. Русская музыкальная литература. – М.: «Музыка», 1983
3. Данилина Т.М. Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». VIII класс.– ЛШ, 2001, № 4
4. Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности. – В кн.: «Столетья не сотрут…»: Русские классики и их читатели. – М.: Книга, 1998
5. Калинина Н.А. П.И. Чайковский: Повесть. – М.: Дет. лит., 1988
6. Манн Юрий «Пиковая дама» А.С. Пушкина: «немецкий элемент» как фактор поэтики. – Литература.
Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2000, № 3 (330)
7. Маранцман В.Г. Изучение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». IX класс. – ЛШ, 2002, № 1
8. Тарасов Л. «Волшебство оперы». – Киев: «Музична Украина», 1989
9. Фёдоров В.И. История русской литературы XVIII века для студентов пед. ин-тов по спец. 2101 «Рус. яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1982