Родная природа в стихах поэтов XIX века. Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья», А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила». А.Н. Майков «Осень».
Цели и задачи:
- научиться видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в произведениях писателей, посредством поэзии помочь понять учащимся чувства человека;
- формировать умения анализировать, сопоставлять; ориентироваться в тексте;
- развивать речь, мышление, воображение, память.
- пробудить интерес к поэзии, любовь к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, поэтические тексты, предметы для создания собственных иллюстраций.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие ребята!
Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!
II. Подготовка к восприятию
(Звучит музыка – П.П. Чайковский «Времена года»)
Учитель: Ребята, вслушайтесь в звуки, которые льются из глубины сердца…
(слайд 1) Приложение
Учитель: Всмотритесь в величие и красоту каждого элемента картины…
Что вы почувствовали? Какие образы представили? О чем задумались?
(Учащиеся высказывают свои мысли, чувства…) Жизнь без природы немыслима. Природа живет вместе с человеком.
III. Введение в тему, постановка проблемы
(слайд 2)
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родной языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Учитель: Как вы понимаете эти строки?
(Природа способна чувствовать, переживать, радоваться вместе с человеком. Природа живет, говорит с нами на одном языке. И понять её, прочувствовать можем только мы).
Учитель: Да это так. Важно только вслушаться и всмотреться…Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Ребята высказывают свое мнение)
Учитель: Сегодня мы обратимся к многообразию образов окружающей природы в творчестве писателей 19 века …
(слайд 3)
Почему поэты, писатели, художники, музыканты обращаются к теме природы?
Ответы учащихся: Природа оказывает влияние на человека, его жизнь, чувства. Она вдохновляет, дает почву для размышления, будоражит чувства. Мир природы помогает передать все то, что чувствуешь, переживаешь.
Учитель: А как же человек реагирует на всю красоту и прелесть окружающего мира? Какое же место он занимает в мире природы?
(слайд 4)
IV. Анализ поэтических текстов
Учитель: Я.П. Полонский так писал в своем стихотворении «По горам две хмурых тучи…»
Выразительное чтение (читают учащиеся, заранее подготовив выразительное чтение наизусть)
Учитель: Вам понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало? Как действует природа? Кому она подобна? (учащиеся высказывают своё мнение)
Учитель: А можно ли увидеть под тучами образ человека? Какой это человек? (не смирившийся с жизненными обстоятельствами)
Учитель: Что происходит в душе героя? (Нет состояния стабильности, его что-то тревожит и будоражит, он выражает несогласие…)
А к чему может привести непримиримость сторон? (к разладу и вражде).
Учитель: Способна ли природа повлиять на внутренний мир человека? Как это происходит в стихотворении? Какое явление природы стало последствием нежелания уступить?
(учащиеся зачитывают строки из стихотворения)
Учитель: К каким последствиям может привести подобная стихия?
Непримиримость человека, его несогласие так же может привести к гибели, к духовной гибели человека…
О чем же напоминает природа? К чему призывает?
Ответы учащихся (необходимо найти в себе силы и успокоиться, призывает покою, умиротворению, спокойствию).
(слайд 5)
Учитель: Какая картина природы предстает перед нами в стихотворении Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»? (6 слайд). Я предлагаю Вам вслушаться в удивительные строки и выразить свои чувства на бумаге, создав свою иллюстрацию на основе услышанного…
Звучит фонохрестоматия Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело» (во время прослушивания ребята создают свои иллюстрации)
Учитель: Что Вы почувствовали и изобразили? (2 человека комментируют свои иллюстрации)
Учитель: Как поэт видит самого себя? Какие чувства испытывает? (Стремящегося вперед, несмотря на все преграды, тревогу, несогласие, непримиримость, жажду к новому, неизведанному).
Учитель: При анализе стихотворений выясняем, чем похожи между собой стихи… Ребята выявляют, что Я.П. Полонский и Ф.И. Тютчев изображают одну стихию – грозу… В стихотворении Тютчева гроза набирает силу, подобно человеку, который становится «сердитей» и «смелей».
Учитель: Какое слово является ключевым в обоих стихотворениях? Что оно передает? (смятенная и передает волнение, тревогу, растерянность) О чем напоминает природа в обоих стихотворениях? (Об успокоении души. О том, что необходимо жить как прежде. Сохранять спокойствие, несмотря н все жизненные обстоятельства).
(слайд 7)
Учитель: Обратите внимание на изображение. Что вы видите? «Листья» так назвал свое стихотворение Ф.И. Тютчев. Как Вы думаете – о чем оно?
Выразительное чтение (читают учащиеся, заранее подготовив выразительное чтение наизусть).
Учитель: Ребята, красивое стихотворение? А чем оно понравилось? Какие ассоциации вызвало? (перед нами жизнь листьев…) Похожи ли мы с вами на листочки? К чему стремятся листочки? (К новому, неизведанному. Хотят расти, быстрее покинуть родимую веточку и постичь новое, стать самостоятельными и свободными …Мы тоже хотим скорее стать взрослыми, стремимся вырваться из родимого гнездышка, стать свободными в поступках и действиях, постичь неизведанное и новое).
Учитель: Но к чему может привести все новое, к которому мы так стремимся…Нам ведь не дано предугадать…И вот она свобода…
(слайда 8)
Звучит фонохрестоматия «Ель рукавом мне тропинку завесила» А.А. Фет.
Учитель: Обратите внимание на 1 строфу. К чему привело стремление героя стать свободным? Что чувствует герой? (Ему грустно, тоскливо и все хорошо, ведь, то чего хотел, он получил. Но не может понять, почему нет успокоения в душе. Он в смятении).
Учитель: И мы читаем «Чу, там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог!» Давайте подумаем, может это знак судьбы? Что это за знак? О чем заставляет он задуматься? Возможно нужно остановиться и не потерять частичку того, что предначертано судьбой, обратить внимание на то, что раньше обходил стороной, а может быть и избегал. Приятен ли зов герою?
Ребята, а может это зов души, зов сердца… Он ему близок? И куда стремится человек? (Навстречу, вперед зову.)
Учитель: И что же происходит в душе героя со всем тем, что раньше привлекало и было целью? Обратите внимание на строку: «Мертвые, что мне листы…» (Все к чему стремился, что было в его жизни потеряло смысл).
Учитель: Странник, а может быть это тот самый листочек, желающий свободы? Как вы думаете, кто приветствует странника? Если тот зов сладостен, близок, может быть это его
любовь, которая прошла стороной… Вероятно, где-то есть чуткое сердце готовое принять, понять. Важно услышать это вовремя. Не упустить невидимую ниточку.
Учитель: Жизнь разнообразна и быстротечна. И все когда-нибудь подходит к своему завершению. (слайд 9)
«Осень» – какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово, видите изображение это времени года? (Природа теряет свою красоту, она увядает).
А какие же картины рисует нам А.Н. Майков?
Выразительное чтение (читают учащиеся, заранее подготовив выразительное чтение наизусть).
Учитель: Какой момент жизни человека подобен осени? (Завершение жизненного пути – финал жизни).
Что он чувствует, что понимает? (Ещё не все постигнуто и познано…Все ему дорого «Любо в лесу мне бежать)
Как вы понимаете строки «Нет мне здесь прежних утех. Лес с себя тайну совлек!» (Все уже было пережито, пройдено и не к чему больше стремиться).
А что подразумевается в строке «Сорван последний орех, Свянул последний листок.» (Это дело жизни!!!Уже нет и не будет расцвета, жизнь пройдена. Человек задумывается, что он оставит после себя и повлечет ли это за собой пользу…).
V. Творческая работа в парах
На основе изученных произведений с помощью нескольких предложений порассуждайте над темой: «Мои впечатления от встреч с Природой». (Учащиеся высказывают свои мысли)
VI. Итог урока. Выставление оценок
Чем понравился сегодняшний урок?
Какие произведения изучили?
О чем Вам рассказали стихи?
(Мир души и мир природы находятся в гармонии. Образы природы помогают передать настроение, выразить чувства, понять себя, окружающий мир…)
VII. Домашнее задание
Наша работа на уроке никого не оставила равнодушным… Каждое стихотворение по-своему повлияло на душу, чувства…
Работа по группам:
- группа для умеющих писать: Творческое задание «Проба пера…» – создания своих собственные стихов о мире природы.
- группа индивидуальная работа: Сочинение-рассуждение. Как вы понимаете строки: «Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». При создании работы необходимо опираться на изученные тексты.
- группа детей, умеющая хорошо рисовать: Изготовить календарь «Времена года» (иллюстрации – зима, весна, лето, осень), сопровождающийся подобранными стихами в соответствии с временем года.
Спасибо за работу! Урок окончен.