Тип урока: урок-обобщение
Вид урока: урок работы творческой мастерской (работа в группах). 50 минут
Цели:
- организовать деятельность детей по
исследовательской работе, анализу и сравнению
полученных знаний о фольклорных и авторских
литературных сказках;
- учить детей обобщению и формулированию выводов
об отличительных особенностях авторских сказок
на примере произведений А.С.Пушкина,
В.А.Жуковского;
- развивать умения работать в группах, учить
правильному общению и взаимодействию;
- воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству
на примере творчества знаменитых русских
писателей.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, рисунки детей по сказкам этих писателей, иллюстрации к сказкам “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о спящей царевне и о семи богатырях”, “Спящая царевна”, аншлаги на доске “фольклорная сказка”, “авторская литературная сказка”, магнитофонные записи песни “В мире много сказок” (шум моря), инструкции-карты для работы в группах (3 вида), шкатулка с предметами реквизита (маска белки, лебедя, коршуна, корона, платок, лук со стрелой, орехи, веревка, борода, шапка, маска черта, веретено, мешок), у учащихся – учебник литературы “В океане света” Бунеевых, тетрадь по литературе, книги А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, в школьном уголке – “Правила совместной работы”, сигнальные карты (красная – “не согласен”, зеленый – “такая же точка зрения” или “хочу дополнить”.
№ |
Этапы работы на уроке |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организация учащихся. Проверка домашнего задания |
- Начинается урок литературы, и он вновь будет связан с этим интересным своеобразным жанром литературы. Учитель включает запись песни “В мире много сказок”. - О чем напомнила вам эта песня? |
Занимают свои рабочие
места. Прослушивают 1-2 минуты. - На прошлых уроках мы работали над сказками. |
2. |
Формулирование темы и цели урока. |
- О какой группе сказок
мы будем говорить сегодня? - В таком случае, какова же цель урока?
- Совершенно верно. Но прежде всего, чтобы повести разговор об этих знаменитых интереснейших произведениях, чтобы выделить их главные особенности, нам просто необходимо окунуться в атмосферу волшебства и загадочности, услышать поэтичность и образность языка. Ведь недаром такие сказки называют театральными. Кто может объяснить, почему они носят такое название? - Вот такой мини-спектакль мы сейчас с вами и разыграем. А осуществим мы это вот таким образом. Учитель показывает шкатулку. - В шкатулке находятся 4 предмета, которые могут послужить вам в качестве реквизита для сцены из спектакля. Каждой группе достанется 1 предмет. Ваша задача определить к какому произведению, какого автора он относится. Пользуясь литературным источником, найти отрывок, который позволит представить событие, связанное с использованием этого предмета и обыграть его. Используйте и другие предметы. Учитель указывает на стол с предметами реквизита. - Чтобы облегчить вашу работу, вам будут выданы инструкции. Для оценивания работы мне необходимы 4 помощника. Сделайте выбор.
|
- Мы будем говорить об авторских
литературных сказках. - Портреты писателей, иллюстрации к сказкам, записи на доске помогли сделать вывод. - Произведения этих авторов нам знакомы. - На основе помещенных понятий на доске можно
прийти к выводу о том, что целью сегодняшнего
урока будет обобщение знаний об авторских
литературных сказках и сравнение их с
фольклорными сказками. - В этих произведениях происходит быстрая смена событий, детально описаны обстановка и действия героя, его чувства.
Дети в ходе обсуждения в группе выбирают “эксперта”. Эксперты получают инструкции и занимают места возле доски. Слушают задание. |
Инструкции для работы экспертовИнструкция №1 1. Назовите признаки фольклорных сказок
(сказочная концовка, повторы событий,
троекратный повтор, зачин, сказочные герои,
волшебные предметы, добро побеждает зло, простой
понятный язык). Инструкция №2 Критерии оценок групповой работы 1. Четкость и выразительность речи |
|||
3. |
Обобщение знаний об авторских литературных сказках Формулирование вывода |
Учитель помогает детям
в подготовке, выборе сюжета, контролирует работу
групп, направляет их деятельность. - Вы отметили особенность народных сказок, сходство авторских и фольклорных. А в чем же тогда их отличие? Почему сказки Пушкина и Жуковского мы определили в другую группу? - Называя отличие, обоснуйте точку зрения. Учитель контролирует работу групп, дает право ответа, высказывает свое мнение. При необходимости дополняет ответы детей. |
Учащиеся готовятся 5-10
минут. Затем показывают выбранный сюжет в виде
сценки, отвечают на вопрос. Дополняют работу
другой группы.
Учащиеся готовятся отвечать по группам. Обсуждают, советуются, пользуясь записями в своих тетрадях. Передают право ответа одному из членов группы. Другие выслушивают, высказывают свое мнение с помощью сигнальных карт. Примерные ответы учащихся: - В авторских и народных сказках совпадают герои, детали быта, образ жизни героев. - В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Например… - В авторских сказках мир добра и зла не разграничен. Герои разные по характеру, например, как царь Салтан и Матвей в сказках “Спящая царевна” и “Сказка о царе Салтане”. - Зло само себя чаще наказывает. Другие зло прощают. (как в “Сказке о царе Салтане”) - В авторских литературных сказках присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма). - Авторы не просто используют сюжеты народных сказок, но и разворачивают его, дополняют. |
4. |
Исследовательская работа. |
- Давайте подведем итог. Что такое сказки Пушкина и Жуковского? - Выберите правильный ответ, пользуясь карточкой №1. |
Учащиеся в группе читают задание на карточке. Обсуждают, отвечают. |
Карточка №1. Сказки Пушкина и Жуковского-это… 1. Пересказ известных народных сказок, так как сказка просто записана со слов рассказчика и обработана (более грамотно построены сюжеты). 2. Собственно авторские литературные произведения, потому что они имеют свои отличительные признаки: дополнен и расширен сюжет, изменены герои и их имена. |
|||
- Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? - Составьте схему из предложенных карточек с понятиями. |
Работа в группе. Составляют цепочку понятий на парте. |
||
Карточка №2. Разложите понятия в виде цепочки-связи. Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. |
|||
5. |
Подведение итогов “поэтического состязания” | Учитель оценивает работу групп и отдельных учащихся.
- Ребята, вспомните, какое событие 1831 года связывает этих писателей, произошедшее в Царском селе? В чем же оно заключалось?
- Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Хотите узнать, кто же все таки стал победителем? Постарайтесь разгадать зашифрованную запись. |
- Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка. - В Царском селе произошло поэтическое состязание. - А.С.Пушкин считал, что сказки необходимо писать не только для детей, но и для взрослых. Жуковский писал только для детей.
|
Карточка №3. Победителю УКНЧЕИУ от побежденного ЯЛЧИТЕУ. |
|||
6. |
Итог урока |
- Такое признание Пушкин получил после создания
своей первой знаменитой поэмы “Руслан и
Людмила”. Некоторые строки вам знакомы: “У
Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…” - Но все же, несмотря на результаты состязания, творчество обоих поэтов оценено по достоинству благодарными читателями. - Понравились ли вам, ребята, сказки этих писателей? Чем понравились? Что нового узнали сегодня? - Ребята, подумайте, для чего могут пригодится вам знания об авторских и фольклорных сказках? Как их использовать? - Именно такую работу мы будем выполнять на следующем занятии: делать обработку народной сказки, как это делал один писатель. Чьи сказки советовал читать Пушкин? - Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Особенно хотелось бы отметить…(оценивание работы). Урок окончен. |
- Запись на портрете сделал
В.А.Жуковский, так как именно его Пушкин считал
своим учителем. Жуковский признал свое поражение
перед талантом ученика.
- При выполнении творческих заданий.
- Речь идет о В.И.Дале |