Урок литературы для 4-го класса "Обобщение знаний об авторских литературных сказках"

Разделы: Литература, Начальная школа


Тип урока: урок-обобщение

Вид урока: урок работы творческой мастерской (работа в группах). 50 минут

Цели:

- организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках;
- учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А.Жуковского;
- развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;
- воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, рисунки детей по сказкам этих писателей, иллюстрации к сказкам “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о спящей царевне и о семи богатырях”, “Спящая царевна”, аншлаги на доске “фольклорная сказка”, “авторская литературная сказка”, магнитофонные записи песни “В мире много сказок” (шум моря), инструкции-карты для работы в группах (3 вида), шкатулка с предметами реквизита (маска белки, лебедя, коршуна, корона, платок, лук со стрелой, орехи, веревка, борода, шапка, маска черта, веретено, мешок), у учащихся – учебник литературы “В океане света” Бунеевых, тетрадь по литературе, книги А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, в школьном уголке – “Правила совместной работы”, сигнальные карты (красная – “не согласен”, зеленый – “такая же точка зрения” или “хочу дополнить”.

Этапы работы на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация учащихся.

Проверка домашнего задания

- Начинается урок литературы, и он вновь будет связан с этим интересным своеобразным жанром литературы.

Учитель включает запись песни “В мире много сказок”.

- О чем напомнила вам эта песня?

Занимают свои рабочие места.

Прослушивают 1-2 минуты.

- На прошлых уроках мы работали над сказками.

2.

Формулирование темы и цели урока.

- О какой группе сказок мы будем говорить сегодня?

- Что подсказало сделать вам такой вывод?


- Знакомы ли нам произведения этих авторов? (Учитель обращает внимание детей на портреты, помещенные на доске)

- В таком случае, какова же цель урока?

 

 

- Совершенно верно. Но прежде всего, чтобы повести разговор об этих знаменитых интереснейших произведениях, чтобы выделить их главные особенности, нам просто необходимо окунуться в атмосферу волшебства и загадочности, услышать поэтичность и образность языка. Ведь недаром такие сказки называют театральными. Кто может объяснить, почему они носят такое название?

- Вот такой мини-спектакль мы сейчас с вами и разыграем. А осуществим мы это вот таким образом.

Учитель показывает шкатулку.
Предметы в шкатулке: стрела, орешки (“Сказка о царе Салтане”), веревка (“Сказка о попе и работнике его Балде”), веретено (“Спящая царевна”).

- В шкатулке находятся 4 предмета, которые могут послужить вам в качестве реквизита для сцены из спектакля. Каждой группе достанется 1 предмет. Ваша задача определить к какому произведению, какого автора он относится. Пользуясь литературным источником, найти отрывок, который позволит представить событие, связанное с использованием этого предмета и обыграть его.  Используйте и другие предметы.

Учитель указывает на стол с предметами реквизита.

- Чтобы облегчить вашу работу, вам будут выданы инструкции. Для оценивания работы мне необходимы 4 помощника. Сделайте выбор.


- Капитаны, получите задание.

- Мы будем говорить об авторских литературных сказках.
- Портреты писателей, иллюстрации к сказкам, записи на доске помогли сделать вывод.
- Произведения этих авторов нам знакомы.


- На основе помещенных понятий на доске можно прийти к выводу о том, что целью сегодняшнего урока будет обобщение знаний об авторских литературных сказках и сравнение их с фольклорными сказками.

- В этих произведениях происходит быстрая смена событий, детально описаны обстановка и действия героя, его чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Дети в ходе обсуждения в группе выбирают “эксперта”. Эксперты получают инструкции и занимают места возле доски.

Слушают задание.

Инструкции для работы экспертов

Инструкция №1

1. Назовите признаки фольклорных сказок (сказочная концовка, повторы событий, троекратный повтор, зачин, сказочные герои, волшебные предметы, добро побеждает зло, простой понятный язык).
2. Какие сказки называются “народными”? (Сказки, придуманные народом, у них нет конкретного автора)
3. Какое еще они носят название? (Фольклорные сказки)
4. Какие сказки называют “авторскими”? (Если есть конкретный автор сказочник)
5. Есть ли сходство между народными и авторскими сказками? (Есть сказочная концовка, добро и зло, волшебные предметы, троекратный повтор, простой, понятный язык)

Инструкция №2

Критерии оценок групповой работы

1. Четкость и выразительность речи
2. Правильный выбор сюжета
3. Правильные ответы на вопросы
4. Быстрота выполнения заданий

3.

Обобщение знаний об авторских литературных сказках

Формулирование вывода

Учитель помогает детям в подготовке, выборе сюжета, контролирует работу групп, направляет их деятельность.
При необходимости высказывает свое мнение, дополняя ответы “экспертов”.
Оценивает работу экспертов.

- Вы отметили особенность народных сказок, сходство авторских и фольклорных. А в чем же тогда их отличие? Почему сказки Пушкина и Жуковского мы определили в другую группу?

- Называя отличие, обоснуйте точку зрения.

Учитель контролирует работу групп, дает право ответа, высказывает свое мнение. При необходимости дополняет ответы детей.

Учащиеся готовятся 5-10 минут. Затем показывают выбранный сюжет в виде сценки, отвечают на вопрос. Дополняют работу другой группы.
Эксперты оценивают работу групп, комментируя высказывания.

 


Учащиеся готовятся отвечать по группам. Обсуждают, советуются, пользуясь записями в своих тетрадях. Передают право ответа одному из членов группы. Другие выслушивают, высказывают свое мнение с помощью сигнальных карт.

Примерные ответы учащихся:

- В авторских и народных сказках совпадают герои, детали быта, образ жизни героев.

- В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Например…

- В авторских сказках мир добра и зла не разграничен. Герои разные по характеру, например, как царь Салтан и Матвей в сказках “Спящая царевна” и “Сказка о царе Салтане”.

- Зло само себя чаще наказывает. Другие зло прощают. (как в “Сказке о царе Салтане”)

- В авторских литературных сказках присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма).

- Авторы не просто используют сюжеты народных сказок, но и разворачивают его, дополняют.

4.

Исследовательская работа.

- Давайте подведем итог. Что такое сказки Пушкина и Жуковского?

- Выберите правильный ответ, пользуясь карточкой №1.

Учащиеся в группе читают задание на карточке. Обсуждают, отвечают.

Карточка №1.

Сказки Пушкина и Жуковского-это…

1. Пересказ известных народных сказок, так как сказка просто записана со слов рассказчика и обработана (более грамотно построены сюжеты).

2. Собственно авторские литературные произведения, потому что они имеют свои отличительные признаки: дополнен и расширен сюжет, изменены герои и их имена.

   

- Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской?

- Составьте схему из предложенных карточек с понятиями.


Работа в группе. Составляют цепочку понятий на парте.

Карточка №2.

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

5.

Подведение итогов “поэтического состязания”

Учитель оценивает работу групп и отдельных учащихся.


- Ребята, вспомните, какое событие 1831 года связывает этих писателей, произошедшее в Царском селе?

В чем же оно заключалось?

 


- Смогли бы вы определить победителя этого состязания?
Как на этот вопрос ответил Николай Александрович?
Согласны ли вы с ним или у вас есть особое мнение.

- Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Хотите узнать, кто же все таки стал победителем?

Постарайтесь разгадать зашифрованную запись.

- Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка.

- В Царском селе произошло поэтическое состязание.

- А.С.Пушкин считал, что сказки необходимо писать не только для детей, но и для взрослых. Жуковский писал только для детей.


Учебник (стр. 122)

 

 

 

 

 


Групповое обсуждение

Карточка №3.

Победителю УКНЧЕИУ от побежденного ЯЛЧИТЕУ.

6.

Итог урока  

 

 

- Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”. Некоторые строки вам знакомы: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…”

- Но все же, несмотря на результаты состязания, творчество обоих поэтов оценено по достоинству благодарными читателями.

- Понравились ли вам, ребята, сказки этих писателей? Чем понравились? Что нового узнали сегодня?

- Ребята, подумайте, для чего могут пригодится вам знания об авторских и фольклорных сказках? Как их использовать?

- Именно такую работу мы будем выполнять на следующем занятии: делать обработку народной сказки, как это делал один писатель. Чьи сказки советовал читать Пушкин?

- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Особенно хотелось бы отметить…(оценивание работы).

Урок окончен.

- Запись на портрете сделал В.А.Жуковский, так как именно его Пушкин считал своим учителем. Жуковский признал свое поражение перед талантом ученика.




- И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

 

 

 

 

- При выполнении творческих заданий.

 

 

- Речь идет о В.И.Дале