Урок литературы на тему "Друзья и дружба в лирике и жизни А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта; познакомить с годами обучения в Лицее, друзьями Пушкина - И. Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания;
  • развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи; продолжить работу по обучению анализу стихотворений;
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес с любовь к поэзии Пушкина.

Наглядность:

  • стенд "Лицей" (с фотографиями);
  • стенд "Пушкинские места"; папки с дидактическим материалом на парту; сборник стихотворений; кроссворд "Пушкинские места"; запись на доске; компьютерная презентация.

Ход урока

Повторение изученного.

На прошлом уроке у нас была заочная экскурсия по Пушкинским местам. Для повторения материала вам предлагается кроссворд.

  1. В это село Пушкин приехал впервые после окончания Лицея. Михайловское.
  2. Черты быта и нрава этого села Пушкин перенес на страницы повести "Дубровский". Петровское.
  3. Как звали слугу Пушкина? Никита
  4. В день какого праздника родился Пушкин? Вознесение.
  5. На какой улице родился Пушкин? Немецкая.
  6. В каком селе состоялась встреча с А.П.Керн? Тригорское.
  7. На берегу какой реки расположено село Михайловское? Сороть.
  8. У стен какого монастыря похоронен Пушкин? Святогорский
  9. Фамилия прадеда Пушкина? Ганнибал.
  10. В каком городе родился Пушкин? Москва.

Постановка цели.

Презентация (1 слайд)

Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Запись в тетрадях

Тема: "Дружба и друзья в лирике Пушкина".

Эпиграф: Друзья мои, прекрасен наш союз:

Запись в тетрадь темы эпиграфа.

Объяснение нового материала.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с друзьями Пушкина, со стихами, посвященными им, проанализируем некоторые из них.

-Обратите внимание на 2 слайд (презентация):

"К другу стихотворцу" (1814)

"К Пущину" (1815)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

"19 октября" (1825)

" Пущину" (1826)

"19 октября" (1827)

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

"Была пора:" (1836)

-Все эти стихи посвящены друзьям. Как видите, к теме дружбы в своем творчестве Пушкин обращался на протяжении всей жизни.

а) История первого лицейского выпуска /индивидуальное сообщение/;

Лицей был расположен в одном из красивейших мест пригородов Петербурга - Царском Селе. Пушкин провёл здесь 6 лет. Его отрочество, юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зелёным городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, берёзовые рощи, масса воды - озёра, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи - всё будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Четырёхэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал - здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания о Царском Селе" перед старым Державиным.

3 слайд "Пушкин на экзамене"

б) Чтение стихотворения (отрывка) "19 октября" (1825г)

"Друзья мои - прекрасен мой союз!"

О чем это стихотворение? /о дружбе, которая родилась в лицее, ставшем Родиной для его выпускников/.

Лицей, действительно, стал родным домом для лицеистов, воспоминания о Лицее помогали им, поддерживали в трудную минуту.

Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли.

в) - Давайте познакомимся с друзьями Пушкина. (Приложение 1)

(ученики выходят к доске и рассказывают о Пушкине, Дельвиге, Кюхельбекере, выходя к портретам) Подготовленные учащиеся по ходу выступления читают наизусть стихотворения, посвященные Пущину, Дельвигу./ 4 слайд (Пущин в Михайловском)

Среди друзей можно выделить и Ф,Матюшкина, Данзаса. Данзас был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Он был секундантом на дуэли А.Пушкина и Дантеса. Федор Матюшкин, лицейский товарищ, которого все любили за добрый нрав и его мечту - стать адмиралом. И он стал им. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. Его именем назван мыс в Восточной Сибири. Пушкин писал о нем: Счастливый путь! С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

-По инициативе Ф.Матюшкина был поставлен первый памятник А.С.Пушкину в Москве на Тверском бульваре.

5 слайд "Памятник А.С.Пушкину"

1817 год - год окончания Лицея. Пушкин пишет замечательное стихотворение ""Разлука"" (1817) /ученик читает стихотворение наизусть/.

О чем стихотворение?

Каким настроением проникнуты строки? Почему?

Судьба развела лицеистов, но 19 октября лицеисты старались быть вместе. Те, кто остались, те, кто живы, те, кто не в ссылке.

"И последний лицеист один будет праздновать 19 октября", - любил говорить Пушкин.

Ученик читает наизусть стихотворение "19 октября 1825 г."

Еще одно стихотворение о дружбе и друзьях, лицее, который помогает в трудную минуту.

Ваши впечатления.

Анализ, выразительное чтение стихотворений.

Теперь прочитаем стихотворение Пушкина "Пущину".

Кому посвящено и к кому обращается автор? /к другу/

Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, называют послание. Они бывают дружеские, сатирические, любовные.

8 слайд

Почему Пушкин, обращается к друзьям, использует именно этот жанр? /Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном/.

а) Анализ стихотворения по схеме, данной в презентации.

2-3 ученика зачитывают анализ стихотворения (домашняя работа)

-Какой из анализов вы считаете наиболее удачным. Почему?

б) Выразительное чтение стихотворения "Чем чаще празднует Лицей".

О чем стихотворение?

/о празднике 19 октября/

Чем омрачается праздник? Почему "робче старый круг друзей"? Где друзья? Зачитайте строки.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

Какие слова подчеркивают печаль?

Прочитайте последнюю строфу. Что звучит в этих строках?

/надежда, желание встретиться с друзьями, призыв к друзьям - "тесней"/.

И "новых жертв уж не страшиться". Как вы понимаете эти строки?

/призыв к жизни, к новым испытаниям, силы придадут друзья, когда они все вместе/.

Сделайте анализ стихотворения по схеме.

9 слайд

Фронтально устно проводится анализ стихотворения по схеме.

Проверка знаний.

Самостоятельная работа.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и прослушали стихи, посвященные друзьям А.С.Пушкина. На выбор вам предлагается сделать анализ стихотворения по плану.

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение о дружбе;

Сделать письменный анализ в тетради.

Приложение 1, приложение 2.