Цели:
- познакомить с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта; познакомить с годами обучения в Лицее, друзьями Пушкина - И. Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания;
- развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи; продолжить работу по обучению анализу стихотворений;
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес с любовь к поэзии Пушкина.
Наглядность:
- стенд "Лицей" (с фотографиями);
- стенд "Пушкинские места"; папки с дидактическим материалом на парту; сборник стихотворений; кроссворд "Пушкинские места"; запись на доске; компьютерная презентация.
Ход урока
Повторение изученного.
На прошлом уроке у нас была заочная экскурсия по Пушкинским местам. Для повторения материала вам предлагается кроссворд.
- В это село Пушкин приехал впервые после окончания Лицея. Михайловское.
- Черты быта и нрава этого села Пушкин перенес на страницы повести "Дубровский". Петровское.
- Как звали слугу Пушкина? Никита
- В день какого праздника родился Пушкин? Вознесение.
- На какой улице родился Пушкин? Немецкая.
- В каком селе состоялась встреча с А.П.Керн? Тригорское.
- На берегу какой реки расположено село Михайловское? Сороть.
- У стен какого монастыря похоронен Пушкин? Святогорский
- Фамилия прадеда Пушкина? Ганнибал.
- В каком городе родился Пушкин? Москва.
Постановка цели.
Презентация (1 слайд)
Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.
Запись в тетрадях
Тема: "Дружба и друзья в лирике Пушкина".
Эпиграф: Друзья мои, прекрасен наш союз:
Запись в тетрадь темы эпиграфа.
Объяснение нового материала.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с друзьями Пушкина, со стихами, посвященными им, проанализируем некоторые из них.
-Обратите внимание на 2 слайд (презентация):
"К другу стихотворцу" (1814)
"К Пущину" (1815)
"Дельвигу" (1817)
"Разлука" (1817)
"19 октября" (1825)
" Пущину" (1826)
"19 октября" (1827)
"Чем чаще празднует Лицей" (1832)
"Была пора:" (1836)
-Все эти стихи посвящены друзьям. Как видите, к теме дружбы в своем творчестве Пушкин обращался на протяжении всей жизни.
а) История первого лицейского выпуска /индивидуальное сообщение/;
Лицей был расположен в одном из красивейших мест пригородов Петербурга - Царском Селе. Пушкин провёл здесь 6 лет. Его отрочество, юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зелёным городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, берёзовые рощи, масса воды - озёра, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи - всё будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Четырёхэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал - здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания о Царском Селе" перед старым Державиным.
3 слайд "Пушкин на экзамене"
б) Чтение стихотворения (отрывка) "19 октября" (1825г)
"Друзья мои - прекрасен мой союз!"
О чем это стихотворение? /о дружбе, которая родилась в лицее, ставшем Родиной для его выпускников/.
Лицей, действительно, стал родным домом для лицеистов, воспоминания о Лицее помогали им, поддерживали в трудную минуту.
Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли.
в) - Давайте познакомимся с друзьями Пушкина. (Приложение 1)
(ученики выходят к доске и рассказывают о Пушкине, Дельвиге, Кюхельбекере, выходя к портретам) Подготовленные учащиеся по ходу выступления читают наизусть стихотворения, посвященные Пущину, Дельвигу./ 4 слайд (Пущин в Михайловском)
Среди друзей можно выделить и Ф,Матюшкина, Данзаса. Данзас был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Он был секундантом на дуэли А.Пушкина и Дантеса. Федор Матюшкин, лицейский товарищ, которого все любили за добрый нрав и его мечту - стать адмиралом. И он стал им. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. Его именем назван мыс в Восточной Сибири. Пушкин писал о нем: Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
-По инициативе Ф.Матюшкина был поставлен первый памятник А.С.Пушкину в Москве на Тверском бульваре.
5 слайд "Памятник А.С.Пушкину"
1817 год - год окончания Лицея. Пушкин пишет замечательное стихотворение ""Разлука"" (1817) /ученик читает стихотворение наизусть/.
О чем стихотворение?
Каким настроением проникнуты строки? Почему?
Судьба развела лицеистов, но 19 октября лицеисты старались быть вместе. Те, кто остались, те, кто живы, те, кто не в ссылке.
"И последний лицеист один будет праздновать 19 октября", - любил говорить Пушкин.
Ученик читает наизусть стихотворение "19 октября 1825 г."
Еще одно стихотворение о дружбе и друзьях, лицее, который помогает в трудную минуту.
Ваши впечатления.
Анализ, выразительное чтение стихотворений.
Теперь прочитаем стихотворение Пушкина "Пущину".
Кому посвящено и к кому обращается автор? /к другу/
Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, называют послание. Они бывают дружеские, сатирические, любовные.
8 слайд
Почему Пушкин, обращается к друзьям, использует именно этот жанр? /Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном/.
а) Анализ стихотворения по схеме, данной в презентации.
2-3 ученика зачитывают анализ стихотворения (домашняя работа)
-Какой из анализов вы считаете наиболее удачным. Почему?
б) Выразительное чтение стихотворения "Чем чаще празднует Лицей".
О чем стихотворение?
/о празднике 19 октября/
Чем омрачается праздник? Почему "робче старый круг друзей"? Где друзья? Зачитайте строки.
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
Какие слова подчеркивают печаль?
Прочитайте последнюю строфу. Что звучит в этих строках?
/надежда, желание встретиться с друзьями, призыв к друзьям - "тесней"/.
И "новых жертв уж не страшиться". Как вы понимаете эти строки?
/призыв к жизни, к новым испытаниям, силы придадут друзья, когда они все вместе/.
Сделайте анализ стихотворения по схеме.
9 слайд
Фронтально устно проводится анализ стихотворения по схеме.
Проверка знаний.
Самостоятельная работа.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и прослушали стихи, посвященные друзьям А.С.Пушкина. На выбор вам предлагается сделать анализ стихотворения по плану.
Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение о дружбе;
Сделать письменный анализ в тетради.