Цели:
- Раскрыть идейно-эстетическое значение и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Портрет».
- Обучение аналитическому чтению художественного текста.
- Развитие монологической речи, формирование коммуникативных умений в обсуждении проблемных вопросов урока.
- Развитие эстетического чувства, воспитание нравственной ответственности за зло мира.
Тип урока: проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями.
Принципы: наглядности, доступности, научности, системности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемной подачи материала, частичного поиска.
Учебные формы: аналитическая беседа, работа с видеоматериалом, индивидуальные сообщения на основе опережающих заданий, работа в поисковых группах.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, видеоэпизод уч. фильма «Что такое искусство», репродукция картины А. Иванова «Явление Христа народу», иконы «Рождество Христово»; словарь и цитаты урока, эпиграф урока, опорный конспект темы, Толковый словарь С.И. Ожегова, компьютерная презентация «Портрет в русской живописи»
Эпиграф:
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою.
Н.В. Гоголь
Ход урока:
- Орг. момент
- Запись темы; знакомство с целями урока
- Словарная работа:
Творчество
Вдохновение
Искусство
Духовность
Гармония
Талант
Творец
Портрет
Первая учебная ситуация
Читательская пятиминутка. Высказывания восьмиклассников о повести «Портрет». Учитель: выявление читательского восприятия.
Вторая учебная ситуация. Вступительная беседа
Учитель: подготовка класса к восприятию темы
- Проанализируйте описание картинной лавочки на Щукином дворе. Как автор относится к такого рода «произведениям искусства»? Какую проблему поднимает?
Проблема противостояния искусства и ремесла
Просмотр видеоэпизода (учебный фильм «Что такое искусство»).
- Что такое искусство? Как соотносятся понятия «искусство» и «ремесло»? Что противопоставляет художника и ремесленника?
Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом; профессия, занятие.
Художник постигает тайны мира, его искусство приносит ему духовное удовлетворение.
Знакомство с презентацией «Портрет в русской живописи», см. Приложение (ученик выступает на основе опережающего домашнего задания).
- Что отличает художественный портрет от фотопортрета? Почему на документах недопустимы художественные фотографии и изображения?
Третья учебная ситуация. Работа в группах по вопросам семинара.
Учитель: обучение аналитической работе с текстом. Работа в поисковых группах на основе опережающего домашнего задания
- Каких художников показывает Гоголь в повести «Портрет»? Чем отличается их отношение к творчеству?
Чартков. Работа в поисковой группе под руководством учителя.
- Что мы узнаем об этом молодом художнике в начале повести?
- О чём предупреждал Чарткова профессор живописи?
- О каких двух путях раздумывает он, когда видит деньги, найденные в раме
портрета?
- Случайно ли то, что произошло с Чартковым?
Нет, сон раскрывает черту характера, которой воспользовался дьявол-искуситель.
- Как Гоголь говорит о том, что Чартков стал терять талант?
«Кисть его хладела и тупела…» Мастерство художественной детали.
- Понимал ли это сам художник?
«… как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке… но этих толков не слышал упоённый художник». Мастерство психологической детали.
- В чём проявляется борьба Добра и Зла, светлого и дьявольского начал в жизни Чарткова?
Он талантлив, но ему хочется скорее прославиться и разбогатеть.
- Что пробудила в Чарткове картина его товарища?
Зависть – один из смертных грехов!
- Какую истину открывает для себя Чартков?
«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил…»
Чартков, погнавшись за деньгами и славой, растратил свой талант. В нём угасла Божья искра. Он не выполнил своё назначение в этом мире, т.к. служил своему тщеславию, за что был наказан духовной смертью.
2. Другой тип художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Работа в поисковой группе.
- Что помогло этому художнику стать настоящим Мастером?
- Как об этом пишет Гоголь?
«…всем пренебрёг, всё отдал искусству», и «стало ясно даже непосвящённым, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией природы».
3. Высший тип художника. Работа в поисковой группе.
- О чём думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи?
«Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьёт всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!» Увлечение, дьявольское наваждение руководило талантом.
- Какими качествами должен обладать истинный Художник?
Чистота сердца. Ведь в мире постоянно борются Добро и Зло. Зло может подчинить себе человека.
- Как об этом рассказывает Гоголь?
Написав портрет ростовщика, художник потерял чистоту творчества, совершил тяжкий грех, прикоснувшись к дьяволу. Изобразив зло, он дал ему возможность влиять на мир и на людей.
-- Чем искупает художник этот тяжкий грех?
Подвижническим служением.
- Почему первая картина не получилась, а «Рождение Христа» стало гениальным творением настоящего Художника? Подтвердите свою мысль текстом.
Очистившись от скверны, изжив дьявольскую страсть, он был награждён святой, высшей силою.
Он занимался не светской живописью, а религиозной. В этом заключается глубокий смысл, ведь искусство призвано пробуждать в человеке высшие, духовные ценности. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину…» Гоголь был глубоко верующим человеком, и его мировоззрение отразилось в «Портрете». Гоголь считал, что истина есть результат молитвенно-аскетического опыта.
Четвёртая учебная ситуация. Фронтальная работа.
Учитель: Создание опорного конспекта.
- Прочитайте описания двух картин. Как они символизируют идеал и действительность в художественном мире повести Гоголя «Портрет»?
- Какую заповедь произносит художник, напутствуя сына? Как вы понимаете эти слова?
Художник, ставший орудием антихриста и замоливший свой грех в суровом монашеском подвиге, говрит сыну: «У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, то чище всех должен быть душою».
Концепция урока
Мысль о нравственной ответственности Художника за своё творчество, за зло мира: если так могущественно зло и если в мире оно проникает в святые помышления и даже овладевает вдохновением, то как велика ответственность Художника, гений которого может, незаметно для него самого, стать орудием антихриста! (См. эпиграф урока). И кто определить грань между Добром и Злом в искусстве? Эти страшные сомнения всю жизнь терзали и самого Гоголя. Одно непреложно: творчество – это прежде всего духовное деяние.
Пятая учебная ситуация
Знакомство с картиной А. Иванова «Явление Христа народу». Инд. сообщение (на основе опережающего задания под руководством учителя ИЗО).
Учитель: активизация межпредметных связей, углубление представлений о произведении искусства
В большой картине, ставшей делом жизни Иванова, раскрывается тема нравственного преобразования и озарения человека и человечества. Момент появления Мессии перед людьми, принимающими Крещение от Иоанна, был связан в представлении автора с началом дня человеческого.
Художник много лет писал то грандиозное полотно. Это изображение не только чуда Божественного явления, но и чуда духовного пробуждения и нравственного преображения человека.
Подведём итоги
- Каков, на ваш взгляд, идеал Гоголя-художника? Сформулируйте письменно.
Учитель: инд. помощь
- Как бы вы обозначили основную тему повести?
Тема Добра и Зла в искусстве, назначения Художника, смысла Творчества.
Учитель: обобщение открытий урока
Оценка деятельности класса.
Домашнее задание.
- Эссе «Повесть Гоголя «Портрет». Мои читательские открытия».
Индивидуальные и групповые задания (по желанию и выбору учеников):
- «Я портретист» (представление живописного портрета). Для тех, кто увлекается живописью, учится в художественной школе.
- Портретная галерея (защита мини-реферата «Портрет в русской живописи», «Портрет в творчестве художника…»)
- Портрет в живописи и литературе (защита проектной работы). Возм. как тема будущей научной работы