Цель урока:
– выявить приоритетные черты представителей новой купеческой среды;
– определить влияние этих черт на жизнь общества в целом.
Урок проводится в малых группах (по 5 человек). Каждая группа получает индивидуальное задание, на выполнение которого отводится 10–15 минут.
1-я группа. Мокий Пармёныч Кнуров. Рассмотрите этот образ, опираясь на следующий текстовый материал: афиша; действие 1 явление 1, 2; действие 4 явление 6, 8. При составлении характеристики персонажа постарайтесь ответить на вопросы:
- Социальный статус, отношение к своему положению в обществе.
- Семейное положение и отношение к родным.
- Образ жизни.
- Жизненные приоритеты и ценности.
- Нравственный мир.
- Какими руководствуется принципами при совершении каких-либо действий, поступков.
2-я группа. Василий Данилыч Вожеватов. Рассмотрите этот образ, опираясь на следующий текстовый материал: афиша; действие 1 явление 2; действие 3 явление 10; действие 4 явление 6. При составлении характеристики персонажа постарайтесь ответить на вопросы:
- Социальный статус, отношение к своему положению в обществе.
- Семейное положение и отношение к родным.
- Образ жизни.
- Жизненные приоритеты и ценности.
- Нравственный мир.
- Какими руководствуется принципами при совершении каких-либо действий, поступков.
3-я группа. Сергей Сергеич Паратов. Рассмотрите этот образ, опираясь на следующий текстовый материал: афиша; действие 1 явление 2, 6; действие 4 явление 7. При составлении характеристики персонажа постарайтесь ответить на вопросы:
- Социальный статус, отношение к своему положению в обществе.
- Семейное положение и отношение к родным.
- Образ жизни.
- Жизненные приоритеты и ценности.
- Нравственный мир.
- Какими руководствуется принципами при совершении каких-либо действий, поступков.
4-я группа. Харита Игнатьевна Огудалова. Рассмотрите этот образ, опираясь на следующий текстовый материал: афиша; действие 1 явление 3; действие 2 явление1, 2, 3, 7; действие 3 явление 2, 13, 14. При составлении характеристики персонажа постарайтесь ответить на вопросы:
- Социальный статус, отношение к своему положению в обществе.
- Семейное положение и отношение к родным.
- Образ жизни.
- Жизненные приоритеты и ценности.
- Нравственный мир.
- Какими руководствуется принципами при совершении каких-либо действий, поступков.
На доске записываются имена персонажей:
М. П.Кнуров, В.Д. Вожеватов, С.С. Паратов, Х.И. Огудалова.
Сбоку перечисляются качества, которые предлагается группе в соответствие с персонажем расставить в порядке убывания их значимости:
Семья.
Престиж.
Деньги.
Общественное мнение.
Нравственность.
Любовь.
Эгоизм.
Порядочность.
По истечении времени представители первых трёх групп поочерёдно выступают со своим заданием. После выступления один из представителей группы выходит к доске и после имени героя, с которым работали, записывает в порядке убывания качества, характерные для персонажа, перечисленные на доске.
Далее учащимся предлагается проанализировать полученные результаты, чтобы выявить приоритеты представителей нового купечества в пьесе А.Н.Островского (записываются в тетрадь).
Задаваясь вопросом, насколько данные приоритеты важны для людей, окружающих этих персонажей и для общества в целом, слово предоставляется четвёртой группе. После выступления её представитель также записывает систему ценностей под именем своего персонажа. Вновь полученная запись сравнивается с предыдущими. В результате этого сопоставления становится очевидным, что приоритеты купечества актуальны и для остальных представителей провинциального общества. Чтобы опровергнуть или подтвердить этот первоначальный вывод, учащимся предлагается следующее домашнее задание: на основе 1 действия 2, 4 явлений, 2 действия 6 явления, 3 действия 11, 13, 14 явлений, 4 действия 10, 11 явлений докажите, как жизненная позиция Карандышева Юлия Капитоныча соотносится с образом жизни купечества.