Тип урока: урок анализа художественного произведения.
Технология: развитие критического мышления чтение и письмо.
Методический приём: чтение с остановками.
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
Личностные результаты: объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: читать и понимать текст, используя «дар воображения»
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать те нравственные уроки, которые были получены в ходе чтения рассказа.
УДД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УДД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УДД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
УДД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование урока: портрет А.Грина, иллюстрации к рассказам Грина, проектор, экран.
Эпиграфы к уроку:
- “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д.Гранин).
- «Как трудно во мраке найти свой просёлок, тропинку, дорогу – Легко ошибиться, приняв за природу обычный рисунок. И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу зелёная лампа…» (Михаил Саулович Сипер, инженер, поэт, организатор и первый президент КСП «Зелёная лампа»)
Технологическая карта урока:
1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;
2) стадия осмысления: чтение с остановками, ромашка Блума, дерево предсказаний;
3) стадия рефлексии: сравнительная таблица, синквейн, эссе.
Ход урока
1. Стадия вызова
“Мозговой штурм”
Работа над стихотворением В.Саянова:
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
- О ком, на ваш взгляд, написаны эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!
(Странный сказочник – это А.Грин; берег туманный, море, бриг, отзвук морей, солёная кровь - всё это так трепетно берёг в своей душе А.Грин, именно такие ассоциации вызывает его фамилия.)
- Почему же Грина поэт называет сказочником?
- О какой стране говорится в стихотворении?
(Гринландия – так называется эта загадочная страна.)
- Кто населяет эту сказочную Гринландию?
(Люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре.)
- Почему же Грин назван “сказочником странным”?
(Он не только уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, но и тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.)
Приём “Ассоциации”
- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А.Пушкина, весна…)
- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.
Приём “Синквейн”
- Составьте синквейн “Зелёная лампа”.
- Лампа.
- Тёплая, уютная.
- Светит, привечает, помогает.
- Зелёная лампа дарует жизнь.
- Радость.
2. Стадия осмысления
Приём “Чтение с остановками”
Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.
Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).
1) Простые вопросы:
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Когда происходят описанные события?
- Назовите действующих лиц.
- В какой момент жизни они описаны?
- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)
- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?
- Как его описал автор?
(Лежащий без движения, плохо одетый)
2) Уточняющие вопросы:
- Что мы можем сказать о позиции автора?
(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)
- А в чём это выражено?
(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)
- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?
(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)
- Чем вы объясните такой выбор автора?
(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)
- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?
(Антитеза.)
3) Интерпретационные вопросы:
- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
(Скорее, им было скучно.)
- Только ли скука привела их сюда?
(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)
- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)
- А толпа, по какой причине могла собраться?
- Почему автор так бегло описывает эту сцену?
(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)
4) Оценочные вопросы:
- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)
- Почему вы их считаете ключевыми?
5) Творческие вопросы:
- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?
(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)
6) Практические вопросы:
- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?
Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
Беседа по вопросам:
- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?
- Насколько он не соответствует вашим предположениям?
- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?
- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?
- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?
(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)
- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?
(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)
- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?
- Почему у Стильтона нет семьи, детей?
(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)
- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?
(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)
- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А.Грин. Чем же доволен Стильтон?
(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)
- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?
- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?
(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)
- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?
Приём “Дерево предсказаний”
- Как дальше будут разворачиваться события?
- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.
“Дерево предсказаний”
(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)
- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.
- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?
- Какую судьбу Стильтону приготовили?
Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).
Беседа с классом:
- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.
- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?
- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?
(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)
- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?
(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)
- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?
(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)
- За что наказан Стильтон?
(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)
- Почему Джон Ив смог добиться многого?
( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)
- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?
(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)
- Где же момент истины? В чём его суть?
(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)
3. Стадия рефлексии
Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы” (работа в группах).
- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.
Джон Ив |
Стильтон |
Хорошо одетый человек среднего возраста |
плохо одетый человек лет двадцати пяти |
- Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный |
Хорошо шутить…делать из людей игрушки |
Сирота, не получил образования, изголодался, истощал… |
Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище… |
Страшно изумлённый предложением |
Очень гордился своей выдумкой |
Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом. |
|
доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом |
Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом |
Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком |
Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем |
Я дам вам работу в нашей амбулатории… |
Простите меня. |
Презентация таблиц. Защита. Аргументация
- В чём особенность композиции рассказа?
(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)
- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?
Работа с цитатами
- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?
“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;
“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.
(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)
- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?
(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)
- Какова тема рассказа?
(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)
- Какова идея?
(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)
- Каковы жанровые особенности рассказа А.Грина?
(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)
- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?
(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)
Возвращение к синквейну
- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?
- Лампа
- Зелёная, настоящая.
- Светит, греет, обнадёживает.
- Лампа, озаряющая темноту ночи!
- Маяк!
Заключительное слово учителя.
Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа – надежда, мечта, которая поведёт вас по жизни (читаю эпиграф). Найти свою тропу, свою мечту вам помогут книги, хорошие и разные, и я надеюсь, что среди них будут книги Александра Степановича Грина – замечательного писателя (я думаю, сегодня мы в этом убедились), которого К.Г.Паустовский назвал человеком светлой мечты. Может быть, благодаря им появится на вашем пути как символ исполнения мечты корабль под алыми парусами.
В заключение подготовленный ученик читает стихотворение Мих. Самуиловича Сипера.
4. Домашнее задание
Написать эссе на тему “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д.Гранин).