Урок литературы на тему "Найти свою тропу» (по рассказу "Зеленая лампа" А.С.Грина)

Разделы: Литература, Мастер-класс

Ключевые слова: А.С.Грин, А.С.Грин «Зеленая лампа»


Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Технология: развитие критического мышления чтение и письмо.

Методический приём: чтение с остановками.

Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Личностные результаты: объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: читать и понимать текст, используя «дар воображения»

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать те нравственные уроки, которые были получены в ходе чтения рассказа.

УДД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УДД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УДД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

УДД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование урока: портрет  А.Грина, иллюстрации к рассказам Грина, проектор, экран.

Эпиграфы к уроку: 

  • “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д.Гранин).
  • «Как трудно во мраке найти свой просёлок, тропинку, дорогу – Легко ошибиться, приняв за природу обычный рисунок. И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу зелёная лампа…» (Михаил Саулович Сипер, инженер, поэт, организатор и первый президент КСП «Зелёная лампа»)

Технологическая карта урока:

1) стадия вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;

2) стадия осмысления: чтение с остановками, ромашка Блума, дерево предсказаний;

3) стадия рефлексии: сравнительная таблица, синквейн, эссе.

Ход урока

1. Стадия вызова

“Мозговой штурм”

Работа над стихотворением В.Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

- О ком, на ваш взгляд, написаны эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!

(Странный сказочник – это А.Грин; берег туманный, море, бриг, отзвук морей, солёная кровь - всё это так трепетно берёг в своей душе А.Грин, именно такие ассоциации вызывает его фамилия.)

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

(Гринландия – так называется эта загадочная страна.)

- Кто населяет эту сказочную Гринландию?

(Люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре.)

- Почему же Грин назван “сказочником странным”?

(Он не только уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, но и тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.)

Приём “Ассоциации”

- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А.Пушкина, весна…)

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

Приём “Синквейн”

- Составьте синквейн “Зелёная лампа”.

  • Лампа.
  • Тёплая, уютная.
  • Светит, привечает, помогает.
  • Зелёная лампа дарует жизнь.
  • Радость.

2. Стадия осмысления

Приём “Чтение с остановками”

Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.

Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).

Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

- Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

2) Уточняющие вопросы:

- Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

- А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

- Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?

(Антитеза.)

3) Интерпретационные вопросы:

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

- Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

- А толпа, по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

4) Оценочные вопросы:

- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)

6) Практические вопросы:

- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?

Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).

Беседа по вопросам:

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А.Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Приём “Дерево предсказаний”

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

“Дерево предсказаний”

(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа с классом:

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)

3. Стадия рефлексии

Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы” (работа в группах).

- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.

Джон Ив

Стильтон

Хорошо одетый человек среднего возраста

плохо одетый человек лет двадцати пяти

- Я голоден … и я жив, - пробормотал несчастный

Хорошо шутить…делать из людей игрушки

Сирота, не получил образования, изголодался, истощал…

Изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище…

Страшно изумлённый предложением

Очень гордился своей выдумкой

Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.

доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом

Кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом

Я несколько лет зажигал лампу…а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку…я оказался способным человеком

Я разорился…несколько крупных проигрышей…паника на бирже…вот уже три года, как я стал ничем

Я дам вам работу в нашей амбулатории…

Простите меня.

Презентация таблиц. Защита. Аргументация

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

Работа с цитатами

- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;

“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.

(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

- Какова идея?

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А.Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

Возвращение к синквейну

- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?

  • Лампа
  • Зелёная, настоящая.
  • Светит, греет, обнадёживает.
  • Лампа, озаряющая темноту ночи!
  • Маяк!

Заключительное слово учителя.

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа – надежда, мечта, которая поведёт вас по жизни (читаю эпиграф). Найти свою тропу, свою мечту вам помогут книги, хорошие и разные, и я надеюсь, что среди них будут книги Александра Степановича Грина – замечательного писателя (я думаю, сегодня мы в этом убедились), которого К.Г.Паустовский назвал человеком светлой мечты. Может быть, благодаря им появится на вашем пути как символ исполнения мечты корабль под алыми парусами.

В заключение подготовленный ученик читает стихотворение Мих. Самуиловича Сипера.

4. Домашнее задание

Написать эссе на тему “Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д.Гранин).