Цель.
- Работа по формированию лингвистических и коммуникативных навыков; совершенствование речи учащихся; развитие аналитических навыков.
- Повторение и обобщение знаний учащихся о причастиях ; формирование умений образовывать причастия разных форм; отработка навыка употребления их в речи.
- Работа по совершенствованию практической грамотности учащихся.
- В процессе анализа показать , что произведения В. П. Астафьева заставляют задуматься о назначении человека на земле и его нравственных устоях.
Оборудование. Текст В. П. Астафьева “Четыре плиточки жмыха”, памятки, портрет писателя, интерактивная доска.
Ход урока
I.
1. Знакомство с темой урока “Анализ рассказа В.П. Астафьева “Четыре плиточки жмыха”, целями и задачами.
(Чтение темы урока на доске).
Постановка цели и задачи:
а). Анализ рассказа В. П. Астафьева “Четыре плиточки жмыха”.
б). Повторение и обобщение практических знаний о причастии.
2. Работа с планом анализа текста (у каждого ученика памятка анализа прозаического текста).
- Представление учеником “Памятки анализа текста”.
- Определение темы текста.
- Определение главной мысли текста.
- Определение типа речи.
- Выявление структуры текста.
- Выявление стилистических особенностей текста.
- Основные семантические особенности текста.
- Полнота излагаемой проблемы.
3. Работа с текстом.
Дома вы ознакомились с текстом В. П. Астафьева “Четыре плиточки жмыха”. Рассказ входит в сборник миниатюр “Затеси”. Что вы можете рассказать об этом сборнике и ее авторе.
Ученик выступает с сообщением об В. П. Астафьеве.
“Астафьев Виктор Петрович (1924-2001). Родился в селе Овсянка под Красноярском. Рано осиротев, воспитывался в детдоме, окончил школу ФЗО. Осенью 1942 года ушел на фронт: был шофером, артразведчиком, связистом. Получил тяжелое ранение. Демобилизовался в 1945 году.
В 1961 году закончил Высшие литературные курсы. Лауреат Государственных премий СССР и России. Автор книг: “Царь-рыба”(1976), романа “Прокляты и убиты” (1992-1994), “Звездопад”, “Пастух и пастушка”, “Людочка”.
Произведения Астафьева переведены на все основные языки мира. В 1998 году вышло в свет пятнадцатитомное собрание сочинений писателя.
- Что такое миниатюра?
- Миниатюра-короткий рассказ.
- Какое место книга “Затеси” занимает в творчестве В.П. Астафьева?
Сообщение ученика.
В творчестве В. Астафьева книга “Затеси” занимает своеобразное, уникальное место. “Память, память , что ты делаешь со мной?!- писал Астафьев в “Оде русскому огороду”.- Все прямее твоя дорога, все морочнее образ земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путника встреч, которым бы хотелось поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, остаются осенним листом”.
“Воспоминания… Книга “Затеси”- это размышления писателя о времени, о жизни, о себе.”
4. Работа над лексическим значением слова “затеси”.
(Сообщение ученицы, подготовленное дома. Текст на интерактивной доске ).
Из “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля узнаем, что слово “затесь” произошло от глагола “затесать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки”. Зарубки делают для памяти.
Для Виктора Астафьева затеси- это воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя.
Сам автор пишет так : “ А затесь- сама по себе вещь древняя и всем ведомая- это стес, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы, таежники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издали и ходили по тайге от меты к мете, часто так получалось: тропа, затем дорога, и где-то в конце возникло зимовье, заимка, затем город и село”.
Следовательно, для Виктора Астафьева затеси - это воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. Не случайно книге предпослан эпиграф: “Всё превращается в землю, а воспоминания в золото”
Слово “затеси” многозначное:
1. Простор. Зарубки на дереве для памяти.
Перен. Воспоминания, размышления.
II. Выразительное чтение текста “Четыре плиточки жмыха”
Работа над заглавием текста.
- Как вы понимаете значение слова “Жмых”?
(Проецирование на экран словарной статьи из “Толкового словаря живого великорусского языка” В. И. Даля).
“жмыхи,-ов,ед.жмых,-а,м. Остатки масличных растений после выжимания из них масла.
Льняные ж. прил. Жмыховый, -ая, -ое.
III. Беседа по тексту
- Определите тему текста.
- Воспоминания о жизни после войны.
- Определите главную мысль текста.
(Автор хотел донести воспоминания о послевоенных голодных годах, когда пришлось выживать).
IV. Деление текста на части.
Задание: озаглавить части текста.
Примерный план деления.
1. Размышления соседа.
2. Жизнь детей в послевоенные годы.
3. Выживание народа и страны.
4. Молодые солдаты – шофера.
5. Память о пожилом шофере.
V. Анализ текста.
- Для чего автор использует абзацное членение текста?
(Абзацы выделяют микротемы, придают тексту обдуманность , отражают определенный этап в развитии действия).
- Какую функцию выполняет первый абзац?
(Первый абзац является зачином всего текста.)
- Какую функцию выполняют остальные абзацы?
(Последующие абзацы раскрывают , разъясняют, комментируют то , что заключено в зачине , то есть выполняют комментирующую функцию).
- К какому типу речи относится данный текст? Докажите.
(Тип речи - повествование, так как в первом предложении говорится “часто разговаривает”. Преобладающее в тексте повествование перемежается с комментирующими элементами).
- Какие виды связи прослеживаются между абзацами?
(Первый и второй абзацы связаны цепной связью (“ребятишки; а те,- семи- восьмилетние карапузы”).
(Третий и четвертый - параллельная связь).
(Четвертый и пятый - цепная связь).
-Укажите стиль текста, обоснуйте свой ответ.
(Текст относится к художественному стилю речи. Автор использует риторический вопрос (“Как выжили?”); бессоюзие (второй, четвертый абзацы). Подчеркнутую разговорность придают тексту просторечные и диалектные слова (“Гораздые на пакости”; “ахового”, “Нате, робята!”).
VI. Анализ текста по абзацам.
1. Прочитайте первый абзац. Объясните значение слова “пакости”.
Словарная статья из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля.
“Пакости ж.(от касть, кость, скверна и предлога па; того же корня: пачкать, пакша, пакоща; кащей и пр., напр. В заговорах: Чтоб прошла ему во все кости и пакости…”
- Как вы понимаете выражение “Гораздые на пакости”?
- К какой лексике относится это слово?( К разговорной)
- Найдите в предложениях первого абзаца обособленные определения, выраженные причастными оборотами
- сосед, вошедший в зрелые годы из тех, что…
- ребятишки, не умеющие питаться от земли,…
- Что называется причастным оборотом?
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом).
- Почему эти определения обособляются?
- Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.
- Объясните, как образованы причастия.
- Вошедший-идти-шед-ш (ий)- действительное причастие прошедшего времени.
- Не умеющие-уме-ющ (ие)- действительное причастие настоящего времени.
- Какова главная мысль абзаца?
- Автор говорит нам о сегодняшней молодежи , которая оторвана от земли, не интересуется жизнью, историей своей страны и способна совершать неблагородные поступки.
2. Работа над вторым абзацем.
- Что особенно вас поразило в этом абзаце?
- Для чего автор рассказывает о жизни детей в послевоенные годы?
Самостоятельная работа.
- Выписать причастия из второго абзаца.
(Полураздетые, брошенные, работающими, сгорающими, глохнущими, застывающими)
- Определить, от каких глаголов образовались эти причастия?
(Раздевать, работать, сгорать, глохнуть, застывать, бросать)
- Определите, как образованы данные причастия?
(Полураздетые - полураздеть-т(ые)-страдательное причастие прошедшего времени.
Брошенные-бросить-енн(ые)-страдательное причастие прошедшего времени.
Работающими- работать-ющ(ими)-действительное причастие настоящего времени.
Сгорающими-сгорать-ющ(ими)-действительное причастие настоящего времени.
Глохнущими-глохнуть-ющ(ими)-действительное причастие настоящего времени.
Застывающими-застывать-ющ(ими)-действительное причастие настоящего времени)
3. Проверка выполнения задания.
Взаимопроверка с соседом. Прием “Согласен - Не согласен”.
4. Работа над третьим абзацем.
- Объясните значение слова “аховый”.
Словарная статья из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля. “АХОВЫЙ, -ая,-ое (прост.).1.Плохой,скверный. Одежонка аховая.
2. Озорной,тчаянный. Парень он а. “аховый”.
- Найдите причастный оборот.
- ..в деревушке, затерянной в бескрайней лесостепной полосе.
- Как образовалось причастие?
- Затерянный ? затерять –нн (ый) –страдательное причастие прошедшего времени.
- Какова роль причастий в тексте?
(Причастия выразительно описывают детали, усиливая образность повествования, придают речи торжественность и оттенок высокости.)
5. Работа над четвертым и пятым абзацами.
- Какие части речи использует автор в этих абзацах? (Глаголы).
- Для чего автор в большом количестве использует глаголы?
- (Глаголы дают возможность ярко и образно передать мысли, создают динамические картинки).
- Как вы понимаете фразу “…уж лютовали от усердной заскорузлости, развязности, зла и силы, обильно посеянных по Руси великой в годы разных переломов, так ныне разгулявшихся”?
- Почему пожилой шофер отдал детям “четыре плиточки жмыха”?
(Суровые годы войны не сделали душу шофера “заскорузлой”, не озлобили, не убили веру в любовь).
- Чему учит этот рассказ?
(Этот рассказ о тяжелой жизни человека в послевоенные годы и о том, как доброта рождает доброту, которая должна помочь героям оставаться людьми.
В рассказе В.П.Астафьева звучит мольба за человека, просьбы к памяти, видевшей все способы истребления жизни, унижения человека. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека).
Домашнее задание.
Написать отзыв на рассказ В.П.Астафьева “Четыре плиточки жмыха”