Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества"

Разделы: Литература


Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.

Задачи урока:

  • Обучающая: обучение анализа рассказа;
  • Развивающая: 1) знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали; 2) учить рассуждать на литературную тему;
  • Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к писателю, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.

Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Термины и понятия: псевдоним, хамелеонство.

Толковый словарь: бакалейная лавка, дровяной склад.

Оборудование:

  • учебник,
  • тетради учащихся,
  • портрет писателя (художник В.А.Серов),

  • иллюстрации к рассказу А.П.Чехов "Хамелеон" (художники Кукрыниксы, Н.Н.Вышеславцев, В.М.Бескаравайный).

Эпиграф к уроку:

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.
А.П.Чехов

Ход урока

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете и наверно, любите - Антоном Павловичем Чеховым.

II. Вступительное слово учителя:

- А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

Ученик. В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

- Правильно. Молодцы.

1. Тема нашего урока: А.П.Чехов "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.

Цель урока: мы познакомимся с рассказом "Хамелеон" и определим в чем его смысл.

III. Слово учителя

- А.П.чехов прожил недолгую жизнь, всего 44 года, но она целиком была наполнена работой.

Рассказ "Хамелеон" он написал в 1884 году, в этот год Чехов закончил Московский университет, где учился на врача.

Однако, будучи еще студентом, с 1880 года, Антон Павлович начинает печатать свои короткие юмористические рассказы под псевдонимом "Антоша Чехонте".

- Ребята, а что такое псевдоним?

Ученик. Это вымышленное имя.

Учитель. Правильно. Давайте откроем тетради и запишем в словарик определение термина "псевдоним".

Псевдоним - (от греческого psendos- ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

2. - Давайте обратимся к портрету А.П.Чехова (портрет Чехова, художник С.А. Серов) см. рисунок №1.

Здесь писатель изображен в тот период времени, когда после окончания университета он был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Однако это было очень непростое время для России. После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки, издан указ о "кухаркиных детях".

А.П.Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.

Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

"Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба", - признавался А.П.Чехов - писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

- А теперь, обратимся к рассказу "Хамелеон".

3. Чтение рассказа "Хамелеон" (читает один заранее подготовленный ученик, другие учащиеся знакомятся с текстом только на уроке).

4. Беседа по тексту.

Учитель. Ваше первое впечатление от рассказа?

Ученик. Интересный. Смешной.

Учитель. Какие образы вам запомнились больше всех?

Ученик. Образы Очумелова, Елдырина.

Учитель. Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - его портрет. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца)

Ученик. Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества. Под стать ему и городовой: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?

Ученик. Конфискованный - отобранный.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

Ученик. Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

5. Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу". ( см. рисунок №2 )

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

Ученик. Да, Вполне.

6. Продолжение работы с текстом.

Учитель. Еще какими способами раскрывается образ героя?

Ученик. Его поступками.

Учитель. Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Ученик. 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.

Учитель. Как меняется тон его высказываний?

Ученик. 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Учитель. В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник. Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

Ученик. В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Ученик. Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Ученик. Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Учитель. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании?

Ученик. Нет, не одинок. Хрюкин похож на него.

Учитель. Какие еще детали вы заметили, и какие функции они выполняют в произведении?

Ученик. Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

- Давайте рассмотрим еще две иллюстрации к рассказу, относящие к отмеченным выше деталям.

6. (рассматривание иллюстраций, см. рисунки №3 и №4)

7. Физкультминутка.

- Настало время для небольшого отдыха.

Поверните голову направо, потом налево; наклонитесь вперед-назад; направо - налево; вперед - назад. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

8. Продолжение работы с текстом.

- Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

Ученик. Да. Лексически значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.

Учитель. Достаточно ли знать только прямое значение слова?.

Ученик. Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.

Учитель. Коко еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?

Ученик. В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

Ученик. От этого становится грустно.

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

Ученик. Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!

Сам А.П.Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба. (обращение к эпиграфу урока)

IV. Итог урока.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Определить художественные приемы, использованные писателем в создании характеров Хрюкина, Елдырина.