Урок литературы на тему "Нравственные качества человека на войне". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Форма проведения урока: технология развития критического мышления.

Учебная цель: Раскрыть нравственные качества человека на войне, читательскую позицию обучающихся через анализ произведений современной военной литературы.

Образовательные цели:

– формировать нравственные, патриотические качества личности, предполагающие свободный аргументированный выбор личностной позиции обучающимися;
– развивать образное и ассоциативное мышление обучающихся, эмоциональную сферу восприятия текстов, стимулирование воссоздающего воображения;
– развивать умения самостоятельно работать с текстами, анализировать их.

Оснащение урока: тексты художественных произведений: повесть “Звезда” Э. Казакевича, стихотворение Ю. КаминскогоТоргуют на толкучке орденами…”, В. Серегина “Афганистан”, А. Зобнина “Чечня”, фрагменты кинофильма “Звезда” (режиссер Н.Лебедев), “Грозовые ворота” (режиссер Андрей Малюков), аудиозапись песни В.Высоцкого “Песня о звездах”.

Опережающие домашние задания: чтение повести “Звезда” Э. Казакевича, заучивание наизусть тремя обучающимися стихотворений Ю. КаминскогоТоргуют на толкучке орденами...”, В. Серегина “Афганистан”, А. Зобнина “Чечня”, подготовка сообщения о теме войны в творчестве Владимира Высоцкого.

Ход занятия

I . Вызов.

1. Вступительное слово учителя.

Среди весны, когда земля напитывается талой водой, мы все ждем с вами святого праздника для всех, Дня Победы, вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя этой Победы, усопших и живых.

(Учащийся читает наизусть стихотворения Юрия Каминского.)

Торгуют на толкучке орденами,
И вся моя душа – из желваков.
Не нашими ль торгуют именами?
Не кровью ль безымянных штрафников?

Медалями торгует барахолка.
Не верь глазам своим; она, гляди,
Торгует нержавеющим осколком,
Сидящим у тебя, солдат, в груди.

Торгуют здесь отвагой, честью, славой,
Рассветом, закопавшимся в снега,
Пылающей днепровской переправой
И высотой, отбитой у врага,

Последним вздохом и предсмертным хрипом,
И тишиной раздавленных полей,
Слезами материнскими и скрипом
Давно осиротевших костылей.

Окончена удачная торговля,
Торговец обходителен и мил…
И небеса не рухнули, как кровля,
И мертвые не встали из могил.

Охваченный закатной позолотой
Пустой базар заполнит тишина,
Лишь в “бардачке” рванувшейся “тойоты”,
Как чьи-то кости, стукнут ордена.

(Юрий Каминский.)

– Определите тему стихотворения.
– Какое сравнение автор использует в последних строках стихотворения? Как вы его понимаете?
– Каково ваше отношение к людям, торгующими орденами?

2. Усиление вызова.

Запись в тетрадях темы урока “Нравственные качества человека на войне”.

Как вы понимаете значение слова “нравственность”? Обращение к словарю С. И.Ожегова (запись в тетрадях): “Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Назовите ряд нравственных качеств, которые вы знаете.

– Прочитайте тему урока, сформулируйте цели.

Заполнение таблицы учащимися.

Название произведения, автор Нравственные качества героев произведения Моя читательская позиция
1. “Торгуют на толкучке орденами” Ю. Каминский    

3. Э. Казакевич “Звезда”.

Слово учителя.

О Великой Отечественной войне создано множество произведений, одно из них, насыщенная глубоким драматизмом, пронзительно лиричная повесть “Звезда” Э.Г. Казакевича – известного советского писателя, участника войны, автора таких произведений как “Весна на Одере”, “Дом на площади”, “Сердце друга” и др. рассказывает о борьбе и трагической гибели в тылу врага группы советских разведчиков. Повесть “Звезда”, написанная в 1946 году, удостоенная в 1948 году Государственной премии СССР, по праву относится к лучшим произведениям советской литературы.

Работа с текстом прочитанной заранее повести. Обратимся к названию повести.

– Какие ассоциации возникают у вас при слове “звезда”?
– Где происходит действие повести?
– Сколько человек числилось в разведке?
– Почему автор называет их “странной семьей”?
– Дайте характеристику каждому из разведчиков
: Травкин, Аниканов, Мамочкин, Голубь, Бражников.
– Почему Феоктистова не взяли на задание?
– Как группа готовилась к заданию?
– Какой смысл имеет для разведчиков позывной “Звезда”?
– Как группа действовала в тылу врага?
– Почему группа шла на верную гибель?
– Какие качества разведчиков мы видим в повести?

(Заполнение таблицы учащимися.)

II. Осмысление.

1. Просмотр фрагмента художественного фильма “Звезда”.

Слово учителя.

На основе повести Э. Казакевича режиссером Николаем Лебедевым был поставлен художественный фильм в историческом жанре, полный напряжения и драматизма. Он позволил продолжить повествование дальше… Режиссер показал гибель разведчиков. (Просмотр фрагмента фильма – гибель разведчиков.)

– О каких нравственных качествах личности мы можем говорить в финальном эпизоде кинофильма? (Заполнение таблицы учащимися.)

2. В. Высоцкий “Песня о звездах”.

Сообщение учащегося.

“В многогранном творчестве Владимира Высоцкого важное место занимают стихотворения и песни о Великой Отечественной войне. Когда началась война, ему было 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки его стихов и песен, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.

Как будто он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнувший в бой из окопа и понимая, что “на этот раз ему “не вернуться”, передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято верит в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину:

Я успеваю, как в угаре,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели оглянуться,
А сыновья…уходят в бой…

Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал свое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и убит вражеской пулей, показавшейся в последний миг жизни упавшей звездой:

Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться…
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце…

Как будто он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну: “Все теперь одному, только кажется мне:/Это я не вернулся из боя”

Такая органическая сопричастность к судьбе своего народа и каждого отдельного человека – одно из неотъемлемых качеств личности Владимира Высоцкого.

Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны, они в своей основе отчасти уходят корнями в русскую классическую литературу. Перед нами предстает человек во всех его проявлениях: от низменного до возвышенного, от обыденного до исключительного, раскрывая чудовищную сущность войны”.

(Прослушивание аудиозаписи песни Владимира Высоцкого “Песня о звездах” (Мне этот бой не забыть нипочем).)

– Какие образы звёзд показал В. Высоцкий в стихотворении? (Звезда – планета, шальная звезда – пуля, звезда на погонах, Звезда Героя.)

(Заполнение таблицы учащимися.)

3. В.Серегин “Афганистан”.

Слово учителя.

Временные рамки я позволю себе расширить. Война в Афганистане. Сегодня общественное сознание еще в не полной мере отдает себе отчет, что в Афганистане шла война. Как песни, так и стихи, сложенные там, прежде всего представляют собой живые человеческие документы участников боевых действий в Афганистане. Эта война породила немало одаренных поэтов.

Стихотворение Валерия Серегина, воина–интернационалиста, строителя из г. Невинномысска “Афганистан”.

Афганистан.

И никто не хотел умирать,
И никто не хотел убивать,
Сила силу пыталась сломать,
Смерть смеялась, и плакала мать.

Восемнадцать – не возраст еще.
Вещмешок давит лямкой плечо.
Впереди, как картинка, – война.
Что там, братцы, ведь пуля глупа.

А потом с маху в землю лицом,
Слезы жгут раскаленным свинцом,
И от ярости муки своей
Сам стреляешь в таких же людей.

Плачут дети, а матери ждут.
Кто – то взрослый играет в войну,
И седеют юнцы от смертей
Вдалеке от своих матерей.

Потому мне о счастье не спеть,
Что мой век для меня словно плеть,
Век мой памятью хлещет меня,
Как нагайкою хлещут коня.

Кто-то в жадности, словно в бреду,
Ну, а кто-то в огне и в дыму;
Где-то меркою рубль и чек,
Ну, а где-то цена – человек.

– О каких нравственных качествах личности говорит автор стихотворения?

(Заполнение таблицы учащимися.)

4. Фрагменты фильма. “Грозовые ворота”.

Слово учителя.

Вспыхнувшая на исходе столетия чеченская война стала нашей общей трагедией и бедой. Сотнями жизней расплатилась Россия за свою территориальную целостность и неделимость. 18–летние мальчишки, неопытные, неокрепшие, оказались в эпицентре бойни, до конца исполняя свой воинский долг...

Аннотация к фильму “Грозовые ворота”.

В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты вступили в бой с крупным бандформированием под Аргуном на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен. Тогда 90 псковских ребят сдерживали натиск порядка 2 тысяч чеченских боевиков, которыми командовал террорист Хаттаб. Всего в бою погибло 84 военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Потери боевиков, составили, по разным оценкам, от 500 до 700 человек.

Рота старшего лейтенанта Александра Доронина, в которой служат молодые солдаты Константин Ветров и Николай Горшков, откомандирована на Северный Кавказ. Командир полка полковник Галкин поручает Доронину оборону перевала “Грозовые ворота”.

К роте Доронина прикомандировывают группу спецназа ГРУ под командованием майора Егорова, у которого несколько лет назад от рук террористов погибли жена и сын. Вскоре по прибытии на перевал, Егоров знакомит Доронина со своим доверенным лицом Шахом, бывшим чеченским генералом. У Шаха имеется достоверная информация, что к перевалу стягиваются крупные силы боевиков. Они готовятся нанести роте сокрушительный удар…

(Показ фрагмента фильма – вызов огня на себя.)

– Какие нравственные качества бойцов 6-й роты при обороне перевала проявляются во время боевых действий?

(Заполнение таблицы учащимися.)

4. Стихотворение “Чечня” А. Зобнина.

Слово учителя.

Мы в ответе за будущее, во имя которого наши ваши дети принесли в жертву свои молодые жизни. Александр Зобнин, житель города Тюмени, участник боевых действий в Чечне об этом пишет в своем стихотворении–мольбе “Чечня”.

Чечня.

Чечня – это тоже Россия,
Нарыв её – чирей больной,
Её сумасшедшая сила
И живчик какой-то шальной.

Там кровь проливается наша –
Российских невинных парней,
И смерть ненавистная машет
Косой роковою своей.

И плачут в отчаянье горы,
И матери в Пскове, в Перми,
Большое российское горе
Владеет сегодня людьми.

Раскатисто грохают пушки
И зло автоматы трещат,
Исходят слезами избушки
И кровью сверкает закат.

Господь, вразуми человеков:
Пусть думают лучше они,
Как мирно решать распри века
И делать счастливыми дни.

– Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения?
– Какие чувства хотел пробудить в наших душах солдат-поэт?

(Заполнение таблицы учащимися.)

III. Рефлексия.

Обращение к таблице.

Какие нравственные качества объединяют все эти произведения, представленные в таблице?

VI. Заключительное слово преподавателя.

В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, помогает нам, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.

Домашнее задание.

Напишите эссе, используя последние строки стихотворения А. Зобнина:

Господь, вразуми человеков:
Пусть думают лучше они,
Как мирно решать распри века
И делать счастливыми дни.