Урок литературы в старших классах. Тема: "Укрощение строптивой – вечный сюжет"

Разделы: Литература


Цель: определение сюжеты пьесы к категории “вечных” сюжетов.

Задачи: проверить знания художественного текста, формировать умение адаптироваться во времени, в которое написано произведение, продолжить работу над языковой культурой обучающихся.

Пояснение к уроку: На уроке используются фрагменты кинофильма, причём фильм современный (1999 года) и в нём отражена современная действительность. Сейчас, к сожалению, наблюдается такое явление, как “нечитающая молодёжь”. Данный урок предназначен не только для того, чтобы расширить кругозор обучающихся, но и показать, что современные технологии держаться на том, что уже было когда-то создано. Что сюжет произведения эпохи Возрождения не смотря на столетия, до сих пор актуален.

План урока

1. Организационный этап.

Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда порой не можете найти объяснений своим поступкам и действиям. Сегодня на уроке мы попробуем с вами ответить на вопрос: Почему человек очень часто действует наперекор судьбе? привычному образу жизни? нормам воспитания?

Обратимся к произведениям: У.Шекспир “Укрощение строптивой”, Д.Джангер “10 причин моей ненависти”, которые были вами изучены самостоятельно.

2. Сравнительный анализ произведений.

Проведём сравнительный анализ двух произведений, составим и заполним таблицу в тетради.

У.Шекспир “Укрощение строптивой” Д.Джангер “10 причин моей ненависти”
К какому виду искусства принадлежит?
Художественная литература Кино
В каком жанре написаны произведения?
Пьеса Комедия
Когда было создано произведение?
1593 или 1594 год 1999
Где происходят события в произведении?
Падуя – итальянский город Падуя – школа
Как зовут главную героиню?
Катарина – дочь Баптиста, богатого дворянина Катарина Стрэтфорд – дочь Уолтера Стрэтфорда, гинеколога
Как зовут главного героя?
Петруччо – дворянин из Вероны Патрик Верона – школьный хулиган
Что послужило причиной ухаживания за Катариной?
Выгодная женитьба; уверенность в том, что справиться с любой женщиной Плата за свидания; увлечённость непокорностью героини
Чем рисковали герои?
Эта дама могла не желать его, он мог быть посрамлён и остаться ни с чем Потеря самоуверенности, страх потерять любимую
Приёмы укрощения строптивой
  • Жёстко и насмешливо парирует все её выходки.
  • На свадьбе жених отказался одеть приличную одежду и сразу увозит Катарину, не оставшись на свадебный пир.
  • Не помогает жене выбраться из грязи, когда её лошадь оступилась.
  • Катарина остаётся без ужина и сна, т.к. Петруччо разбрасывает еду и разоряет постель.
  • Лишает одежды, которая ей понравилась
  • Выясняет вкусы и предпочтения
  • Во время тренировки исполняет песню – признание в любви
  • Откровенная беседа
  • Покупает гитару на деньги, которые ему платили за свидания

3. Проблемная беседа.

  • Что такое строптивость?
  • Строптивость – это приобретённая или врождённая черта характера?
  • По какой причине была строптива Катарина у Шекспира?
  • Почему строптива была Катарина Стрэтфорд?
  • Произошло ли укрощение строптивых в произведениях?
  • Какие слова это доказывают?
  • Является ли сюжет пьесы одним из тех, который никогда не перестанет быть актуальным?
  • Почему вы так думаете?

4. Самостоятельная работа.

Выше всех поучений и правил, как правильно жить,
Две основы достоинства я предпочел утвердить:
Лучше вовсе не есть ничего, чем есть что попало;
Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало дружить. Омар Хайям.

Перед вами стихотворение О.Хайяма. Согласны вы с утверждением автора? Как это связано с нашими произведениями, напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.

5. Итоговый этап.

Психологическая зоркость, глубочайшее проникновение Шекспира в мир человеческой души и людских отношений, жизненность творений Шекспира выводят его творчество далеко за границы времени жизни писателя. Это доказывают многочисленные театральные постановки по одноимённой пьесе, экранизации режиссёров разного времени. Укрощение строптивой – вечный сюжет.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: Почему человек очень часто действует наперекор привычному образу жизни?