Урок литературы в форме спектакля по басням И.А. Крылова

Разделы: Литература


Цель: Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Обучающие:
    • Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.
    • Наглядно представить своеобразие каждой басни, акцентируя внимание на морали.
  • Развивающие:
    • Продолжить знакомство с театром, с театральной лексикой.
    • Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного.
    • Продолжить развитие различных навыков учащихся во время подготовки спектакля, оформления сцены, создания образа персонажа.
    • Развивать устную диалогическую речь.
  • Воспитательные:
    • Формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками.
    • Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.
    • Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование басен.
    • Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Форма урока: урок-спектакль.

Технология урока: театральная технология, поисковый метод, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход.

Подготовительный этап: выбор басни, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.

Оборудование:

1. Выставка книг с баснями И.А.Крылова.
2. Иллюстрации басен И.А.Крылова.
3. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

На экране телевизора портрет И.А.Крылова и стихотворение П.А.Вяземского, которое читает учитель.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

– Как вы понимаете смысл стихотворения П.А.Вяземского?

– По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

II. Мотивация деятельности учащихся

– А как вы понимаете эпиграф к уроку?

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. (И.А.Крылов)

(Да, жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес, ведь он смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.)

– Вот и мы с вами сегодня снова отправимся в театр, чтобы встретиться с героями басен Крылова на классной сцене театра «Щелкунчик».

III. Усвоение новых знаний

– Приготовьте ваши билеты, которыми сегодня будут служить ответы, свидетельствующие о знании басен. (На экране телевизора появляются фразы из басен Крылова, по которым нужно назвать произведение. За правильный ответ выдается кленовый лист.)

Знаете ли вы басни И.А.Крылова?

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!»
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»
«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»
«Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»
«За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»
«Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – ей Мишка отвечал»
«Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять полей»

– Молодцы, входите, сначала проходите в гардероб, затем в вестибюль, где мы подождем начала представления. Здесь можем рассмотреть выставку иллюстраций и назвать героев из басен Крылова. (За правильный ответ выдается кленовый лист.)
– Мы будем сидеть с вами в партере. Скажите, где расположены эти места? Несколько билетов в амфитеатре. Куда придется пройти ребятам? Хорошо, что нам не нужно подниматься на балкон. Где он находится? Вот мы и пополнили свои знания о театральном мире. (Звенят три звонка.)

Начинается представление басней «Волк и журавль». Затем следуют инсценировки басен: «Свинья под дубом», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мышь и крыса», «Муха и пчела», «Мартышка и очки», «Волк и ягненок», «Тришкин кафтан».

(В антрактах аниматоры предлагают ответить на всевозможные вопросы, выполнить различные задания, продемонстрировать знание басен Крылова. За правильный ответ выдается кленовый лист. Материал можно найти на сайте «Уроки по басням И.А.Крылова».)

  • Кто из персонажей басен сказал следующие слова:
  • Продолжите крылатые фразы:
  • Предметы из шкатулки: (Дать название басни)
  • Дополните заглавия басен:
  • Конкурс внимательных читателей:
  • Кто из персонажей басен сказал следующие слова:

IV. Систематизация и обобщение знаний и умений

По окончании инсценировок выясняем, какие же пороки «пощипал» И.А.Крылов в показанных баснях.

– Ребята, какая инсценировка вам больше всего понравилась?
– Удалось ли артистам передать характер героев?
– Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?

Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций.

– Хочется закончить наше выступление стихотворением Михаила Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

– Согласны ли вы со словами русского, советского поэта М.Исаковского?

В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы.