Народ освобожден,|
но счастлив ли народ?
Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” и замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
Ход урока
I. Организационные моменты
II. Вступительное слово учителя:
Замысел произведения. История создания “Кому на Руси жить хорошо?”(1863-1877гг.)
III. Беседа с учащимися:
Время создания поэмы – послереформенная Россия. Особенности исторического развития страны.
Определим время действия событий в произведении. С чего начинается “Кому на Руси жить хорошо?” (С загадки)
Отгадаем ее:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.
Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)
Вывод: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
Случайная встреча + объединение и путь рядком.
А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда,
Найди то, не знаю, что”.
Психология человека меняется, но нет ясного представления о том, что его ожидает в будущем.
Кто же наши герои:
7 мужиков, настоящих мастеровых.
7 странников,7 правдоискателей. (обобщенный образ)
7,3.- значения цифр. Связь с устным народным творчеством.
Какие черты фольклора, сказки отражены в “Прологе”? Каковы образы, мотивы, приемы (с приведением примеров).
Герои живут в сказке, верят ей
Сказочная атмосфера придает событиям всенародное звучание + удобный способ изложения материала (всеобъемлющий охват) + авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
Что же движет сюжет? Путешествие. Зачем этот мотив введен автором?
1) Сопоставление с “Путешествием из Петербурга в Москву” Радищева, “Мертвыми душами” Гоголя. Эпическое изложение событий, взгляд на русского человека изнутри, показ жизни, всеобъемлющий охват.
2) Путешествие по плану, введенному в “Прологе” : ищем перечисленных людей, чтобы найти истинно счастливого (первоначально ограниченные представления о счастье - материальном благополучии)
Но: искать “по разуму, по-божески, по чести – доподлинно” - ценности русского человека.
Пока еще крестьянин слит с природой, ее народной мудростью, он ищет себя по-своему, через драку, сумятицу. Его долгий путь за счастьем, чтобы найти его для себя, для своих близких.
IV. Вывод
Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
“Пролог” подготавливает читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент.
V. Д/З.
Читать главу “Крестьянка”