Урок литературы для 9-го класса по теме: "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо?" "Пролог"

Разделы: Литература


Народ освобожден,|
но счастлив ли народ?

Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” и замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.

Ход урока

I. Организационные моменты

II. Вступительное слово учителя:

Замысел произведения. История создания “Кому на Руси жить хорошо?”(1863-1877гг.)

III. Беседа с учащимися:

  • Время создания поэмы – послереформенная Россия. Особенности исторического развития страны.

  • Определим время действия событий в произведении. С чего начинается “Кому на Руси жить хорошо?” (С загадки)

Отгадаем ее:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле – угадывай…(1 строфа)

Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.

Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)

Вывод: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:

  • Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)

  • Случайная встреча + объединение и путь рядком.

  • А какой путь лежит перед ними? Они не знают.

Мотив “Поди туда не знаю, куда,

Найди то, не знаю, что”.

Психология человека меняется, но нет ясного представления о том, что его ожидает в будущем.

  • Кто же наши герои:

7 мужиков, настоящих мастеровых.

7 странников,7 правдоискателей. (обобщенный образ)

  • 7,3.- значения цифр. Связь с устным народным творчеством.

  • Какие черты фольклора, сказки отражены в “Прологе”? Каковы образы, мотивы, приемы (с приведением примеров).

Герои живут в сказке, верят ей

  • Сказочная атмосфера придает событиям всенародное звучание + удобный способ изложения материала (всеобъемлющий охват) + авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.

  • Что же движет сюжет? Путешествие. Зачем этот мотив введен автором?

1) Сопоставление с “Путешествием из Петербурга в Москву” Радищева, “Мертвыми душами” Гоголя. Эпическое изложение событий, взгляд на русского человека изнутри, показ жизни, всеобъемлющий охват.

2) Путешествие по плану, введенному в “Прологе” : ищем перечисленных людей, чтобы найти истинно счастливого (первоначально ограниченные представления о счастье - материальном благополучии)

Но: искать “по разуму, по-божески, по чести – доподлинно” - ценности русского человека.

Пока еще крестьянин слит с природой, ее народной мудростью, он ищет себя по-своему, через драку, сумятицу. Его долгий путь за счастьем, чтобы найти его для себя, для своих близких.

IV. Вывод

Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.

“Пролог” подготавливает читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент.

V. Д/З.

Читать главу “Крестьянка”

VI Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.