Урок литературы для 6-го класса "Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

Разделы: Литература


Цель: Знакомство школьников с тургеневским мастерством создания портретных характеристик героев рассказа.

Задачи:  1. Обобщить изученный материал о героях рассказа.
2. Развивать умение ориентироваться в тексте произведения, узнавать героя по его характеристике.
3. Воспитывать у ребят интерес к произведениям Тургенева.
4. Контролировать произношение учащихся, развивать слухо-зрительное восприятие.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: портрет Тургенева, книги с произведениями Тургенева; презентация к уроку.

Словарь: легенды, мифы, сказки, россказни, предания, поверья, былички, нечистая сила.

Содержание урока.

I. Организация учащихся на урок.
Проверка наличия слуховых аппаратов и состояния слуха.
Установка на произношение.

II. Фонетическая зарядка.
[ б – п ]: балка-палка, боб-бобы, блеск-плеск, болезнь – польза.

II. Сообщение темы, целей и плана урока.
[ Будем давать характеристику героям рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»]

III. Повторение изученного материала.
         Беседа.
          - С каким произведением вы познакомились на прошлых уроках?
(Приложение 1, слайд №2)
- Кому принадлежит это произведение? (Приложение 1, слайд №3)
- Что вам известно об И. С. Тургеневе? (Приложение 1, слайд №4)
- Кто является героями рассказа? (Приложение 1, слайд №5)
- Сколько человек сидело у костра? А на картинках?  Почему?
- Какую роль играет автор? Как он попал на Бежин луг? (Приложение 1, слайд №6)
- Что делали мальчики у костра? (Приложение 1, слайд №7)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ Тургенева «Бежин луг»?

IV. Обобщение изученного материала.
1. Творческая работа.
      Составление и заполнение таблицы «Портретная характеристика героев рассказа «Бежин луг».   

Имена мальчиков

Их возраст

Портреты мальчиков

Рассказы мальчиков
(о чем?)

Внешность

Особенности одежды

2. Игра «Кто это?»  (Приложение 1, слайды №8-12)
         
- Прочитайте, назовите имя мальчика по его описанию.         

Карточки с описаниями раздать детям:

1. Горбоносое, вытянутое лицо; сжатые губы, сдвинутые брови. На вид ему было лет  12. (Илюша)
2. Волосы всклокоченные, чёрные; глаза серые; лицо бледное, рябое. Они с Илюшей были  одногодки. (Павлуша)
3. Стройный мальчик, с красивыми чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами. Ему можно дать лет 14. (Федя)
4. Он был самый незаметный. Видна была лишь его русая кудрявая голова. Он был самый младший из ребят. (Ваня)
5. Он был маленького роста, худой. Лицо было невелико, но большие чёрные глаза. Он был старше Вани, но младше всех остальных ребят. (Костя)

3. Инсценировка сюжета рассказа «Разговор у костра» (Приложение 1, слайд №13)

      Необходимо создать обстановку, соответствующую той, которая описана в рассказе.      «Герои рассказа» пересказывают истории, описанные Тургеневым в рассказе, а также рассказывают свои былички.

Словарная работа: легенды, мифы, сказки, россказни, предания, поверья, былички, нечистая сила.

4. Индивидуальная работа: сообщение «Роль пейзажа в характеристике главных героев  рассказа».
(Было дано опережающее домашнее задание сильной ученице).

VI.   Итог урока.

       - Что вам особенно понравилось (запомнилось) в рассказе Тургенева «Бежин луг»?

VII. Домашнее задание.

       Найти в рассказе описания природы, выразительно их прочитать и подобрать к ним иллюстрации.