Цели: показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.
Задачи:
- Показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда.
- Раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей.
- Выявить идею создания данных героев.
- Показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы.
- Раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
- Подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть.
- Способствовать воспитанию нравственной личности.
- Проследить утверждение писателем человеческих ценностей.
Методическая цель.
Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.
Оборудование:
- видеофильм «Мастер и Маргарита»;
- музыкальные треки из кинофильма;
- мультимедийные слайды;
- раздаточный материал;
- роман «Мастер и Маргарита»;
- толковый словарь, словарь образных выражений.
Предварительное домашнее задание:
- просмотр видеороликов по роману «Мастер и Маргарита», созданных программой Бибигон;
- выучить наизусть отрывок из романа с описанием одного из героев;
- индивидуальные задания: создать слайд – «справка о герое».
Ход урока
1. Организационный этап.
Обеспечение психологической комфортной обстановки для работы на уроке. Звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита».
*на доске портрет М. Булгакова, на столе книга «Мастер и Маргарита». На интерактивной доске слайд №1( название романа)
2. Постановка целей урока.
Под музыку учитель читает наизусть текст: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
(В это время на интерактивной доске доске появляется портрет Пилата.)
1 ученик читает наизусть текст: «Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»
(Во время чтения появляется портрет Воланда.)
2 ученик читает наизусть текст: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»
(Во время чтения появляется на интерактивной доске портрет Иешуа.)
Учитель: Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.
(На интерактивной доске появляются портреты трех героев.)
- Кто из них вымысел, а кто реальность?
(Появляется слайд – три имени, соединенные между собой.)
- Как они связаны между собой?
- Каковы границы их власти на страницах романа?
- Что в центре этого треугольника?
- И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?
Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.
3. Вызов. Актуализация субъектного опыта. Проверка домашнего задания.
Учитель: Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?
- Итак, Понтий Пилат.
(Учащийся демонстрирует слайдыв с исторической справкой о Пилате.)
- Значит, мы можем утверждать, что Пилат – историческое лицо.
Запишем в кластер ИСТОРИЯ (под именем Пилат).
Следующий герой – Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.
(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку об Иисусе.)
- Упоминается ли имя Иисуса в исторических энциклопедиях?
-Иисус – лицо вымышленное?
Запишем в кластер БИБЛИЯ (под именем Иисуса).
- Действительно, согласно новозаветской традиции, Понтий Пилат отправил на казнь человека. Казнью бродячего философа воспользовались много лет спустя и возвели его в ранг святого, а его учение – в религию.
Смотрите, как интересно получается: Понтий Пилат – реальное историческое лицо. Он жил, действительно правил Иудеей. И даже отправил на казнь человека. Иисус не существует в исторических источниках, мы узнаем о нем из Библии. Но тем не менее Иисуса знает весь мир и воспринимает его как факт, полагая, что он действительно жил, а Пилата знают единицы.
- Где же граница между историей и Библией? (Трудно ответить на этот вопрос.)
- Кто же такой Воланд?
(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку о герое.)
- Итак, Воланд – лицо вымышленное, персонаж из мифов и литературы.
Запишем в кластер МИФ, ЛИТЕРАТУРА (под именем Воланд).
4. Этап рефлексии.
- Так что же совершает Булгаков, вырисовывая этих центральных персонажей романа? (Он создает героя, который существовал реально, который, вероятно, существовал и который как человек не был вообще.)
5. Осмысление.
- Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.
- Кто из героев первым появляется на страницах книги? (Воланд.)
- Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом? (Иисус существовал.)
- Но начинает он говорить о Пилате, а Иешуа приводят потом.
Давайте посмотрим этот эпизод.
(Ккинокадры из 1 серии фильма «М. И М.» – Иешуа приводят к Пилату.)
- Какое впечатление производит Пилат? (Неумолимый, жестокий, злой, беспощадный, грозный властитель, самоуверен, спокоен внешне; у него нет друзей, он болен и одинок.)
- И вот в эти минуты одиночества к нему приводят Иешуа.
- Какое впечатление производит Иисус? (Мудрец, добрый, не приемлет жестокости, ко всем терпим, гуманен, спокойная душа.)
-Какие нравственные аспекты столкнул Булгаков в образах Понтия Пилата и Иешуа? (Добро и зло.)
- Верно, но это только внешняя оболочка конфликта. Попробуем добраться до сути.
- В чем суть «добра» Иешуа? (Злых людей нет, всякая власть является насилием.)
- Найдите строки, подтверждающие это.
- Что, по мнению Иисуса, должно существовать в мире? (Добро и справедливость.)
- Запишем это в кластер: ИСТИНА ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (под именем Иисуса).
6. Чтение с пометами.
- Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.
1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте
их.
2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?
Выводы.
1 группа:
ИЕШУА | ПИЛАТ | |
ВЛАСТЬ | «Всякая власть является насилием» | «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей, чем власть императора» |
ИСТИНА | «Человек перейдет в царство истины и справедливости» | «Царство истины никогда не настанет» |
Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.
2 группа:
ИЕШУА | ПИЛАТ |
|
«Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» |
Пилат боится потерять власть, а Иешуа – потерять жизнь.
- Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности? (Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.)
- В чем суть власти Иешуа? (Владеет умами и сердцами людей.)
- Как Иешуа добивается этого? (Силой убеждения.)
- Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата? (Физическая.)
- Для Иешуа? (Сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная.)
3 группа:
- «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».
- Эпизод с появлением ласточки.
- Какой фразеологизм напоминает фраза «руки потер, как бы обмывая их»? (Фразеологизм – «умыть руки».)
- Давайте посмотрим во фразеологическом словаре значение данного выражения. (Умывать руки, умыть руки – отстраняться, уклоняться от участия в каком-либо деле; снимать с себя ответственность за что-либо.)
- Что означает эта фраза в устах Пилата? (Он не будет бороться за жизнь Иешуа, потому что понимает, что власть Тиберия сильнее его. Если Пилат пойдет против системы власти, то эта система его раздавит.)
- Каким мы видим Пилата в этом эпизоде? В чем он будет упрекать себя потом? (Трусость, он не смог пересилить себя – струсил.)
Поэтому дальше звучит фраза: «Трусость – это самый страшный порок».
- Это какая трусость? (Нравственная, духовная.)
- Для чего введен эпизод с ласточкой? (Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся: Иешуа – на освобождение, Пилат – уговорить Каифу помиловать Иешуа.)
***Как человек Понтий Пилат сочувствует Иешуа. Он ненавидит кесаря, но вынужден славить его. Отправляя на казнь бродячего философа, Пилат страшно мучается и страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа: разве можно предателя Иуду, разбойников Дисмаса и Гестаса назвать «добрыми людьми»? Никогда, по мнению Пилата, «не настанет царство истины», но он сочувствует проповеднику этих утопических идей. Лично он готов продолжить с ним спор, но положение прокуратора обязывает его вершить суд.
- Когда Пилат беседует с Иешуа, он лукавит? (Нет, он честен и прямодушен.)
То есть Пилат отстаивает свою истину – ИСТИНУ ЗАКОНА И ВЛАСТИ.
Запишем эту фразу в кластер (под именем Пилата).
- А что же Воланд? В каких главах он действует? (Московских и потусторонних.)
- Почему его нет в ершалаимских главах? (Он антипод Иешуа.)
- Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа? (Россия 30-х гг 20 века.)
- Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает Булгаков? (Политические – тоталитарный режим. Социальные – все одинаковые, выделяться нельзя. Нравственные – бездуховность, неверие в Бога.)
- Значит, мифический персонаж Воланд появляется в Москве 30-хгг 20 века, чтобы…
- А с какой целью появляется Воланд? (Разоблачить московское общество? Помочь Мастеру и Маргарите? Наказать кого-то?...)
- Что совершает Воланд в Москве? (Лично сам – ничего.)
- А Воланд – это символ чего? (Зла.)
То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому-то, т.е. совершить добро? Парадокс?
- Обратимся к гл. 12, эпизоду «Воланд на сцене в Варьете» и выполним задание.
1 группа. Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд? (Люди за века не изменились.)
2 и 3 группа. Сопоставьте слова о милосердии, добре и истине и поступки Воланда в эпизодах из гл. 12 и гл. 24.
Гл. 12 | «Милосердие иногда стучится в их сердца», «горожане внутренне не изменились.» |
Гл. 24 | «Я о милосердии говорю», «Что вы хотите для себя?» |
Вывод. Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.
- Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете? (Разоблачить пороки общества.)
- А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова.)
- Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом? (Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд – это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)
- Что же мы запишем в кластер? (ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд.)
Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.
Этап рефлексии.
*** На самом деле Воланд наделен авторским всезнанием. В нем отголоски не Мефистофеля, а отголоски философии самого Булгакова. Поэтому мы в нем находим так много любви к людям хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам и прочей «нечестии». В образе Воланда воплощены гуманистические идеалы самого Булгакова.
7. Рефлексия.
- Вернемся к целям урока.
- Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда? (Иешуа – это добро и справедливость, Пилат – это закон, Воланд – честность жизни, а вместе – ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)
Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).
- Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ. (Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям.)
Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?
- Почему именно эти вопросы задает Булгаков?
Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» – это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.
8. Домашнее задание.
Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.
Используемая литература:
- Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993.
- Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Моск. рабочий, 1989.
- Фразеологический словарь русского языка.
- Толковый словарь русского языка.