Урок литературы для 6-го класса по теме "Сказочные великаны Рабле" (первый урок по роману Рабле)

Разделы: Литература


Оборудование: учебники «В мире литературы.6 класс» под редакцией А.Г.Кутузова; выставка разных изданий книги Рабле; аудиокассета «О том, как Гаргантюа победил короля Пикрохола» из серии «Литературная классика для детей»; на доске портрет Рабле, иллюстрации, выполненные учащимися, кроссворд , заготовки для создания памятников.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы с вами переносимся во Францию XVI века. Славился своими ярмарками французский городок Лион. На перекрёстке путей с севера на юг и с запада на восток встречались купец из Италии и продавец из Голландии, насмешливый бургундец и медлительный нормандец, заносчивый аристократ и дерзкий подмастерье, хитрый монах и легковерная прихожанка, бродячий артист и мастер-ремесленник. Весной 1530 года на Лионской ярмарке среди прочих товаров продавалась весёлая книга с картинками об «огромном великане Гаргантюа», жившем во времена легендарного короля Артура среди волшебников «гогов и магогов».
На лионскую ярмарку хаживал и лионский врач метр Франсуа Рабле, известный нам с вами как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», поражающего своей жизнерадостностью, попыткой постичь «весёлую относительность бытия».
Между тем собственный путь художника не был простым, безоблачным, ему довелось многое узнать и испытать.

– Что же сегодня нам известно о Рабле?
– Что за книга «Гаргантюа и Пантагрюэль» и как она создавалась? (Для подготовки выступлений учащиеся могут воспользоваться материалами учебника – стр.196-197, статьёй «Уроки Рабле» из книги для учащихся З.И.Кирнозе «Страницы французской классики».– М.: Просвещение,1992.)

Учитель: Унылому читателю покажется, что автор его дурачит. Читатель весёлый поймёт, что ему предлагают вместе посмеяться. Но с самого начала писатель стремится не только развлекать.
Давайте обратимся к авторскому посвящению и посмотрим, на какое чтение настраивает нас Рабле. (Учебник – стр.199)

– С чем сравнивается содержание романа? (С капелькой мозга…)
– Как мы должны читать произведение? Что же нас ждёт? (Смешные россказни, в которых скрыт глубокий смысл)

Учитель: Прежде чем обращаться к конкретным главам романа и размышлять над определёнными вопросами, хотелось бы проверить, насколько вы внимательны были при чтении – предлагаю вам небольшой кроссворд. (Приложение 1)

По горизонтали:

1. Король-завоеватель. (Пикроколь)
2. Учитель-гуманист, воспитатель Гаргантюа. (Понократ)
3. Король – великан – отец Гаргантюа. (Грангузье)
4. Что было в бочках, которые Гаргантюа бросил в лицо вурдалаку. (Соль)
5. Место, где, по приказанию Гаргантюа, была построена обитель. (Телем)
6. Имя монаха, для которого построена Телемская обитель. (Жан)
7. Имя сына Гаргантюа. (Пантагрюэль)

По вертикали:

1. Что стало яблоком раздора в войне с Пикроколем. (Пироги)
8. Учитель, который 5 лет и 3 месяца учил Гаргантюа азбуке. (Олоферн)
9. Герой первой книги романа. (Гаргантюа)
10. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Рабле)

Учитель: Три поколения великанов – Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэль – связаны в книге узами родства. Дед, отец и сын очень похожи друг на друга, прежде всего необыкновенными размерами тела.
– Как был сшит костюм Гаргантюа? (стр.201)
– Роман изобилует сценами пиршеств. Еда у Рабле всегда праздник, всегда «пир на весь мир». При этом у Рабле не бывает неаппетитной еды. Что, как и в каких количествах едят герои? (стр. 214, 232)
– Но великаны Рабле превосходят обычных людей не только объёмами желудка. Их отличают спокойная мудрость и широта знаний. Вспомним, чем занимался и как жил маленький Гаргантюа? (стр. 202-203)
– Почему Грангузье решил найти для сына учителя? (стр.206)
– Как и чему учил Гаргантюа Тубал Олоферн? (стр.206)
– Почему же Гаргантюа поглупел? (Грангузье пытается дать сыну традиционное богословское образование, которое отупляет ребёнка, убивает активность : тут и вялый, сонный образ жизни, и обжорство, и скучные церковные обряды, и ,главное, тупая, бессмысленная зубрёжка)

– Этому противопоставлен идеал новой гуманистической педагогики, воплощённый в системе второго воспитателя Гаргантюа – Понократа. Как воспитывает Понократ Гаргантюа? (стр.214-216)
– С каким именем, упоминаемым во вступлении, созвучно его имя, случайно ли это?
– Без сомнения Рабле одним из первых в Европе излагал в книге научную систему воспитания, она легла в основу педагогики не только последующих веков, но и современной педагогики. Давайте попробуем сформулировать основные положения педагогики Понократа…

  • Одновременное развитие интеллекта и тела (умственное и физическое развитие – разностороннее).
  • Сочетание различных наук, перемежаемых здоровым отдыхом.
  • Важна связь теории с практикой, использование собственного наблюдения и опыта учащегося.
  • Главное требование – не терять зря ни минуты времени.

Учитель: Воспитанный таким образом Гаргантюа, становится добрым и разумным правителем и обучает в этом же духе своего сына. Из второй книги романа мы узнаём, что и Пантагрюэль, поехавший для пополнения знаний в Париж, «занимался весьма прилежно и отлично успевал».
Примечательно во второй книге письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю – где излагается своеобразная гуманистическая программа эпохи Возрождения. Послушайте, к чему призывает, что восхваляет Гаргантюа. (Зачитываются выдержки из письма – глава 8 книга 2; итог размышлений учащихся: призывает – изучать науки, а восхваляет – расцвет культуры).

Учитель: В романе затрагиваются самые разнообразные темы. Предлагаю послушать отрывок из романа в исполнении известных артистов московских театров. Вспомните, о чём идёт речь? (Ребята слушают фрагменты из глав 33, 34 книги 1 – в учебнике это гл.7-9)
– Каким поводом воспользовался Пикроколь, нападая на Грангузье? (Ссорой пекарей и пастухов из-за лепёшек)
– Какими представляются короли – участники войны? (Пикроколь хочет захватить весь мир, он агрессивен и бесчестен: забирает присланный выкуп, но продолжает войну , его воины изображаются настоящими разбойниками и грабителями. Грангузье же хочет решить дело миром, пытается избежать войны, но нападение врага встречает сокрушительным отпором)
– Как вы думаете, почему Пикроколь проиграл войну?
– Как относится автор к войне? (Рабле выступает против войны, показывая её противоестественность, жестокость, бессмысленность. Пикроколь, желавший завоевать мир, показан разбитым, поверженным, всё потерявшим из-за своей глупости. Грангузье считает, что нужно умело управлять своими землями, а не разбойничать на чужих. «Не те времена нынче , чтобы, подражая древним народам, завоёвывать целые государства».)

Учитель: Создавая свой роман, Рабле осознавал, что созданный им идеал короля – всего лишь мечта, что вокруг гораздо больше монархов, одержимых манией величия, чем великих по-настоящему. И хотят они не мира, а войны. И тема войны проходит сквозь все пять томов. Лики её разнообразны, но неизменно злы и уродливы.
Короли Пикроколь и Анарх, военачальники и генералы – Улепёт, Фанфарон, Вурдалак, глупое войско из Диких колбас, всевозможные разбойники и грабители представляют собой ядовитую сатиру на одну из страшных бед человечества…
– В одной из глав рассказывается о том, как Гаргантюа и брат Жан поставили на берегу два замечательных памятника. Чему они посвящены? Почему их два? (стр. 248-249)

Ученикам даётся задание (это может быть групповая или индивидуальная работа, выполняемая на доске): создать макеты памятников из предложенных рисунков-заготовок (уши трёх зайцев, крыло куропатки, скляночка с уксусом, коробочка с солью, старый дырявый котёл, оловянная кружка; боевое седло, панцирь, стремя, кольчуга, секира, меч, железные перчатки) и дополнить надписи к этим памятникам…

…Здесь отличились четыре (храбрых) рыцаря, вооружённые не только мечами, но и (смекалкой). Все (короли), герцоги, мужики и (солдаты), берите с них (пример) и помните, что (разум) человека сильнее его (кулака)

…На этом самом месте четыре (бездельника), весело усевшись на землю,
(пировали) целые сутки. При этом лёг костьми господин (заяц) – его загнали и (зажарили) в уксусе и с солью. Все короли, (герцоги), мужики и (солдаты), помните, что в жаркое время кушать зайца без уксуса очень (вредно).

Учитель: Обратимся к финалу первой книги, где обрисован идеал счастливого общества, каким мыслил его Рабле.
– Для кого построена обитель? (Для монаха брата Жана)
– Похож ли он на обычных монахов?
– Обитель похожа на обычный монастырь? (стр. 256-258; Обитель задумана как проти-воположность обычным монастырям, их аскетическому укладу, это мечта Рабле о чудесном и гармоничном мире)
– Слово «телем» (греч.) – свободное желание. Какова главная заповедь Обители? (Делай, что хочешь)
– Кто и как живёт в обители? (стр.257-258)

Чтение фрагментов из главы 54 книги 1 «Надпись на главных вратах Телемской обители».

– Что означает надпись на воротах Телема?
– Для чего изображает Рабле это утопическое аббатство?
– Как вы воспринимаете это устройство общества (что есть в нашем обществе, что приемлемо, что нет)?

Итог размышлений: «Делай, что хочешь» – первое условие устава Телема – означало, что каждый должен выбирать себе дело по вкусу и трудиться для общества блага. И это не мешает всем жить в мире и согласии.
Описание обители, красота зданий, роскошь, культура быта, великолепная библиотека с книгами на шести языках – всё это должно подчеркнуть полноту жизни, всестороннее удовлетворение потребностей человека.

Домашнее задание:

  • Приготовить рассказ о подвигах Гаргантюа.
  • Обсудить дома с родителями последний вопрос урока.