Оборудование: учебники «В мире литературы.6 класс» под редакцией А.Г.Кутузова; выставка разных изданий книги Рабле; аудиокассета «О том, как Гаргантюа победил короля Пикрохола» из серии «Литературная классика для детей»; на доске портрет Рабле, иллюстрации, выполненные учащимися, кроссворд , заготовки для создания памятников.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами переносимся
во Францию XVI века. Славился своими ярмарками
французский городок Лион. На перекрёстке путей с
севера на юг и с запада на восток встречались
купец из Италии и продавец из Голландии,
насмешливый бургундец и медлительный нормандец,
заносчивый аристократ и дерзкий подмастерье,
хитрый монах и легковерная прихожанка, бродячий
артист и мастер-ремесленник. Весной 1530 года на
Лионской ярмарке среди прочих товаров
продавалась весёлая книга с картинками об
«огромном великане Гаргантюа», жившем во времена
легендарного короля Артура среди волшебников
«гогов и магогов».
На лионскую ярмарку хаживал и лионский врач метр
Франсуа Рабле, известный нам с вами как автор
романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», поражающего
своей жизнерадостностью, попыткой постичь
«весёлую относительность бытия».
Между тем собственный путь художника не был
простым, безоблачным, ему довелось многое узнать
и испытать.
– Что же сегодня нам известно о Рабле?
– Что за книга «Гаргантюа и Пантагрюэль» и как
она создавалась? (Для подготовки выступлений
учащиеся могут воспользоваться материалами
учебника – стр.196-197, статьёй «Уроки Рабле» из
книги для учащихся З.И.Кирнозе «Страницы
французской классики».– М.: Просвещение,1992.)
Учитель: Унылому читателю покажется,
что автор его дурачит. Читатель весёлый поймёт,
что ему предлагают вместе посмеяться. Но с самого
начала писатель стремится не только развлекать.
Давайте обратимся к авторскому посвящению и
посмотрим, на какое чтение настраивает нас Рабле.
(Учебник – стр.199)
– С чем сравнивается содержание романа? (С
капелькой мозга…)
– Как мы должны читать произведение? Что же нас
ждёт? (Смешные россказни, в которых скрыт
глубокий смысл)
Учитель: Прежде чем обращаться к конкретным главам романа и размышлять над определёнными вопросами, хотелось бы проверить, насколько вы внимательны были при чтении – предлагаю вам небольшой кроссворд. (Приложение 1)
По горизонтали:
1. Король-завоеватель. (Пикроколь)
2. Учитель-гуманист, воспитатель Гаргантюа. (Понократ)
3. Король – великан – отец Гаргантюа. (Грангузье)
4. Что было в бочках, которые Гаргантюа бросил в
лицо вурдалаку. (Соль)
5. Место, где, по приказанию Гаргантюа, была
построена обитель. (Телем)
6. Имя монаха, для которого построена Телемская
обитель. (Жан)
7. Имя сына Гаргантюа. (Пантагрюэль)
По вертикали:
1. Что стало яблоком раздора в войне с
Пикроколем. (Пироги)
8. Учитель, который 5 лет и 3 месяца учил Гаргантюа
азбуке. (Олоферн)
9. Герой первой книги романа. (Гаргантюа)
10. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Рабле)
Учитель:
Три поколения великанов – Грангузье,
Гаргантюа и Пантагрюэль – связаны в книге узами
родства. Дед, отец и сын очень похожи друг на
друга, прежде всего необыкновенными размерами
тела.
– Как был сшит костюм Гаргантюа? (стр.201)
– Роман изобилует сценами пиршеств. Еда у Рабле
всегда праздник, всегда «пир на весь мир». При
этом у Рабле не бывает неаппетитной еды. Что, как
и в каких количествах едят герои? (стр. 214, 232)
– Но великаны Рабле превосходят обычных людей не
только объёмами желудка. Их отличают спокойная
мудрость и широта знаний. Вспомним, чем занимался
и как жил маленький Гаргантюа? (стр. 202-203)
– Почему Грангузье решил найти для сына учителя?
(стр.206)
– Как и чему учил Гаргантюа Тубал Олоферн? (стр.206)
– Почему же Гаргантюа поглупел? (Грангузье
пытается дать сыну традиционное богословское
образование, которое отупляет ребёнка, убивает
активность : тут и вялый, сонный образ жизни, и
обжорство, и скучные церковные обряды, и ,главное,
тупая, бессмысленная зубрёжка)
– Этому противопоставлен идеал новой
гуманистической педагогики, воплощённый в
системе второго воспитателя Гаргантюа –
Понократа. Как воспитывает Понократ Гаргантюа?
(стр.214-216)
– С каким именем, упоминаемым во вступлении,
созвучно его имя, случайно ли это?
– Без сомнения Рабле одним из первых в Европе
излагал в книге научную систему воспитания, она
легла в основу педагогики не только последующих
веков, но и современной педагогики. Давайте
попробуем сформулировать основные положения
педагогики Понократа…
- Одновременное развитие интеллекта и тела (умственное и физическое развитие – разностороннее).
- Сочетание различных наук, перемежаемых здоровым отдыхом.
- Важна связь теории с практикой, использование собственного наблюдения и опыта учащегося.
- Главное требование – не терять зря ни минуты времени.
Учитель:
Воспитанный таким образом Гаргантюа, становится
добрым и разумным правителем и обучает в этом же
духе своего сына. Из второй книги романа мы
узнаём, что и Пантагрюэль, поехавший для
пополнения знаний в Париж, «занимался весьма
прилежно и отлично успевал».
Примечательно во второй книге письмо Гаргантюа к
Пантагрюэлю – где излагается своеобразная
гуманистическая программа эпохи Возрождения.
Послушайте, к чему призывает, что восхваляет
Гаргантюа. (Зачитываются выдержки из письма –
глава 8 книга 2; итог размышлений учащихся:
призывает – изучать науки, а восхваляет –
расцвет культуры).
Учитель: В романе затрагиваются самые
разнообразные темы. Предлагаю послушать отрывок
из романа в исполнении известных артистов
московских театров. Вспомните, о чём идёт речь? (Ребята
слушают фрагменты из глав 33, 34 книги 1 – в
учебнике это гл.7-9)
– Каким поводом воспользовался Пикроколь,
нападая на Грангузье? (Ссорой пекарей и
пастухов из-за лепёшек)
– Какими представляются короли – участники
войны? (Пикроколь хочет захватить весь мир, он
агрессивен и бесчестен: забирает присланный
выкуп, но продолжает войну , его воины
изображаются настоящими разбойниками и
грабителями. Грангузье же хочет решить дело
миром, пытается избежать войны, но нападение
врага встречает сокрушительным отпором)
– Как вы думаете, почему Пикроколь проиграл
войну?
– Как относится автор к войне? (Рабле выступает
против войны, показывая её
противоестественность, жестокость,
бессмысленность. Пикроколь, желавший завоевать
мир, показан разбитым, поверженным, всё
потерявшим из-за своей глупости. Грангузье
считает, что нужно умело управлять своими
землями, а не разбойничать на чужих. «Не те
времена нынче , чтобы, подражая древним народам,
завоёвывать целые государства».)
Учитель: Создавая свой роман, Рабле
осознавал, что созданный им идеал короля – всего
лишь мечта, что вокруг гораздо больше монархов,
одержимых манией величия, чем великих
по-настоящему. И хотят они не мира, а войны. И тема
войны проходит сквозь все пять томов. Лики её
разнообразны, но неизменно злы и уродливы.
Короли Пикроколь и Анарх, военачальники и
генералы – Улепёт, Фанфарон, Вурдалак, глупое
войско из Диких колбас, всевозможные разбойники
и грабители представляют собой ядовитую сатиру
на одну из страшных бед человечества…
– В одной из глав рассказывается о том, как
Гаргантюа и брат Жан поставили на берегу два
замечательных памятника. Чему они посвящены?
Почему их два? (стр. 248-249)
Ученикам даётся задание (это может быть групповая или индивидуальная работа, выполняемая на доске): создать макеты памятников из предложенных рисунков-заготовок (уши трёх зайцев, крыло куропатки, скляночка с уксусом, коробочка с солью, старый дырявый котёл, оловянная кружка; боевое седло, панцирь, стремя, кольчуга, секира, меч, железные перчатки) и дополнить надписи к этим памятникам…
…Здесь отличились четыре (храбрых) рыцаря, вооружённые не только мечами, но и (смекалкой). Все (короли), герцоги, мужики и (солдаты), берите с них (пример) и помните, что (разум) человека сильнее его (кулака)… |
…На этом самом месте четыре (бездельника),
весело усевшись на землю, |
Учитель: Обратимся к финалу первой
книги, где обрисован идеал счастливого общества,
каким мыслил его Рабле.
– Для кого построена обитель? (Для монаха брата
Жана)
– Похож ли он на обычных монахов?
– Обитель похожа на обычный монастырь? (стр.
256-258; Обитель задумана как проти-воположность
обычным монастырям, их аскетическому укладу, это
мечта Рабле о чудесном и гармоничном мире)
– Слово «телем» (греч.) – свободное желание.
Какова главная заповедь Обители? (Делай, что
хочешь)
– Кто и как живёт в обители? (стр.257-258)
Чтение фрагментов из главы 54 книги 1 «Надпись на главных вратах Телемской обители».
– Что означает надпись на воротах Телема?
– Для чего изображает Рабле это утопическое
аббатство?
– Как вы воспринимаете это устройство общества
(что есть в нашем обществе, что приемлемо, что
нет)?
Итог размышлений: «Делай, что хочешь»
– первое условие устава Телема – означало, что
каждый должен выбирать себе дело по вкусу и
трудиться для общества блага. И это не мешает
всем жить в мире и согласии.
Описание обители, красота зданий, роскошь,
культура быта, великолепная библиотека с книгами
на шести языках – всё это должно подчеркнуть
полноту жизни, всестороннее удовлетворение
потребностей человека.
Домашнее задание:
- Приготовить рассказ о подвигах Гаргантюа.
- Обсудить дома с родителями последний вопрос урока.