Литература
-
"Последний бой майора Пугачева" В.Шаламова. 8-й класс (дифференцированное обучение) 2009
Дифференцированное обучение необходимо в современной школе, поскольку помогает ученику, выполняющему посильные задания, испытать радость узнавания. Рассказ Шаламова отражает целую эпоху в жизни нашей страны, которую подрастающее поколение должно знать и изучать.
-
"Поэзия – говорящая живопись" (урок литературы, посвященный творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2011
Разработка посвящена актуальной теме развития мотивации и творческого характера учебной деятельности на уроках литературы и представляет собой обобщающий урок по лирике русских поэтов, проводимый в группах 1-го курса колледжа.
-
«Поэзия – великая держава». Сценарий литературной гостиной поэтического клуба «Литературики» 2015
Наша встреча посвящена поэзии. Сегодня мы услышим, что думают сами поэты о своем творчестве, о роли поэзии в жизни, о том, что же это такое - поэзия, почему вот уже много лет она волнует человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите стихотворения русских и зарубежных поэтов. И очень бы хотелось, чтобы каждый из вас услышал те строки, которые предназначаются именно вам.
-
Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством А.С. Пушкина
2012
Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Облик А.С. Пушкина мы знаем по портретам. Писателя изображали почти все крупнейшие художники его времени. Портреты, выполненные современниками Пушкина, – интереснейший материал для историко-культурного анализа, осмысления переживаний писателя. Искусствовед Машковец утверждал: «Живописный портрет раскрывает образ писателя полнее и глубже, чем многие статьи и исследования».
-
Портрет как отражение внутренней жизни человеческой души в произведениях русских писателей XIX века 2010
Портрет – важная и значительная часть образа литературного героя. В данной работе рассматриваются следующие моменты: способы описания портрета героя в литературном произведении; внутренняя духовная работа в лицах любимых героев Толстого; передача глубины мысли и чувств в портретах героев Достоевского; использование автором изобразительного принципа «внутреннее через внешнее»; постепенное портретное описание героев Тургенева.
-
Портрет русской литературы второй половины XIX века 2005
Вводный урок способствует развитию познавательного интереса у учащихся, умению ориентироваться в информационных потоках и интегрировать полученные знания. Участники мастерской становятся в активную позицию проектировщиков собственной программы курса литературы 10-го класса.
-
Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии 2012
Работа раскрывает духовный облик Анны Ахматовой через призму двух искусств – живопись и поэзию. В настоящее время нет целостного исследования этой темы. Сделан вывод о неисчерпаемости облика поэта. Актуальность темы исходит из попытки некоторых исследователей пересмотреть значение личности и творчества Анны Ахматовой. Результаты работы могут способствовать более глубокому изучению жизни и творчества поэтессы в школе.
-
Портфельчик для талантливых детей и творческих учителей, 11-й класс 2008
Данное пособие представляет собой мультимедийное сопровождение к курсу литературы для 11-го класса, которое содержит теоретический материал по биографии поэтов "серебряного" века, материал к анализу лирических произведений, воспоминания современников.
-
Портфолио как дидактическое личностно-ориентированное средство обучения написанию сочинений в 8–11-х классах средней школы 2005
Данная статья рассчитана на учителей литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, которые владеют ПК и хотят разнообразить, сделать более продуктивной работу по подготовке к написанию сочинений, рекомендуется оригинальное средство обучения и разнообразный дидактический материал.
-
Порядок слов в предложении. Инверсия 2007
Цель урока - углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации. Научить учащихся находить различные средства выразительности, умению свободно их использовать в тексте. На уроке используются занимательные разноуровневые задания, которые помогают учащимся разобраться в данном вопросе.
-
Посвящение женщине
2012
Интегрированное мероприятие для широкого круга слушателей. Обращаясь к лучшим произведениям мировой художественной культуры, авторы стремились показать роль женщины – матери, невесты, жены, дочери – в жизни общества, ее высокое предназначение: «…и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
-
Последний урок по драме А.Н. Островского "Гроза" 2010
На уроке идет личностный смысл - активная жизненная позиция, умение отстаивать свою точку зрения, быть честным перед самим собой.
-
Пословицы – жемчужины русского языка 2011
В статье рассмотрен вариант урока-конкурса. Целью данного урока является формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи, воспитание у учащихся трудолюбия, доброты, честности, любви к Родине.
-
Пословицы и поговорки
2014
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
-
Посмеемся вместе с А.П. Чеховым. 5-й класс
2011
Цель урока – углубить и расширить представление учащихся о творчестве А.П. Чехова, особенностях его писательского мастерства; выработать навык анализа текста художественного произведения, научить видеть красоту, меткость Чеховского слова, авторское отношение к человеческим недостаткам.
-
Поспешим на бал 2011
Разработка посвящена 200-летию со дня открытия Царскосельского Лицея, включает материал об истории Царскосельского Лицея, о лицейских преподавателях, лицеистах. Отдельные задания позволяют учащимся продемонстрировать умения в сочинении акростихов и стихотворений-посвящений. Форма мероприятия – бал, но не обычный, а с интересными заданиями.
-
Постигая грамматику любви… 2013
Личности Д.С. Лихачева в школьной программе уделено не так уж много внимания. А жаль. Очень трудно оценить то место, какое он занимает в нашей культуре, в нашей духовной жизни. Важно не столько оценить научные достижения Лихачева, сколько понять, в чем его значение, чем он стал так дорог и интересен многомиллионной аудитории. Уроки, где происходит встреча с искусством, - это всегда уроки-размышления о жизни, о времени, о себе. Уроков сопереживания нет в программе, но без них нет воспитания.
-
Постигая тайны мастерства… (о поэзии Ф.И. Тютчева) 2008
Познакомить с личностью, творчеством Тютчева можно через организацию активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Одной из таких форм является творческая работа в группах, цель которой - изучение литературоведческого материала и первоисточников.
-
Постмодернизм в современной русской литературе. "Настоящая, яркая, интересная жизнь" (по рассказам Татьяны Толстой "Факир", "Соня", 11-й класс) 2010
Данный урок позволит учителю подготовиться к занятиям по новейшей современной литературе в 11-м классе. В содержании урока раскрываются понятия "постмодернизм", "реминисценция", "овеществление"; дан анализ рассказов Татьяны Толстой "Факир", "Соня", краткая биография автора.
-
Построение понятия «Анализ литературного произведения» через интерпретацию картины К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» 2019
Цель урока: самостоятельная выработка алгоритма аналитической работы с произведением искусства. Навыки аналитического мышления, которые в данном случае развивает литература, пригодятся любому человеку в любой области человеческого знания и деятельности.
-
Потери и победы Герасима (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") 2010
Данный урок раскрывается на примере истории богатыря Герасима, где дети могут при анализе произведения увидеть, как страшен мир крепостной действительности, и веру автора в будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолевать любые преграды.
-
Поурочное планирование изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе на основе осмысления нравственных философских категорий классического текста 2009
Статья посвящена поурочному планированию изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
-
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского "Гроза" 2009
Материалы, представленные в разработке, кроме поурочного планирования, конспектов уроков, дают много дополнительного материала, который с успехом можно использовать на уроках литературы. Система уроков составлена с учетом базовых компонентов литературного образования и содержит различные типы заданий.
-
Почему не состоялось счастье между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным? (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин") 2023
Цели урока: рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа; развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
-
Почему так важно читать? 2018
Научиться читать – одна из главных задач, которая стоит перед учащимися начальной школы. Чем раньше ребенок овладеет техникой чтения, тем легче ему изучать все другие предметы, предусмотренные программой. Интерес к чтению нужно воспитывать в учащихся не только для того, чтобы они стали умными людьми, а главным образом для того, чтобы дети выросли добрыми, открытыми, умели понимать окружающих людей, сопереживать и помогать.
-
Почитай отца и матерь свою…» (на материале библейского сюжета о Ное, рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и В.Осеевой «Бабка») 2012
Цель урока: истолкование библейской заповеди; использование библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова «хам» через его образную конкретизацию; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
-
Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста 2007
В основе анализа поэтического текста лежат несколько параметров: ритм, композиция, художественные образы, языковые уровни, языковые средства выразительности, тема, идея. Наиболее продуктивен композиционный анализ текста. Что такое композиция? Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. На уроках литературы, посвященных анализу поэтического текста, я использую разнообразный дидактический и раздаточный материал: схема анализа поэтического текста, карточка-помощница, средства художественной изобразительности, "Вверх по лестнице смыслов", тексты стихотворений и т.п.
-
Поэзия Великой Отечественной войны "Мы мир сумели отстоять" 2012
Урок знакомит с поэтическими произведениями, пробуждает интерес к истории войны, вызывает у учащихся размышления о прочитанном, душевный отклик, осознание ценности жизни человека.
-
Поэзия Великой Отечественной войны. Урок пресс-конференция в 6-м классе 2025
Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы.
-
Поэзия Владимира Высоцкого в 7-м классе. Владимир Высоцкий: "вечное" и "преходящее" 2009
В учебном комплексе «Школа-2100» для чтения даны статья С.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.Высоцкого «Я не люблю», которые позволят определить «систему жизненных ценностей» легендарного поэта. На уроке-исследовании ученики знакомятся с поэтическим миром В.Высоцкого, что в 9-м классе поможет сопоставить стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и В.Высоцкого «Памятник», а в 11-м классе составить представление о его эстетическом идеале.