Почему не состоялось счастье между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным? (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»


Цели урока:

  • образовательная - рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа
  • развивающая - развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • воспитательная - создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности

Оборудование урока: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», фрагменты рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет», оформленная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, иллюстрации Е.Самокиш - Судковской, А.Самохвалова, П.Соколова, аудиоклип А.Малинина «Берега» и А.Пугачевой, Б.Моисеева «Две свечи».

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды», «Ключевые слова» «Трехчастный дневник», «Инсерт», «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия».

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски к уроку: схемы-заготовки.

Ход урока

Организационный момент (слайд 1)

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте, те, у кого в душе непогода.
Здравствуйте, те, кто пока одинок.
Здравствуйте, те, кто уже влюблен.

Слово учителя: (слайд 2)

Любовь для А.С.Пушкина - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию».[1] Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. Здесь не только запечатлена психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел Женщину.

Любовь и дружба - это два состояния, через которые проходит человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Поэтому своих героев А.С.Пушкин проводит через эти чувства.

- А что есть любовь для вас? (чувство, которое окрыляет, дает силы, толкает на подвиги, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

- С чем ассоциируется это слово?

Запись на доске:

(слайд 3)

Каждый из нас мечтает о такой любви, про которую очень точно сказал один из героев рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, - «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире». [2, 8 глава]

Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он - единственный в мире, что это она - самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

- А что такое счастье?

- Как соотносятся эти два понятия между собой?

Любовь и счастье - очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем. (слайд 4) Тема урока звучит так: «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

- Как вы определите цели урока? В чем мы сегодня попробуем разобраться? (слайд 5) (должны понять мотивацию поступков героев романа, причины драмы несостоявшейся любви)

-Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа), об образе жизни, увлечениях, привычках? Начнем с Татьяны.(слайд 6) [3]

- А Онегин каков? (слайд 7)

Вывод : Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин - Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»). Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна - типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они - не исключение, они - та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного.

- Легко ли сказать…люблю? (Все зависит от характера человека. Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.)

- Почему? (Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным.)

- Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр, жанр письма? (Написать письмо легче: ведь ты не смотришь в глаза.)

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны. (слайд 8) [3]

- Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. )

- Почему Татьяна обращается к эпистолярному жанру? (ей страшно рассказать о своем чувстве, это было не принято в те времена, ее могли осудить, насмехаться стали бы, так поступали героини романов, которыми зачитывается Татьяна)

- Что есть любовь для героини? Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Вы дома должны были выделить ключевые слова. Давайте сверим результаты и сделаем вывод.

Учащиеся заполняют «Трехчастный дневник» [3]

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

«Души неопытной волненья», «Меня презреньем наказать…»
«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Любовь для Татьяны - великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций

«Только слышать ваши речи…»
«Я твоя…»
«Хранитель мой…»
«Послан богом…»

Любовь для нее - величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»
«Чудный взгляд…»
«Воля неба…»

Татьяна - чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

- Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда? (Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

- Теперь обратимся к образу Евгения Онегина. Каковы его представления о любви? (когда он жил в Петербурге, для него на первом месте были наслаждения любви, ибо Онегин - «истинный гений» в «науке страсти нежной», он владел искусством обольщения, но «рано чувства в нем остыли», «резкий охлажденный ум», «к жизни вовсе охладел» - такими словами характеризует автор новое состояние своего героя)

Но получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним. (слайд 9) [3]

- Какие ключевые слова помогут понять его внутренний мир, проникнуть в тайны его души? Вы дома должны были выделить ключевые слова. Давайте сверим результаты и сделаем вывод. [3]

Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: «Так проповедовал Евгений». (Онегин откровенно признается в том, что Татьяна нравиться ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь «домашним кругом», что интересы и цели у него совершенно другие, что семейная жизнь наверняка ему прискучит и учит, наставляет ее, распространяет свои идеи)

- С чем ассоциируются эти слова? (чистосердечное признание в чем - либо, откровенный рассказ, наставления…)

- Какое слово оставляет шанс влюбленному человеку, а какое ставит точку в отношениях? (он сумел оценить ее, признается, что кроме нее никакая другая ему не нужна, если бы он решил жить семейной жизнью, говорит, что любит ее, но любовью брата; Указывает ей на то, что нужно уметь справляться со своими чувствами, потому что этим могут воспользоваться другие)

- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба? (Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого, но проявил благородство, предупредив, к чему «неопытность ведёт»).

- Как вы воспринимаете монолог Онегина?[3]

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с текстом вот с какой с позиции:

  • + Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. (Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья»).
  • - Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. (Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви).
  • ? Мне трудно определиться в этом вопросе. (Онегин вызывает у меня двойственные чувства: нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою») .

Давайте попробуем защитить каждого из героев. Свою речь начинайте словами: - Я хочу защитить моего героя, его поступки…[3]

Работа по группам:

  • Что можно считать положительным в характере Татьяны?
  • Какие отрицательные черты характера Татьяны вы можете назвать?
  • Что можно считать положительным в характере Онегина?
  • Какова негативная сторона характера героя?

1.Татьяна
- решительная
- у нее открытое, чистое сердце
- искренняя, чувственная
- не способна предать,
- была бы верной женой…

4. Онегин
- эгоист, причиняет Татьяне боль
- не желает понять душу влюбленной девушки
- не дает шанс ни ей, ни себе
- обрекает себя на одиночество

3. Онегин
- честный, открытый, благородный человек
- не способен лгать
- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

2.Татьяна
- живет в своем придуманном мире
- создала себе образ некого идеального мужчину
- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

- Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

- Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(«Пружина чести - наш кумир.
И вот на чём вертится мир!»
Боязнь сплетен, молвы, да и друзья они «от делать нечего».)

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Пути Онегина и Татьяны разошлись навсегда. Оба они начинают строить свою жизнь заново. Он отправляется в дальние края, в долгие странствия по России; она в Москву, на ярмарку невест, а затем после замужества - в Петербург. Однако через три года их судьбы неожиданно вновь пересекаются. Теперь это существенно изменившиеся, во многом другие люди их новая встреча оказывается для обоих совсем нелегкой. (слайд 10)

- Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему? (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.) (слайд 11)

- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!»)

Инсценировка «Последнее свидание». (слайд 12,13,14)

Прослушивание песни «Берега» в исполнении А.Малинина.[5]

- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете её позор всеми был бы замечен.)

- Как вы считаете: она права? (Нет! Евгений любит искренне, раскаивается в прежних ошибках)

- Что понимают они оба? (что любят друг друга, что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

- Почему Татьяна просит оставить её? (Она вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.)

- Какие ошибки совершили они оба? (Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

- Что помешало героям романа быть вместе и быть счастливыми?

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

- Попробуйте написать синквейн о Татьяне и Онегине (слайд 15)

- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя)). Так было всегда, так есть и так будет…

Главное в жизни - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другого, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти».

Об этом же поют Б.Моисеев и А.Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи»[6] Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт) - это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Домашнее задание: (слайд 16)

  1. Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина
  2. Попробуйте написать сочинение - эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?
  3. Сравните героев в изображении Пушкина А.С. и в спектакле Владимирского драматического театра в постановке Владимира Петрова

Список использованных источников

  1. Высказывания Пушкина http://www.unbi74.ru/biblioteka/a-s-pushkinlish.html
  2. А.Куприн «Гранатовый браслет» 8 глава - http://www.modernlib.ru/books/kuprin_aleksandr_ivanovich/granatoviy_braslet/read/
  3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»-http://www.modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/evgeniy_onegin/read/
  4. Иллюстрации к роману http://www.a4format.ru/book titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=89&submenu=5
  5. Аудиоклип на песню А.Малинина «Берега» -http://www.clipof.ru/musicvideo.php?vid=c8fccf80a
  6. Аудиоклип на песню А.Пугачевой и Б.Моисеева «Две свечи» http://www.youtube.com/watch?v=0HUgfimXNo8