Цели урока:
- образовательная - рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа
- развивающая - развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- воспитательная - создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности
Оборудование урока: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», фрагменты рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет», оформленная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, иллюстрации Е.Самокиш - Судковской, А.Самохвалова, П.Соколова, аудиоклип А.Малинина «Берега» и А.Пугачевой, Б.Моисеева «Две свечи».
Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды», «Ключевые слова» «Трехчастный дневник», «Инсерт», «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия».
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Оформление доски к уроку: схемы-заготовки.
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте, те, у кого в душе непогода.
Здравствуйте, те, кто пока одинок.
Здравствуйте, те, кто уже влюблен.
Слово учителя: (слайд 2)
Любовь для А.С.Пушкина - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию».[1] Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. Здесь не только запечатлена психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел Женщину.
Любовь и дружба - это два состояния, через которые проходит человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Поэтому своих героев А.С.Пушкин проводит через эти чувства.
- А что есть любовь для вас? (чувство, которое окрыляет, дает силы, толкает на подвиги, заставляет страдать, мучиться, переживать…)
- С чем ассоциируется это слово?
Запись на доске:
(слайд 3)
Каждый из нас мечтает о такой любви, про которую очень точно сказал один из героев рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, - «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире». [2, 8 глава]
Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он - единственный в мире, что это она - самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)
- А что такое счастье?
- Как соотносятся эти два понятия между собой?
Любовь и счастье - очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем. (слайд 4) Тема урока звучит так: «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»
- Как вы определите цели урока? В чем мы сегодня попробуем разобраться? (слайд 5) (должны понять мотивацию поступков героев романа, причины драмы несостоявшейся любви)
-Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа), об образе жизни, увлечениях, привычках? Начнем с Татьяны.(слайд 6) [3]
- А Онегин каков? (слайд 7)
Вывод : Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин - Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»). Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна - типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они - не исключение, они - та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного.
- Легко ли сказать…люблю? (Все зависит от характера человека. Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.)
- Почему? (Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным.)
- Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр, жанр письма? (Написать письмо легче: ведь ты не смотришь в глаза.)
Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны. (слайд 8) [3]
- Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. )
- Почему Татьяна обращается к эпистолярному жанру? (ей страшно рассказать о своем чувстве, это было не принято в те времена, ее могли осудить, насмехаться стали бы, так поступали героини романов, которыми зачитывается Татьяна)
- Что есть любовь для героини? Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Вы дома должны были выделить ключевые слова. Давайте сверим результаты и сделаем вывод.
Учащиеся заполняют «Трехчастный дневник» [3]
Ключевые слова
|
Комментарии к ним |
Комментарии к комментариям |
«Души неопытной волненья», «Меня презреньем наказать…»
|
Любовь для Татьяны - великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна… |
Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций |
«Только слышать ваши речи…»
|
Любовь для нее - величайшая радость, возвышенное чувство... |
|
«В сновиденьях мне являлся…»
|
Татьяна - чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви». |
- Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда? (Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)
- Теперь обратимся к образу Евгения Онегина. Каковы его представления о любви? (когда он жил в Петербурге, для него на первом месте были наслаждения любви, ибо Онегин - «истинный гений» в «науке страсти нежной», он владел искусством обольщения, но «рано чувства в нем остыли», «резкий охлажденный ум», «к жизни вовсе охладел» - такими словами характеризует автор новое состояние своего героя)
Но получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним. (слайд 9) [3]
- Какие ключевые слова помогут понять его внутренний мир, проникнуть в тайны его души? Вы дома должны были выделить ключевые слова. Давайте сверим результаты и сделаем вывод. [3]
Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: «Так проповедовал Евгений». (Онегин откровенно признается в том, что Татьяна нравиться ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь «домашним кругом», что интересы и цели у него совершенно другие, что семейная жизнь наверняка ему прискучит и учит, наставляет ее, распространяет свои идеи)
- С чем ассоциируются эти слова? (чистосердечное признание в чем - либо, откровенный рассказ, наставления…)
- Какое слово оставляет шанс влюбленному человеку, а какое ставит точку в отношениях? (он сумел оценить ее, признается, что кроме нее никакая другая ему не нужна, если бы он решил жить семейной жизнью, говорит, что любит ее, но любовью брата; Указывает ей на то, что нужно уметь справляться со своими чувствами, потому что этим могут воспользоваться другие)
- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба? (Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого, но проявил благородство, предупредив, к чему «неопытность ведёт»).
- Как вы воспринимаете монолог Онегина?[3]
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с текстом вот с какой с позиции:
- + Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. (Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья»).
- - Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. (Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви).
- ? Мне трудно определиться в этом вопросе. (Онегин вызывает у меня двойственные чувства: нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою») .
Давайте попробуем защитить каждого из героев. Свою речь начинайте словами: - Я хочу защитить моего героя, его поступки…[3]
Работа по группам:
- Что можно считать положительным в характере Татьяны?
- Какие отрицательные черты характера Татьяны вы можете назвать?
- Что можно считать положительным в характере Онегина?
- Какова негативная сторона характера героя?
1.Татьяна
4. Онегин
|
3. Онегин
2.Татьяна
|
- Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)
- Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?
(«Пружина чести - наш кумир.
И вот на чём вертится мир!»
Боязнь сплетен, молвы, да и друзья они «от делать нечего».)
Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.
Пути Онегина и Татьяны разошлись навсегда. Оба они начинают строить свою жизнь заново. Он отправляется в дальние края, в долгие странствия по России; она в Москву, на ярмарку невест, а затем после замужества - в Петербург. Однако через три года их судьбы неожиданно вновь пересекаются. Теперь это существенно изменившиеся, во многом другие люди их новая встреча оказывается для обоих совсем нелегкой. (слайд 10)
- Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему? (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.) (слайд 11)
- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!»)
Инсценировка «Последнее свидание». (слайд 12,13,14)
Прослушивание песни «Берега» в исполнении А.Малинина.[5]
- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)
- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете её позор всеми был бы замечен.)
- Как вы считаете: она права? (Нет! Евгений любит искренне, раскаивается в прежних ошибках)
- Что понимают они оба? (что любят друг друга, что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)
- Почему Татьяна просит оставить её? (Она вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.)
- Какие ошибки совершили они оба? (Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)
- Что помешало героям романа быть вместе и быть счастливыми?
Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.
- Попробуйте написать синквейн о Татьяне и Онегине (слайд 15)
- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя)). Так было всегда, так есть и так будет…
Главное в жизни - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другого, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти».
Об этом же поют Б.Моисеев и А.Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи»[6] Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт) - это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.
Домашнее задание: (слайд 16)
- Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина
- Попробуйте написать сочинение - эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?
- Сравните героев в изображении Пушкина А.С. и в спектакле Владимирского драматического театра в постановке Владимира Петрова
Список использованных источников
- Высказывания Пушкина http://www.unbi74.ru/biblioteka/a-s-pushkinlish.html
- А.Куприн «Гранатовый браслет» 8 глава - http://www.modernlib.ru/books/kuprin_aleksandr_ivanovich/granatoviy_braslet/read/
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин»-http://www.modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/evgeniy_onegin/read/
- Иллюстрации к роману http://www.a4format.ru/book titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=89&submenu=5
- Аудиоклип на песню А.Малинина «Берега» -http://www.clipof.ru/musicvideo.php?vid=c8fccf80a
- Аудиоклип на песню А.Пугачевой и Б.Моисеева «Две свечи» http://www.youtube.com/watch?v=0HUgfimXNo8