Цель: Углубить и расширить представления учащихся о творчестве А.П. Чехова, особенностях его писательского мастерства; вырабатывать навык анализа текста художественного произведения, учить видеть красоту, меткость Чеховского слова, авторское отношение к человеческим недостаткам.
Оборудование урока: презентация
Эпиграф к уроку:
А.П. Чехов - один из самых чудесных писателей на земле.
А.А. Фадеев.Краткость - сестра таланта.
А.П. Чехов.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Слайд 1
“Посмеёмся вместе с А.П. Чеховым”
А.П. Чехов - великий русский писатель конца 19 века - начала 20 века.
Слайд 2
А.А. Фадеев сказал о том, что “один из самых чудесных писателей на земле”. И с этим нельзя не согласиться: своими рассказами, маленькими повестями, пьесами он призывал к красоте души, к служению добру. Боролся против человеческих недостатков. Вы уже знакомы с личностью А.П. Чехова читали один из его рассказов. Давайте вспомним, что уже мы знаем о Чехове и его творчестве.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учитель: Проведём викторину.
Слайд 3-6
1. В каком городе родился А.П. Чехов и провёл своё детство и юность?
2. Как называется подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию?
3. Как называется один из юмористических журналов, в котором печатал свои ранние произведения А.П. Чехов?
4. Как назывался инструмент, которым Курятин удалял зуб дьячку Вонмигласову?
Словарная работа (слайд 7):
Какое из определений относится к понятию “Юмор”, а на какое к понятию “Сатира”.
А) Злой, обличительный смех, с помощью которого писатель борется с общественными пороками.
Б) Мелкий, добродушный смех, обличающий человеческие недостатки.
III. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Беседа:
Молодцы, ребята. А теперь скажите, к какому же виду смешного относится рассказ “Хирургия”? Юмористическому или сатирическому? Почему? (Юмор - автор добродушно посмеивается над своими героями.)
Что же он в них высмеивает? (Страх перед процедурой лечения зуба и непрофессиональность Курятина. Не зря у него и фамилия такая - всё делает “как курица лапой”.)
Анализ рассказа “Пересолил”.
Слово учителя:
Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.
Слайд 8
Он сам считал: “Краткость - сестра таланта”. Сегодня, работая над рассказом “Пересолил”, мы постараемся почувствовать удивительную выразительность чеховского слова, будем учиться вчитываться в текст. В чём же состоит особенность чеховского юмора? В ходе урока мы постараемся ответить на этот вопрос.
Выявление читательского восприятия.
- Понравился ли вам рассказ А.П.Чехова “Пересолил”?
- О ком он? (О землемере Смирнове и вознице Климе.)
Словарная работа. (Слайд 9)
Землемер - чиновник, занимающийся обмером, межеванием земельных участков.
Возница - тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.
Беседа:
- А о чём этот рассказ? (О том, как землемер, боясь Клима, решил сам его устрашить рассказами о своей силе, чем довёл возницу до бегства и остался один на лесной дороге.)
К какому же виду комического относится рассказ: юмористический он или сатирический? (Конечно, юмористический, потому что смех в рассказе весёлый, хотя и с глубоким смыслом.)
Какое же качество, объединяющее Смирнова и Клима, описывает Чехов? (Трусость)
Работа над сюжетом рассказа.
А сейчас мы поработаем с вами над текстом рассказа, выявим элементы сюжета.
Слайд 10
Каждый рассказ начинается с завязки, включает в себя развитие действия, кульминацию и завершается развязкой.
Слайд 11
Какие события составляют завязку - начало рассказа? (Землемер приехал на станцию Гнилушки и стал искать лошадей для поездки в имение.)
Слайд 12
Как далее развиваются события? (В пути землемер испугался и начал врать.)
Слайд 13
Какие события являются кульминацией, самым острым моментом в развитии действия, в котором герои переживают наиболее сильные чувства? (Землемер врет все больше и больше, а возница боится все больше и больше и убегает.)
Слайд 14
Как развивается действие после кульминации? (Землемер сам боится и уговаривает Клима вернуться.)
Слайд 15
И развязка. Чем заканчивается рассказ “Пересолил”? (Землемер и возница молча продолжают путь.)
Слово учителя:
Продолжим работу с текстом рассказа. У каждого из вас на парте есть тексты и карточки-задания с вопросами. Внимательно прочитайте вопросы и приступайте к поиску ответов на них в тексте. Обратите внимание на то, что в тексте у вас есть выделенные фрагменты.
1 группа: Работа над ролью пейзажа в рассказе
Слайд 16
А.П.Чехов - мастер выразительной детали. И описания природы у него не просто рисуют место действия, а помогают понять состояние героев. Найдите описания природы в момент пути.
- Какое впечатление производит пейзаж? (Мрачное, тревожное.)
- Какие образы подчеркивают его?
- Какое чувство от пейзажа рождается у землемера? (Чувство недоверия, страха.)
- Какая мысль возникает у землемера? (Что на него могут напасть и ограбить.)
2 группа: Роль портрета.
Слайд 17
Теперь уже у землемера и возница вызывает подозрения. Чем же? (Своим внешним видом)
Найдите описание портрета возницы и то, какие мысли возникают у Смирнова. (Морда у него зверская, спина широкая и неуклюжая...)
3 группа: Роль монологов и диалогов в рассказе.
Кто в рассказе говорит больше и почему? (Смирнов придумывает новые небылицы, стараясь запугать Клима.)
Прочитаем по ролям кульминацию диалога.
Слайд 18
- К чему же привело вранье землемера? (Он навредил сам себе: Клим убежал в лес, а Смирнов остался один на лесной дороге.)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Беседа:
- Почему же рассказ называется “Пересолил”? как вы понимаете его смысл? (Землемер запугал своим враньем возницу так, что тот на четвереньках побежал в чащу леса.)
Вывод:
Но на этом рассказ не заканчивается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом со здоровеннейшим мужиком, ведет себя уже по-другому: он ласково зовёт: “Климушка! Голубчик! Сделай милость, поедем”. Теперь уже дорога не казалась ему опасной. Почему? Страшнее остаться в лесу одному, чем за спиной у здоровеннейшего Клима.
- Какая русская пословица подходит для раскрытия смысла рассказа?
Слайд 19 (У страха глаза велики.)
Слайд 20
У каждого писателя-юмориста есть свои секреты создания комического: преувеличение, несоответствие, неожиданный поворот в сюжете. Посмотрим, как у Чехова такие приемы работают? (Приводят примеры)
А ещё Чехов - непревзойденный мастер детали. Он может одним штрихом, выразительным словом сказать об очень многом. В этом и заключаются особенности чеховского юмора.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд 21
Домашнее задание у вас сегодня будет необычным. Перед собой вы видите портрет Чехова, выполненный художником Виктором Молевым. Вы внимательно рассмотрите его дома и ответьте на вопрос: “В чем особенность этого портрета?”