Посмеемся вместе с А.П. Чеховым. 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (531 кБ)


Цель: Углубить и расширить представления учащихся о творчестве А.П. Чехова, особенностях его писательского мастерства; вырабатывать навык анализа текста художественного произведения, учить видеть красоту, меткость Чеховского слова, авторское отношение к человеческим недостаткам.

Оборудование урока: презентация

Эпиграф к уроку:

А.П. Чехов - один из самых чудесных писателей на земле.
А.А. Фадеев.

Краткость - сестра таланта.
А.П. Чехов.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Слайд 1

“Посмеёмся вместе с А.П. Чеховым”

А.П. Чехов - великий русский писатель конца 19 века - начала 20 века.

Слайд 2

А.А. Фадеев сказал о том, что “один из самых чудесных писателей на земле”. И с этим нельзя не согласиться: своими рассказами, маленькими повестями, пьесами он призывал к красоте души, к служению добру. Боролся против человеческих недостатков. Вы уже знакомы с личностью А.П. Чехова читали один из его рассказов. Давайте вспомним, что уже мы знаем о Чехове и его творчестве.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учитель: Проведём викторину.

Слайд 3-6

1. В каком городе родился А.П. Чехов и провёл своё детство и юность?

2. Как называется подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию?

3. Как называется один из юмористических журналов, в котором печатал свои ранние произведения А.П. Чехов?

4. Как назывался инструмент, которым Курятин удалял зуб дьячку Вонмигласову?

Словарная работа (слайд 7):

Какое из определений относится к понятию “Юмор”, а на какое к понятию “Сатира”.

А) Злой, обличительный смех, с помощью которого писатель борется с общественными пороками.

Б) Мелкий, добродушный смех, обличающий человеческие недостатки.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Беседа:

Молодцы, ребята. А теперь скажите, к какому же виду смешного относится рассказ “Хирургия”? Юмористическому или сатирическому? Почему? (Юмор - автор добродушно посмеивается над своими героями.)

Что же он в них высмеивает? (Страх перед процедурой лечения зуба и непрофессиональность Курятина. Не зря у него и фамилия такая - всё делает “как курица лапой”.)

Анализ рассказа “Пересолил”.

Слово учителя:

Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

Слайд 8

Он сам считал: “Краткость - сестра таланта”. Сегодня, работая над рассказом “Пересолил”, мы постараемся почувствовать удивительную выразительность чеховского слова, будем учиться вчитываться в текст. В чём же состоит особенность чеховского юмора? В ходе урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

Выявление читательского восприятия.

  • Понравился ли вам рассказ А.П.Чехова “Пересолил”?
  • О ком он? (О землемере Смирнове и вознице Климе.)

Словарная работа. (Слайд 9)

Землемер - чиновник, занимающийся обмером, межеванием земельных участков.

Возница - тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.

Беседа:

  • А о чём этот рассказ? (О том, как землемер, боясь Клима, решил сам его устрашить рассказами о своей силе, чем довёл возницу до бегства и остался один на лесной дороге.)

К какому же виду комического относится рассказ: юмористический он или сатирический? (Конечно, юмористический, потому что смех в рассказе весёлый, хотя и с глубоким смыслом.)

Какое же качество, объединяющее Смирнова и Клима, описывает Чехов? (Трусость)

Работа над сюжетом рассказа.

А сейчас мы поработаем с вами над текстом рассказа, выявим элементы сюжета.

Слайд 10

Каждый рассказ начинается с завязки, включает в себя развитие действия, кульминацию и завершается развязкой.

Слайд 11

Какие события составляют завязку - начало рассказа? (Землемер приехал на станцию Гнилушки и стал искать лошадей для поездки в имение.)

Слайд 12

Как далее развиваются события? (В пути землемер испугался и начал врать.)

Слайд 13

Какие события являются кульминацией, самым острым моментом в развитии действия, в котором герои переживают наиболее сильные чувства? (Землемер врет все больше и больше, а возница боится все больше и больше и убегает.)

Слайд 14

Как развивается действие после кульминации? (Землемер сам боится и уговаривает Клима вернуться.)

Слайд 15

И развязка. Чем заканчивается рассказ “Пересолил”? (Землемер и возница молча продолжают путь.)

Слово учителя:

Продолжим работу с текстом рассказа. У каждого из вас на парте есть тексты и карточки-задания с вопросами. Внимательно прочитайте вопросы и приступайте к поиску ответов на них в тексте. Обратите внимание на то, что в тексте у вас есть выделенные фрагменты.

1 группа: Работа над ролью пейзажа в рассказе

Слайд 16

А.П.Чехов - мастер выразительной детали. И описания природы у него не просто рисуют место действия, а помогают понять состояние героев. Найдите описания природы в момент пути.

  • Какое впечатление производит пейзаж? (Мрачное, тревожное.)
  • Какие образы подчеркивают его?
  • Какое чувство от пейзажа рождается у землемера? (Чувство недоверия, страха.)
  • Какая мысль возникает у землемера? (Что на него могут напасть и ограбить.)

2 группа: Роль портрета.

Слайд 17

Теперь уже у землемера и возница вызывает подозрения. Чем же? (Своим внешним видом)

Найдите описание портрета возницы и то, какие мысли возникают у Смирнова. (Морда у него зверская, спина широкая и неуклюжая...)

3 группа: Роль монологов и диалогов в рассказе.

Кто в рассказе говорит больше и почему? (Смирнов придумывает новые небылицы, стараясь запугать Клима.)

Прочитаем по ролям кульминацию диалога.

Слайд 18

  • К чему же привело вранье землемера? (Он навредил сам себе: Клим убежал в лес, а Смирнов остался один на лесной дороге.)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Беседа:

  • Почему же рассказ называется “Пересолил”? как вы понимаете его смысл? (Землемер запугал своим враньем возницу так, что тот на четвереньках побежал в чащу леса.)

Вывод:

Но на этом рассказ не заканчивается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом со здоровеннейшим мужиком, ведет себя уже по-другому: он ласково зовёт: “Климушка! Голубчик! Сделай милость, поедем”. Теперь уже дорога не казалась ему опасной. Почему? Страшнее остаться в лесу одному, чем за спиной у здоровеннейшего Клима.

  • Какая русская пословица подходит для раскрытия смысла рассказа?

Слайд 19 (У страха глаза велики.)

Слайд 20

У каждого писателя-юмориста есть свои секреты создания комического: преувеличение, несоответствие, неожиданный поворот в сюжете. Посмотрим, как у Чехова такие приемы работают? (Приводят примеры)

А ещё Чехов - непревзойденный мастер детали. Он может одним штрихом, выразительным словом сказать об очень многом. В этом и заключаются особенности чеховского юмора.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд 21

Домашнее задание у вас сегодня будет необычным. Перед собой вы видите портрет Чехова, выполненный художником Виктором Молевым. Вы внимательно рассмотрите его дома и ответьте на вопрос: “В чем особенность этого портрета?”