Потери и победы Герасима (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Разделы: Литература


Цель: Осмысление прочитанного и выявления антикрепостнической направленности произведения.

Задачи:

  1. Осмысления судьбы Герасима на основе анализа текста.
  2. Развития умения анализировать текст.
  3. Воспитать любовь и уважение к человеку, чувство сострадания.

Ход урока

Вводно-мотивационный этап: 

Представим, что солнце жизнь, ваша жизнь.

Что в жизни каждого из нас является самым главным, важным?

Наши жизненные сокровища.

  • Родина
  • Семья
  • Любовь
  • Друзья

Эти сокровища имеет в жизни каждый человек.

Какие сокровища были в жизни главного героя?

  • Деревня.
  • Татьяна.
  • Муму.

Вопрос: Долго ли они были в жизни Герасима?

Ответ: Нет, они стали потерями.

Вопрос: По чьей вине?

Ответ: По воле одного человека (барыни).

Крепосное право отнимало у людей Родину, любовь, привязанность, разлучало семьи, унижало человеческое достоинство. Это показал Тургенев на примере судьбы Герасима.

Учебная задача: Наша задача осмыслить через какие потери и победы в жизни пришлось пройти Герасиму, чтобы бросить вызов крепостному праву?

Тема: Потери и победы Герасима.

Операционно-содержательный этап:

Работа в группах:

1 группа.

Как жилось Герасиму в деревне?

Что чувствует Герасим после переселения в город? (Найти в тексте сравнения, которые помогают раскрыть переживания Герасима)

Потери Что чувствует?
Деревня  

2 группа.

Как показаны радость и горе Герасима, вызванные любовью к Татьяне? Что чувствует герой после того, как потерял Татьяну? (Найти в тексте сравнения, которые помогают раскрыть переживания Герасима)

Потери Что чувствует?
Татьяна  

3 группа.

Как показаны радость и горе Герасима, вызванные привязанностью к Муму? (Найти в тексте сравнения, которые помогают раскрыть переживания Герасима)

А. Находка Муму.

Б. Уход за собакой.

В. Борьба за жизнь Муму и его потеря.                                                

Потери Что чувствует?
Муму  

Рефлексивно-оценочный этап:

Мы попытались осмыслить, как повлияла воля одного человека на судьбу героя.

Вопрос: Но были ли в его жизни победы?

Ответы:

  1. Сумел подняться над дворней.
  2. Одержал победу над собой и барыней.
  3. Он сумел вернуться домой.

Вывод: Жизнь и судьба Герасима – это протест против крепостничества.