Цель: Осмысление прочитанного и выявления антикрепостнической направленности произведения.
Задачи:
- Осмысления судьбы Герасима на основе анализа текста.
- Развития умения анализировать текст.
- Воспитать любовь и уважение к человеку, чувство сострадания.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап:
Представим, что солнце жизнь, ваша жизнь.
Что в жизни каждого из нас является самым главным, важным?
Наши жизненные сокровища.
- Родина
- Семья
- Любовь
- Друзья
Эти сокровища имеет в жизни каждый человек.
Какие сокровища были в жизни главного героя?
- Деревня.
- Татьяна.
- Муму.
Вопрос: Долго ли они были в жизни Герасима?
Ответ: Нет, они стали потерями.
Вопрос: По чьей вине?
Ответ: По воле одного человека (барыни).
Крепосное право отнимало у людей Родину, любовь, привязанность, разлучало семьи, унижало человеческое достоинство. Это показал Тургенев на примере судьбы Герасима.
Учебная задача: Наша задача осмыслить через какие потери и победы в жизни пришлось пройти Герасиму, чтобы бросить вызов крепостному праву?
Тема: Потери и победы Герасима.
Операционно-содержательный этап:
Работа в группах:
1 группа.
Как жилось Герасиму в деревне?
Что чувствует Герасим после переселения в город? (Найти в тексте сравнения, которые помогают раскрыть переживания Герасима)
Потери | Что чувствует? |
Деревня |
2 группа.
Как показаны радость и горе Герасима, вызванные любовью к Татьяне? Что чувствует герой после того, как потерял Татьяну? (Найти в тексте сравнения, которые помогают раскрыть переживания Герасима)
Потери | Что чувствует? |
Татьяна |
3 группа.
Как показаны радость и горе Герасима, вызванные привязанностью к Муму? (Найти в тексте сравнения, которые помогают раскрыть переживания Герасима)
А. Находка Муму.
Б. Уход за собакой.
В. Борьба за жизнь Муму и его потеря.
Потери | Что чувствует? |
Муму |
Рефлексивно-оценочный этап:
Мы попытались осмыслить, как повлияла воля одного человека на судьбу героя.
Вопрос: Но были ли в его жизни победы?
Ответы:
- Сумел подняться над дворней.
- Одержал победу над собой и барыней.
- Он сумел вернуться домой.
Вывод: Жизнь и судьба Герасима – это протест против крепостничества.