Цели урока:
- истолкование библейской заповеди;
- использование библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова “хам” через его образную конкретизацию;
- выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
Оформление: интерактивная доска, компьютер, рисунки учащихся
Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, словесное рисование, выборочное чтение, сравнительный анализ произведений
Ход урока
- Тема нашего сегодняшнего урока “Почитай отца и матерь свою”. Как вы думаете, откуда взята эта строчка? (из библии)
- Что такое библия? (Священная книга иудейской и христианской религий)
А почему сегодня так актуально вспомнить эти строки из библии и обратить на них внимание? (Потому что в обществе мы можем иногда наблюдать хамское поведение детей по отношению к своим родителям, а ведь именно любовь к родителям, к семье перерастает потом в любовь к Родине. В настоящее время мы наблюдаем хамское, варварское отношение к Отчизне со стороны некоторых людей. Почему так происходит? Может, они не читали библию?)
Из ваших ответов мы выходим на цели урока:
1. Понять правильно библейскую заповедь
2. Воспитывать в себе бережное отношение к родителям, семейным ценностям, к Родине.
3. Выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
1. Классификация понятий: “чистосердечность”, “зависть”, “кротость”, “искренность”, “безответность”, “хамство”. (грубый, наглый)
Задания:
1) Распределите понятия на две группы: “хорошо” - “дурно”. Через анализ значения этих слов, их морфем объясните смысл этих понятий.
2) А что значит “хамство”? Обратимся за ответом к Библии.
2. Чтение библейского сюжета о Ное и сыновьях (Гл. 9, 20-25).
3. Анализ текста.
- Кто такой Хам по библейскому преданию? (сын Ноя)
- В чем проявилась предосудительность поступка Хама по отношению к отцу?
- Какое наказание постигло Хама?
- Как вы относитесь к этому наказанию?
Попробуйте подобрать слова, близкие по значению к слову “хамство”. (грубость, наглость, невоспитанность)
Мы прочитали с вами библейский сюжет. Но эта тема волновала писателей всегда. Перед вами басня Л. Н. Толстого “Старый дед и внучек. ” Прочтите её.
4. Обращение к произведению, прочитанному дома: Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”.
- О чем это произведение? Каков смысл рассказа? (об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. . Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относится дети)
- Напомнил ли вам этот рассказ Л. Н. Толстого библейский сюжет? Чем? (общая тема и идея)
5. Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.
Попробуем вместе поразмышлять над произведением:
- почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?
- почему невестка решила давать старику еду в лоханке?
- кому обычно дают еду в лохани?
- как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?
- как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?
- можно ли считать это проявлением хамства?
- что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?
А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.
Л. Н Толстой – писатель 19 века. В 20 веке В. Осеевой был написан рассказ “Бабка” на эту же тему. О чём это говорит? (что время идёт, а проблема остаётся, поэтому м и мы с вами уже в 21 веке обсуждаем эту проблему)
Этот рассказ прочитает вам учитель. А вы подготовите ответ на вопрос: “ Почему Борька один вечером побежал на кладбище и почему его коленки были в свежей глине?”
6. Обращение к библейской заповеди и ее толкование.
Итак, мы написали с вами главную заповедь почитания родителей.
Какие вы знаете пословицы в подтверждение этой библейской заповеди?
2) Работа с пословицами.
Задания:
а) запишите такую пословицу: “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”. Как вы понимаете эту пословицу?
б) есть еще одна пословица: “Почитай учителя как родителя”. Почему родилась эта пословица?
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Об уважении еще к каким “родителям” нельзя забывать? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите однокоренные слова к слову “родители”.
- В чем проявляется
непочтительность по отношению к своей родине, своему народу?
Запишите в тетради эту библейскую заповедь, а ниже попробуйте сформулировать правила взаимоотношений между людьми. Первое правило составим и запишем все вместе: “Будь послушным сыном (дочерью)”. Дома можете дополнить эти правила вместе с родителями
Итог урока (вывод): Чтобы эти правила не оставались “мертвыми буквами”, нужно следовать им в собственной жизни, чаще давать себе отчет в собственных поступках.
У нас сегодня на уроке находились три поколения родственников. Это хорошо, что нам удалось послушать здесь на уроке их советы, а родителям и бабушкам ответы своих детей и внуков на такую важную тему.
В заключение ребята вам приготовили небольшой инсценированный отрывок, который называется “Три мамы”
Сценка "Три мамы"
Танюша под вечер с прогулки пришла
И куклу спросила:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты станешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка.
Тут Танина мама с работы пришла
И Таню спросила:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась в саду, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
Обедать! - Кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала: Сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты станешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка.
Тут бабушка, мамина мама, пришла.
И маму спросила:
Как, дочка, дела?
Наверно в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось и минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты станешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками делать упрямыми,
Ох, как нелегко быть мамами.
На уроке присутствовал директор школы: Фиш Яков Генрихович, завуч школы: Сгибнева Светлана Ивановна три поколения: бабушки, их дочки, их внуки
(Урок получил самую высокую оценку со стороны администрации школы, самую высокую оценку со стороны родителей (они плакали!).