Почитай отца и матерь свою…» (на материале библейского сюжета о Ное, рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и В.Осеевой «Бабка»)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

  • истолкование библейской заповеди;
  • использование библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова “хам” через его образную конкретизацию;
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

Оформление: интерактивная доска, компьютер, рисунки учащихся

Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, словесное рисование, выборочное чтение, сравнительный анализ произведений

Ход урока

- Тема нашего сегодняшнего урока “Почитай отца и матерь свою”. Как вы думаете, откуда взята эта строчка? (из библии)

- Что такое библия? (Священная книга иудейской и христианской религий)

А почему сегодня так актуально вспомнить эти строки из библии и обратить на них внимание? (Потому что в обществе мы можем иногда наблюдать хамское поведение детей по отношению к своим родителям, а ведь именно любовь к родителям, к семье перерастает потом в любовь к Родине. В настоящее время мы наблюдаем хамское, варварское отношение к Отчизне со стороны некоторых людей. Почему так происходит? Может, они не читали библию?)

Из ваших ответов мы выходим на цели урока:

1. Понять правильно библейскую заповедь

2. Воспитывать в себе бережное отношение к родителям, семейным ценностям, к Родине.

3. Выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

1. Классификация понятий: “чистосердечность”, “зависть”, “кротость”, “искренность”, “безответность”, “хамство”. (грубый, наглый)

Задания:

1) Распределите понятия на две группы: “хорошо” - “дурно”. Через анализ значения этих слов, их морфем объясните смысл этих понятий.

2) А что значит “хамство”? Обратимся за ответом к Библии.

2. Чтение библейского сюжета о Ное и сыновьях (Гл. 9, 20-25).

3. Анализ текста.

- Кто такой Хам по библейскому преданию? (сын Ноя)

- В чем проявилась предосудительность поступка Хама по отношению к отцу?

- Какое наказание постигло Хама?

- Как вы относитесь к этому наказанию?

Попробуйте подобрать слова, близкие по значению к слову “хамство”. (грубость, наглость, невоспитанность)

Мы прочитали с вами библейский сюжет. Но эта тема волновала писателей всегда. Перед вами басня Л. Н. Толстого “Старый дед и внучек. ” Прочтите её.

4. Обращение к произведению, прочитанному дома: Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”.

- О чем это произведение? Каков смысл рассказа? (об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. . Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относится дети)

- Напомнил ли вам этот рассказ Л. Н. Толстого библейский сюжет? Чем? (общая тема и идея)

5. Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.

Попробуем вместе поразмышлять над произведением:

- почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?

- почему невестка решила давать старику еду в лоханке?

- кому обычно дают еду в лохани?

- как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?

- как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?

- можно ли считать это проявлением хамства?

- что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?

А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

Л. Н Толстой – писатель 19 века. В 20 веке В. Осеевой был написан рассказ “Бабка” на эту же тему. О чём это говорит? (что время идёт, а проблема остаётся, поэтому м и мы с вами уже в 21 веке обсуждаем эту проблему)

Этот рассказ прочитает вам учитель. А вы подготовите ответ на вопрос: “ Почему Борька один вечером побежал на кладбище и почему его коленки были в свежей глине?”

6. Обращение к библейской заповеди и ее толкование.

Итак, мы написали с вами главную заповедь почитания родителей.

Какие вы знаете пословицы в подтверждение этой библейской заповеди?

2) Работа с пословицами.

Задания:

а) запишите такую пословицу: “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”. Как вы понимаете эту пословицу?

б) есть еще одна пословица: “Почитай учителя как родителя”. Почему родилась эта пословица?

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- Об уважении еще к каким “родителям” нельзя забывать? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите однокоренные слова к слову “родители”.

- В чем проявляется

непочтительность по отношению к своей родине, своему народу?

Запишите в тетради эту библейскую заповедь, а ниже попробуйте сформулировать правила взаимоотношений между людьми. Первое правило составим и запишем все вместе: “Будь послушным сыном (дочерью)”. Дома можете дополнить эти правила вместе с родителями

Итог урока (вывод): Чтобы эти правила не оставались “мертвыми буквами”, нужно следовать им в собственной жизни, чаще давать себе отчет в собственных поступках.

У нас сегодня на уроке находились три поколения родственников. Это хорошо, что нам удалось послушать здесь на уроке их советы, а родителям и бабушкам ответы своих детей и внуков на такую важную тему.

В заключение ребята вам приготовили небольшой инсценированный отрывок, который называется “Три мамы”

Сценка "Три мамы"

Танюша под вечер с прогулки пришла
И куклу спросила:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты станешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка.
Тут Танина мама с работы пришла
И Таню спросила:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась в саду, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
Обедать! - Кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала: Сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты станешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка.
Тут бабушка, мамина мама, пришла.
И маму спросила:
Как, дочка, дела?
Наверно в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось и минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты станешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками делать упрямыми,
Ох, как нелегко быть мамами.

На уроке присутствовал директор школы: Фиш Яков Генрихович, завуч школы: Сгибнева Светлана Ивановна три поколения: бабушки, их дочки, их внуки

(Урок получил самую высокую оценку со стороны администрации школы, самую высокую оценку со стороны родителей (они плакали!).