Возраст 16-17 лет часто называют возрастом философов. Молодым свойственно ставить и пытаться решать «вечные» вопросы, и классика может стать подспорьем в этом нелегком деле. Учитель, выступая в роли посредника между 10-классниками и книгой, должен, на наш взгляд, показать жизненность «сухой литературы», ее глубину и многоплановость, доказать молодым, что в книге можно найти не только «4-5» на экзаменах, но и помощь в решении многих взрослых проблем. С этой целью я планирую темы таким образом, чтобы, заставляя ребят исследовать текст, указывать им на связь его с актуальными проблемами современности. Уроки, затраченные в начале темы на объяснение основ мировоззренческих позиций автора, окупаются в дальнейшем, доказывая свою необходимость.
Творчество Достоевского – одна из самых сложных тем 10 класса, но мне оно близко и видится нужным и интересным. Если идти обычным путем, «по главам», то ребята увидят лишь сложный для восприятия, «трудный» язык книги, больного героя, за что-то почитаемого, массу бреда и … вряд ли что-то еще им захочется вычитать из великого творения. Поэтому, опираясь на опыт своих учителей и исследователей, (смотрите список использованных в разработке трудов) предлагаю несколько иную логику планирования работы. Итак:
1ый час «Мальчик с Божедомки». Знакомство с творческим и духовным ростом писателя, факторами становления личности. Особое внимание уделяется следующим моментам: семья родителей, роль отца и матери; влияние на Ф.М. доктора Гааза; любимые главы Библии - книга страданий Иова; приход в литературу; кружок Петрашевцев (с упором на утопические взгляды организатора, увлеченность теорией Фурье); каторга и «Записки из Мертвого дома»; выводы писателя, которые могут стать эпиграфом урока: «Если мне докажут, что истина вне Христа, а Христос вне истины, то я предпочту остаться с Христом, чем с истиной».
К уроку можно дать индивидуальное задание: подготовить сообщение о главе Библии, о судьбе Ф. Гааза, а также историческую справку о кружке Петрашевского.
2-3 урок. Философия и творческий метод писателя.
К уроку в качестве домашнего задания составляется полная хронологическая таблица по жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. Основной упор в раскрытии темы делается на следующие понятия:
часть I. – инстинкт социальности, самоутверждение, двойственность человеческой натуры, противление писателя «голому разуму», нравственный идеал личности Христа для Достоевского, его вера в чистоту и подлинность верований народа и, как следствие, убежденность почвенников в необходимости сближения, преодоления пропасти между народом и интеллигенцией.
На дом можно предложить интересный вопрос: «В чем взгляды писателя оказались пророческими? Как век высоких технологий подтвердил его правоту, за что Достоевский так почитаем на Западе?» (можно урок разнообразить этими вопросами).
часть II. История создания романа, мечта о пятикнижье «Житие великого грешника»; определение особенностей жанра как социально-философского идеологического романа-трагедии (даем толкование каждого понятия), понятие полифонии; писатель, опередивший время – вот лейтмотив этих двух часов.
На дом: основные понятия знать; начать работу с текстом романа: пейзажные и интерьерные описания в I части (особое внимание уделить цвету, запахам, числам).
Работа с текстом романа.
1. Название, № урока. | 2. Эпизоды текста, с которыми работаем. | 3. Вопросы урока, темы для обсуждения, место эпизодов в логике романа. | 4. Желаемые выводы по уроку. | 5.Основные нравственные категории и литературные понятия. | ||||||||||||
Урок 4. «Город закатного солнца». (Петербург Достоевского) |
Пейзажные описания и интерьеры 1 главы, описание состояния героя. |
|
Писатель – наблюдатель, но не мастер детектива (не его задача). Город- катализатор преступления, душный, давящий на психику. | Работа с символикой цвета: желтый, закатный, как символ нездоровья, безжизненности, символика числа 4 - как числа преступления. | ||||||||||||
На дом: объяснить, почему роман нельзя признать детективным. Работа по тексту: письмо матери и реакция на него Раскольникова; исповедь Мармеладова. | ||||||||||||||||
Урок 5. «Накануне пробы» (герои и судьбы) Экспозиция романа. |
Исповедь Мармеладова, добрые и злые поступки героя, письмо матери. |
|
Двойственность натуры героя: добро и зло, скорбь и гордыня… Страдания, окружающие Раскольникова. Логика его замысла и реальность жизни. | Что такое скорбь? В чем причина страданий человека? Одинок ли герой? Время в романе. | ||||||||||||
На дом: сон о забитой лошади, момент убийства, характер героя глазами окружающих: матери , Разумихина, встречных. Индивидуальные задания по словарям (обязательно обращение к словарю Даля!) | ||||||||||||||||
Урок 6. |
Сон о забитой лошади. Характер героя глазами окружающих. |
|
Борьба совести и гордости, муки выбора. Сон – доказательство двойственности натуры и урока равнодушия мира и беззащитности человека в нем. История снов в русской литературе (пояснение учителя). | Работа с этимологией слов «совесть», «преступление», «гордость» Логика снов в структуре текста. | ||||||||||||
На дом: работа с началом второй части: день после убийства (что делает герой, что испытывает в душе) | ||||||||||||||||
Урок 7 лабораторная работа с текстом: День после убийства или куда идти Раскольникову? | Осмысление текста 2 части | Отслеживаем состояние героя в день после убийства, составляем таблицу. Что мучает героя, что заставляет метаться? Как поступает он с награбленным? Почему нет даже мысли о использовании? Как относится к близким, ради которых преступил? | Казнь наступила сразу - она в страхе и отчуждении, муках одиночества. Невыносимость воспоминаний (сон об убитой ) | Казнь страхом, несоответствие юридического и нравственного наказаний. | ||||||||||||
На дом: подумать над истинными причинами преступления; в тексте - статья Раскольникова о теории. | ||||||||||||||||
Урок 8 Почему Раскольников совершил преступление? (теория и другие причины). «Русский человек без Бога- чудовище» (Ф.М.Д.) |
Обсуждение статьи Раскольникова, беседы со следователем, характеристика героя (повторение). |
|
Опровергаем заявление Писарева. Готовим вопросы к герою по теории. Безбожие, проявленное на деле. | теизм, идея, «право крови по совести», логика теории и логика жизни. Гордость и гордыня . | ||||||||||||
На дом: творческая работа: «Согласен ли я с теорией?» Мои вопросы Раскольникову. | ||||||||||||||||
Урок 9. Итоги преступления и теория. |
Обсуждение работ или «Свободный микрофон» по теории. |
|
Герой разуверился в себе, но не в теории. Юридическое наказание еще не предполагает раскаяния. Необходимость появления в тексте героев-двойников. | Юридические и нравственные законы, закон совести; понятие «раскаяние». «Крест и топор» Раскольникова. | ||||||||||||
На дом: истории и теории героев-двойников (Лужина, Свидригайлова, Сони). | ||||||||||||||||
Урок 10. «Мы с вами одного поля ягоды» или зеркало для героя. |
Рассуждения Лужина о целом кафтане. История Свидригайлова: отношения с женщинами, объяснение с Дуней, добрые и злые поступки, последняя ночь и гибель. |
|
Доказываем, что Лужину легко переступить нравственные законы, а Свидригайлову невыносима пустота, им самим созданная. Пытаемся объяснить, почему Лужин остался неизменным. | Герой-двойник, вседозволенность. «В чем нуждается каждый- это любовь». | ||||||||||||
На дом: Раскольников и Соня, встречи и диалоги. | ||||||||||||||||
Урок 11-12. «Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем» (Соня в жизни героя). |
Диалоги, споры, высказывания Раскольникова и Мармеладова о Соне, чтение главы Библии о воскрешении Лазаря. |
|
Идея переступления через себя. «Покаяться и нести свой крест»- вот удел человека. Нравственная чистота героини, ее стойкость в спорах с Родионом. | Жертвенность, страдание, покаяние, воскрешение, бескорыстие, реплики-афоризмы героев. | ||||||||||||
На дом: Ответьте, почему не складываются отношения Раскольникова и каторжан? Сон о моровой язве и определение любви по Достоевскому (найти и выписать). | ||||||||||||||||
Урок 13. |
Раскольников на каторге, последний сон. |
|
Разрешение спора героев о человеке. В чем смысл предостережения писателя? Почему роман называют книгой 21 века? Вечные ценности в романе, отсвет библейских глав в книге. | Символика имени Софья. Очищение и начало пути к воскрешению: как соотносятся они с главами о воскрешении Лазаря? |
На дом: подготовиться к обобщающему уроку.
Урок 14. «Книга великой скорби и великой любви» (урок-обобщение).
Сильный класс готовит вопросы самостоятельно. В остальных случаях вопросы предлагает учитель:
- Как объяснить слова Г.Фридлендера, назвавшего Достоевского русским Данте? В какой ад спустился писатель?
- В чем бунт Раскольникова? В чем его самообман? (по книге Карякина).
- В чем значение романа для нас? Почему Достоевский - писатель 21 века?
- Легко ли читать роман? Понимать? А нужно ли это?
- Определяем метод писателя как фантастический реализм.
- В чем суть расхождения взглядов писателя с революционерами-демократами? Слезинка ребенка как критерий всех теорий о переустройстве мира.
- Составляем и обсуждаем темы сочинений.
Урок 15. Контрольное сочинение по роману.
Варианты тем:
1. Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Д. «Преступление и наказание».
2. « Я себя, а не старушонку убил» (В чем самообман Раскольникова?).
3.Слезинка ребенка как критерий оценки теорий переустройства мира.
4. «Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем…» (Соня и Раскольников: двойники или антиподы?)
5. « Мы одного поля ягоды» (Система персонажей-двойников в романе).
6. Сны и явь в жизни Раскольникова.
И т. д.
В разработке использованы:
- Ю.Ф.Карякин «Самообман Раскольникова».
- Методика учителя Московской гуманитарной гимназии Г.П. Лазаренко.
- Лекции Т.Б.Истоминой ( зав кафедрой литературы КГПИ г. Сыктывкар).