Пословицы – жемчужины русского языка

Разделы: Литература


Целью данного урока является формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи, воспитание у учащихся трудолюбия, доброты, честности, любви к Родине.

Урок проводится с использованием презентации Microsoft PowerPoint. <Приложение 1>. Урок можно проводить как конкурс, отмечая правильные ответы учащихся жетонами.

Ход урока

1. В каждой паре пословиц и поговорок указать синонимы.

- Глядит, как гусь на зарево. – Смотрит, как кот на сало.

- Всякий крючок просит клочок. – В каждой семье свои порядки.

- Что испёк, то и кушай. – Чем больше ешь, тем больше хочется.

2. Учитель читает начало пословицы о дружбе, а дети должны продолжить ее.

- Друга ищи, а нашел…(береги).

- Друг познается в…(беде).

- Недруг поддакивает, а друг…(спорит).

- Дружба дружбе – рознь, а иную хоть…(брось).

3. Придумайте вопросы к поговоркам, чтобы ответить можно было поговоркой.

- В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит? (Красна изба не углами, а красна пирогами)

- Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело? (Дело мастера боится)

- Как отлынивают от работы лентяи? (Работа не волк, в лес не убежит)

4. Подобрать пословицы и поговорки, чтобы в каждой из них был предлог и слово с такой же приставкой.

- Язык до Киева доведёт.

- От безделья без хлеба насидишься.

5. Кто больше и быстрее подберёт пословицы и поговорки на тему: “Времена года”.

- Весна красна цветами, а осень снопами.

- Лето припасает, а зима поедает.

- Осень прикажет, а весна свое скажет.

- Зимой льдом не дорожат.

6. Подобрать пословицы, построенные на сравнении.

- Хитёр как лиса, труслив как заяц.

- Шумят как воробьи на дождь.

- Неповоротлив как слон.

7. О каких пороках человеческих говорится в пословицах? Выберите нужные определения из списка: бессовестный, злопамятный, болтливый, глупый, трусливый.

- Привыкшие врать не краснеют.

- Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух.

- Спроста сказано, да неспроста слушано.

- Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.

- Больше всего заблуждается человек по вине своего языка.

- Человек познаётся по его языку, как плохой орех по своей лёгкости.

Обобщение. Подведение итогов конкурса, подсчет полученных жетонов, награждение победителей, выставление отметок.

Молодцы! Вы много знаете пословиц и поговорок. Чаще и правильно будете употреблять их в своей речи. И закончить урок-конкурс мне хочется словами А.С.Пушкина:

Кто придумал их так складно?
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал, да глядел…

Домашнее задание. Подобрать 5 пословиц о книге.

- Книга – лучший друг человека.

- С книгой жить – век не тужить.

- Не красна книга письмом, а красна умом.