Литература
-
"Познай самого себя…" (по рассказу Н.С. Лескова "Неразменный рубль"). 8-й класс 2012
Святочный рассказ Н. С. Лескова «Неразменный рубль» дает благодатный материал для духовно-нравственного воспитания учащихся. В основу урока-беседы положен принцип историзма в лингвистическом анализе текста. Внимательное отношение к слову поможет учащимся не только проанализировать рассказ в единстве формы и содержания, но и разобраться в сложных нравственных понятиях.
-
"Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…" 2012
Литературная гостиная, посвященная памяти Пушкина.
-
"Полотняный — не Псков, не Москва и не Болдино, но…" 2009
Урок литературного праздника, посвящённый творчеству Пушкина. Урок составлен по биографии Пушкина, связанной с Калужским краем. В нём использовано краеведение, ИКТ. В течение урока биографический материал сопровождается стихами и музыкой, написанными современными поэтами и композиторами о Пушкине и Калужском крае.
-
"Помнит мир спасенный…" (методическая разработка литературного часа) 2004
Разработка литературного часа на тему: "Искусство и природа в творчестве поэтов-фронтовиков" на примере изображения природы Заполярья в творчестве поэтов и художников. Предлагаемая разработка окажется полезной для всех, кто работает с детьми младшего школьного возраста, особенно в год юбилея Великой Победы.
-
"Помните, как мы на Каме…" В.Боков и Б.Пастернак: штрихи к литературному портрету 2005
Опираясь на краеведческий и мемуарный материал, переписку В. Бокова, мы попытались воссоздать взаимоотношения ярких представителей русской литературы 20 века, их связь с нашим городом. Отдельные стихи и письма, использованные в статье, ранее не публиковались, являются частью личного архива литературного краеведа Н.С.Харитоновой.
-
"Порохом пропахнувшие строки…" (поэзия Великой Отечественной войны) 2014
Тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности, а стихи о ней знает каждый россиянин. Цель занятия; определить значение поэтического жанра в годы войны. Для этого необходимо познакомить учащихся со стихами и судьбой некоторых поэтов, выявить причины популярности поэзии в те годы, при этом развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихи, формировать гражданско-патриотические качества.
-
«Пока не стало поздно!..» (К.Г. Паустовский «Телеграмма») 2015
Цели урока: донести до учащихся нравственный смысл рассказа К.Паустовского «Телеграмма»; раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны); определить авторскую позицию и средства её выражения; сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К.Паустовского.
-
Подготовка к сочинению-самоинтервью по лирике М.Цветаевой 2009
Сочинение в жанре самоинтервью имеет большое значение в воспитании самостоятельности учащихся, в развитии их творческого воображения и мышления, устной и письменной речи, предполагает чёткий отбор жизненный фактов, которые дают возможность составить и высказать собственное мнение, выразить свои чувства и настроения. Материал — экскурсии, посещения музеев, внеклассное чтение, встречи с людьми разных профессий, беседы на этические и эстетические темы.
-
Подготовка к уроку-исследованию по литературе "Знакомство с особенностями жанра рассказа-анекдота на примере произведений В.Белова" 2017
Рассказы-анекдоты В.И.Белова дают возможность работать над осмыслением особенностей юмора в художественных текстах, обучать основам филологического анализа, организуя на уроке проектную деятельность. Приводится методика исследования рассказа-анекдота «Маникюр»: сопоставление жанровых признаков анекдота через средства, рассмотренные на разных уровнях организации текста. Предложена технологическая карта подготовки к уроку в 9-м классе, где основная форма организации учащихся – работа в группе.
-
Подготовка метапредметного урока литературы в старшей школе в условиях внедрения ФГОС 2015
Проектная деятельность учащихся в преподавании литературы с компетентностным подходом в обучении учит самостоятельной деятельности и работе в группе. В самостоятельной деятельности преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению литературы.
-
Поездки за пределы города с обучающимися среднего звена: плюсы и минусы 2025
В статье раскрывается положительное влияние внешкольных мероприятий. Их значение на учебный процесс, а также на воспитание здоровой личности. Подчеркивается роль классного руководителя, администрации образовательного учреждения.
-
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007
Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.
-
Познавательно-мотивирующая игра "Волшебный мир сказок А.С. Пушкина"
2012
Познавательно-мотивирующая игра вызывает интерес к творчеству писателя благодаря внедрению новых интерактивных форм воздействия, формирует навыки чтения воспитанников, развивает наглядно-образное мышление.
-
Познавательные задачи при изучении литературы 2009
Статья ставит своей задачей развитие познавательного интереса у обучающихся к предмету.
-
Познавательные и творческие задания на уроках литературы в старших классах 2003
Формирование мотивации к литературе через когнитивные и креативные задания на примере романа Гончарова "Обломов". "Сквозные" темы как систематизация изученного материала.
-
Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс 2011
Урок способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж.Превера «Как нарисовать птицу». Вырабатываются ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции через изучение индивидуального стиля писателя. Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.
-
Поиск истины по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор" 2013
Урок внеклассного чтения развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учит выделять и осмысливать авторскую позицию, развивает умение видеть приемы актуализации художественного слова. Автор формирует у школьников читательскую самостоятельность, учит выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения, давать обоснованные суждения о произведении.
-
Поиски оптимальных условий обучения девятиклассников при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности девятиклассников с вниманием к содержательной стороне урока для более успешного решения образовательных задач при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-
Поисковая деятельность на уроках литературы при изучении художественных произведений 2015
Учитель, размышляющий над тем, чему и зачем он учит, осознает: нужно не только дать знания, сформировать умения и навыки, но и развивать способности учеников, воспитывать личность. Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности: работа с текстом; выбор цитат; анализ текста: целостный, эпизода, сопоставительный; выявление художественных особенностей текста.
-
Показательный (открытый) урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по разделу "Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров". Тема урока: "Путешествие в село Фольклорное" 2009
Показательный (открытый) урок в 5-м классе является по типу уроком обобщения и систематизации знаний. Занятие проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся; развития монологической речи учащихся, актерского мастерства, свободного владения теоретическим материалом; воспитания у детей интереса к литературе, любви к устному народному творчеству, чувства патриотизма и национальной гордости.
-
Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс 2018
На уроке анализируется «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» – идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставляются образы Ярославны у разных художников, обсуждается проблема авторства «Слова…» и образ автора; развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения; воспитывается интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
-
Положение о школьном реферате 2012
В статье подробно описаны правила написания школьного реферата: общие положения, тема и ее выбор, структура и оформление реферата, научные и методические источники, а также защита и оценка реферата.
-
Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
2011
Урок-исследование по комедии Н.В. Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами.
-
Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос" 2009
Урок-поиск, урок-рассуждение предполагает отсутствие готовых решений, а внезапные озарения, рожденные в процессе творчества, естественным образом "погружают" нас в особую эмоциональную атмосферу произведения. Хорошим помощником на уроках литературы является инсценированное представление, оно, как волшебный ключик, открывает тайну многих произведений, делая его образным, самобытным и понимаемым.
-
Понятие о былине 2009
Урок литературы в 7-м классе, на котором рассматривается понятие «былина», композиция былины, былинные герои, действие былины, ее изобразительно-выразительные особенности. Идет речь о двух циклах былин: киевском и новгородском – и об их сюжетной композиции. Большое внимание уделяется правильному чтению былины.
-
Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы
2015
Цель урока: сформировать представление учащихся об архетипе; рассмотреть наиболее известные архетипы в литературе на примере произведений мировой литературы, кинематографа; изучить наиболее употребляемые архетипы, выяснить их роль в культуре и жизни человека, их влияние на мировоззрение.
-
Понятие об обобщенном образе. Национальный характер (по поэме А.Твардовского "Василий Теркин") 2011
Урок построен на анализе текстов поэмы, стихотворения "Я убит подо Ржевом" и результатах исследовательской работы по литературному краеведению "Закрытые страницы Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция".
-
Понятие обособленных членов предложения. Тема: "Россия времен Ивана Грозного на страницах романа А.К. Толстого "Князь Серебряный"" 2012
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по указанной теме включают в себя уроки изучения обособленных определений на материале романа А.К. Толстого "Князь Серебряный". Через элементы технологии РКМЧП, дифференцированного подхода обучающиеся рассматривают, как понятия грамматики помогают понять эпоху Ивана Грозного. Уроки формируют навык анализа литературно-художественного произведения, стимулируют мыслительные процессы, воспитывают читательскую культуру учащихся.
-
Попытка внимательного прочтения стихотворений О.Э. Мандельштама 2007
Урок литературы в 11-м классе. Основная идея урока – попытаться понять поэтический мир феномена русской поэзии начала прошлого века О.Э. Мандельштама.
-
Портрет и его роль в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
На уроке у учащихся формируются умения анализировать художественное произведение и психологический портрет героев. Развиваются навыки исследовательской деятельности с целью выявления индивидуальности, присущей Печорину. Формируется умение целеполагания, навыки анализа литературного произведения; делаются обобщающие выводы.