Перспективная цель урока – развитие читательского восприятия, нравственно-эстетическое воспитание. Непосредственная цель – обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности лирики Фета и Тютчева, провести параллели в их творчестве, обобщить и актуализировать ранее полученные знания.
Задачи:
- постичь тайны внутреннего мира каждого поэта через поэтическое слово (языковой анализ);
- сочетание мыслительного процесса, образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления;
- воспитание читателя, способного получать эстетическое наслаждение от подлинных произведений искусства (литература в системе разных видов искусства: живопись, музыка, танец, художественное слово).
На занятии учителем использовалась совокупность методов:
- Метод творческого чтения – активизация художественного восприятия. Метод направлен на осознание собственных читательских впечатлений.
- Эвристический метод. Способствует первоначальному эмоциональному восприятию (понимание единства поэтического текста в многообразии компонентов). Прием – эвристическая беседа: учащиеся отвечают на поставленные вопросы, последовательно анализируя текст.
Виды работы на уроке:
- выразительное чтение поэтического текста;
- наблюдение над особенностями поэтического языка (лингвистический анализ текста);
- обмен впечатлениями;
- словесное рисование;
- составление архитектоники поэтического текста;
- выявление параллелей в творчестве поэтов.
Методическое обеспечение урока: презентация (см. Приложение), карточки с заданиями. Используются отрывки из 14 сонаты Бетховена, романса “Я встретил вас – и все былое”, сюжет из фильма А. Кончаловского “Одиссея”.
При разработке урока использовались материалы учебного пособия для старшеклссников и поступающих в вузы “Русская литература в вопросах и ответах” / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Научно-технический центр “Университетский”, 1998.
План-конспект урока
Оргмомент.
Я рада видеть всех вас на нашем уроке, ибо сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир поэзии.
Выключается свет, в класс входит ученик, читая стихотворение, зажигает свечу (фоном стучит метроном).
Не спится… Дай зажгу свечу.
К чему читать? Ведь снова не пойму я ни одной страницы –
И яркий белый свет начнет мелькать,
И ложных призраков заблещут вереницы…
Звучит скрипка, другой ученик читает следующие строки:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Зажигается свет, на экране высвечиваются слова “Poema loquens pictura est” (“Поэзия – говорящая живопись”, но ученики видят только латинский текст). Слайд 3.
Слово учителя. Не случайно наш урок мы начали с этих строк. Сегодня мы откроем новые страницы творчества Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, с особенностями поэтики которых вы знакомились еще в школе. Тема урока пусть будет пока для вас загадкой. Вы должны будете ее сформулировать сами в конце нашего урока.
Звучит музыка романса “Я встретил вас – и все былое”. Слайд 4.
Слово учителя. Стихотворения Фета и Тютчева отличаются своей мелодичностью, многие из них были положены на музыку. Всем известен романс “Я встретил вас – и все былое” на стихи Тютчева. А ведь это стихотворение называется не по первым строкам, а имеет другое название “К.Б.” Поясните биографический подтекст этого стихотворения.
Ответ учащихся.
В начале своей карьеры в Мюнхене поэт был влюблен в юную графиню Амалию Лерхенфельд. Девушка отвечала ему взаимностью, но, видимо, по настоянию родителей 1825 г. вышла замуж за сослуживца Тютчева барона Крюденера. В июле 1870 г. на водах в Карлсбаде поэт встретил свою прежнюю возлюбленную, давно похоронившую первого мужа и ставшую графиней Адлерберг. Благодаря этой встрече, и появилось стихотворение “К.Б.” (эти буквы – сокращение переставленных слов “Баронессе Крюденер”).
Слово учителя. У А.А. Фета тоже есть замечательный романс “На заре ты ее не буди”. Каков биографический подтекст этого стихотворения? Подумайте над этим вопросом дома.
Слово учителя. Какими языковыми средствами достигают поэты мелодичности?
Ответы учащихся.
Слово учителя. Поэты подходят очень внимательно к отбору языковых средств. Каждое слово несет особую смысловую нагрузку. Вспомните из теории литературы определение оксюморона.
Ответ учащихся. Оксюморон (в переводе с греческого – отроумно-глупое) – троп, который представляет собой сочетание семантически несовместимых слов, создающее неожиданное смысловое единство.
Слово учителя. Очень удачно использовал этот вид тропа в своих стихотворениях Ф.И. Тютчев.
Учащимся раздаются карточки (2 варианта) с заданием найти в предложенных строках оксюморон и выделить его.
Вариант 1.
1. … Замки рыцарей глядели
С сладким ужасом на них…
(“Там, где горы, убегая…”)
2. О черно-пламенное солнце,
О, сколько, сколько раз в лучах твоих…
(“Кораблекрушение” из Гейне).
Вариант 2.
1. Кто смеет молвить до свиданья
Чрез бездну двух или трех дней?
(“Увы, что нашего незнанья…”)
2. Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
(“Бессонница”)
Слово учителя. Обмениваемся работами, проверяем друг у друга, сдаем.
Слово учителя. А в чем же особенности поэтического языка А.А. Фета? Он тоже умело использовал тропы в своих стихотворениях, но уже других видов. Определите каких.
На экране высвечивается задание… Слайды 5-14 поочередно.
1) “Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли…”
2) “Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся…”
3) “Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся”.
4) “Как к этим призракам прильнуть
Хочу мгновенною душой”.
5) “Полуночные образы воют,
Как духов испугавшийся пес;
6) То нахлынут, то бездну откроют,
Как волна обнажает утес”.
Ответы:
1) метафорическое изображение поземки;
2) олицетворение;
3) сравнение;
4) эпитет;
5) сравнение.
Слайд 15.
Слово учителя. Перечитав стихотворения Фета и Тютчева, можно отметить их тяготение к античности, когда судьба человека во многом зависела от воли богов.
Видеофрагмент из художественного фильма “Одиссея” А. Кончаловского (эпизод обращения Одиссея к Посейдону).
Слово учителя. Обращение к античности отмечается не только в сюжетах, например, стихотворения “Гектор и Андромаха” у Ф.И. Тютчева, “К Морфею” у А.А. Фета, но и в отборе языкового материала, в частности, мифоантропонимов. У Ф.И. Тютчева в стихотворении “Полдень” есть такие строки (слайд 16):
… И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Поясните значение выделенных слов.
Ответ учащихся. В древнегреческой мифологии Пан – бог лесов, покровитель пастухов, нимфы – божества, олицетворяющие силы и явления природы, изображались в виде юных дев. Слайд 17.
Слово учителя. Приведите еще несколько примеров упоминания в стихотворениях Ф.И. Тютчева древнегреческих божеств.
Ответ учащихся. К античности Тютчев обращался в ранний период творчества. В стихотворениях 20-30-х гг. упоминаются Орфеева супруга Эвридика, Муза, Гименей, Афродита, Геба и др.
Слово учителя. В стихотворении “Листья” Ф.И. Тютчева есть следующие строки (слайд 18):
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли…
? Кто такие зефиры?
Ответ учащихся. Зефиром греки называли западный или северо-западный ветер, который приносил приятную прохладу; в поэтических текстах зефиром обычно назы-вается ласковый приятный ветерок. Для России, страдающей больше от холодов, нежели от жары, приятный ветер тот, который приносит тепло, и именно в значении теплого, а не прохладного ветерка слово зефир употребляется в стихотворениях Тютчева. Слайд 19.
Слово учителя. Стихотворения А.А. Фета на тему античности вы проанализируете дома и постараетесь ответить на вопросы:
1) Что такое Капитолийская высота?
2) Что имел в виду поэт, использовав выражение
“Элизиум теней”?
Фоном звучит музыкальная композиция “Ave Maria”. Слайд 20.
Слово учителя. Интерес поэтов проявляется и к библейским мотивам. А.А. Фет пишет стихотворение “Ave Maria”, что в переводе с латинского означает “Привет тебе, Мария”.
На фоне музыки ученик выразительно читает стихотворение “Ave Maria”.
“Ave Maria” – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
В душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей.
“Ave Maria” – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Слово учителя. Но все-таки поэтам ближе родная природа…
Фоном звучит “Лунная соната Бетховена”. Ночью, лунной ночью были очарованы и поэты, и художники, и музыканты… Бетховен в “Лунной сонате” меланхолически очарован луной… (Музыка становится громче, мы слушаем фрагмент музыкального произведения).
А сейчас обратим внимание на картину Архипа Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Какие ассоциации вызывает у вас эта картина? Слайд 21.
Ответы учащихся.
Слово учителя. Высоко в небе, выйдя из пелены облаков, ярко сияет на холсте маленькая, круглая луна… Дух захватывает от сознания безмерной высоты, с которой она светит… А внизу сверкает Днепр… Он искрится, мерцает, медленно плывет под луною, и величавое движение великой реки под стать величию неба. Главное и у Бетховена, и у Куинджи покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо “голос красоты звучит тихо”…
Слово учителя. Похожие мотивы можно найти и у Тютчева (обращаем внимание на экран, слайд 22).
Тихой ночью, поздним летом
Как на небе звезды рдеют,
Как под солнечным их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
Слово учителя. Давайте немного пофантазируем: представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами… (Слушаем 1-2 рассказа).
Слово учителя. Обратите внимание на строки “Нивы дремлющие зреют…”
Нивы блестят не горячим светом, а мягким, лунным. Только человека здесь нет. Его нет как потребности пейзажа. Но он присутствует как одухотворенная тональность этой ночи.
Слово учителя. Интересно, а как Фет опишет лунную ночь… (На экране высвечи-вается текст стихотворения. Слайд 23).
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.
Что мы видим? “Белая равнина” – мы смотрим прямо перед собой…
“Полная луна” – наш взгляд скользит вверх.
“Свет небес высоких” – поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, а простор безоблачного неба.
“И блестящий снег” – наш взгляд скользит обратно вниз.
“И саней далеких одинокий бег” – поле зрения снова сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной темной точке…
Выше – шире – ниже – уже: вот четкий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. В словах “Белая равнина, полная луна” эмоциональной окраски нет: картина перед нами спокойная и мертвая. В словах же “свет небес… и блестящий снег” она уже есть: перед нами не цвет, а свет, свет живой, переливающийся… Наконец, в словах “саней далеких одинокий бег” – картина не только живая, но и прочувствованная. Мы даже не сразу замечаем, что пред нами 8 строк без единого глагола (только 8 существительных и 8 прилагательных), – настолько отчетливо вызывает оно в нас движение взгляда и движение чувства. Слайд 24.
Слово учителя. Стихи Фета ценились не только мечтателями-романтиками. По-своему их любили пародисты, эпиграмматисты и острословы. Дома найдите, пожалуйста, пародию Минаева на это стихотворение и проанализируйте ее. На чем основана эта пародия?
Чудная картина!
Грезы всюду льнут,
Грезит кустик тмина,
Грезит сонный пруд,
Грезит георгина.
Даже, как поэт,
Грезит у камина
Афанасий Фет.
Грезит он, что в руки
Звук поймал – и вот
Он верхом на звуке
В воздухе плывет,
Птицы ж щебетали:
“Спой-ка нам куплет
О “звенящей дали”,
Афанасий Фет.
Слово учителя. Каждый поэт по-своему индивидуален, но какие общие черты можно отметить в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?
Ответы учащихся.
Оба поэта являются представителями “чистого искусства”, следовательно, тематика их лирических произведений будет схожей.
Жанры: пейзажная лирика, любовная лирика, философская лирика.
Слово учителя. А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока. Напишите ваши предложения на листах и передайте их мне.
Учитель зачитывает наиболее интересные варианты тем. Обращаем внимание на экран, где снова высвечиваются слова “Poema loquens picturа est” и русский перевод “Поэзия – говорящая живопись”… Слайд 25.
Слово учителя. И в заключение хотелось бы сказать, что поэзия это не только говорящая живопись. Это и музыка, и танец, и душа…
Ученик играет на скрипке мелодию вальса, выходит танцевальная пара, другой ученик выразительно читает стихотворение.
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.И как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.О, как ничем неукротимо
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой…