Научиться читать – одна из главных задач, которая стоит перед учащимися начальной школы. Чем раньше ребенок овладеет техникой чтения, тем легче ему изучать все другие предметы, предусмотренные программой.
Ведь известно, что невозможно добиться грамотного письма, если ребенок не научился читать и понимать прочитанное; немыслимо научиться решать задачи, поскольку при условии плохого чтения, теряются логические математические зависимости между величинами. Это касается и изучения других предметов. Читать со скоростью ученику особенно необходимо тогда, когда он заканчивает начальную школу и переходит в средние классы.
Ключевые слова: методика, выразительное чтение, темп чтение, скоростное чтение, оптимальное чтение.
Современный урок должен впитать передовую методику, новейшие методические подходы к его проведению. А где эта методика? Она безусловно, есть, потому что наука и, особенно, практика не стоят на месте. В педагогической периодике время от времени появляются интересные находки технологий обучение детей чтению. Но они настолько удалены друг от друга во времени и в разнообразии изданий, что работающему учителю просто не под силу их отследить, а если учесть, что инноваций по методике чтения очень много, то следует констатировать, что целостной современной методики, по которой можно было бы учить детей, так и нет. [1, с.5]
Вместе с тем практикой доказано, что те учителя начальных классов, которые сумели овладеть инновационными технологиями обучения детей чтению, быстрее и с меньшей затратой сил достигают лучшей результативности своего труда, добиваются глубоких и прочных знаний, практических умений и навыков учащихся.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы не только научить осознанно, правильно, выразительно читать, понимать, анализировать произведения, но и формировать у детей социальные, морально-этические ценности через художественные образы литературных произведений; развивать речь учащихся; формировать умение создавать собственные высказывания по содержанию прочитанного (прослушанного); развивать творческую литературную деятельность школьников; формировать у них навыки самостоятельной работы с различными типами и видами детских книг; умение осуществлять поиск, отбор информации для решения учебно-познавательных задач. [3, с.40]
Успешно решить их можно при грамотно спланированных уроках. Для большей эффективности урока чтения используются: вариативность его построения, применения эмоционально привлекательных элементов (игрового сюжета, девизов, фрагменты фильмов, мультфильмов, документальных фильмов, музыку, произведения изобразительного искусства и краеведческий материал), также поощрять детей к использованию краткосрочных проектов и др.
Необходимо прилагать много усилий, обучая детей осмысленному чтению. Не секрет, что даже первоклассники, которые только научились читать, часто теряют желание это делать. Вот поэтому - важно не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку.
Важно работать над темпом чтения, потому что он способствует пониманию прочитанного. Скоростное чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса, оно является основой успешной карьеры, следовательно, судьбы. Основными путями совершенствования техники чтения считается увеличение слухового и зрительного восприятия текста, расширения угла зрения, выработки навыков антиципации (предсказания следующего слова), формирования устойчивого внимания, преодоление регрессии во время чтения, обогащение словарного запаса учащихся, развитие артикуляционного аппарата ребенка.
В своей работе учителю следует уделять внимание развитию оптимального чтения: когда внимание направлено не на процесс чтения, а на восприятие содержания прочитанного. Главным приемом, который обеспечивает развитие навыков чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, на что не обратил внимания во время предыдущего чтения. Используются такие приемы: [4, с.136]
- выделение на каждом уроке времени, для чтения молча (про себя), вслух (шепотом);
- пятиминутка самостоятельного чтения шепотом в начале уроков литературы, труда, рисования;
- упражнения со скороговорками, которые способствуют тренировке памяти, четкости и скорости произношения;
- слежка за учебником, а не только слушания, когда читает учитель;
- использование различных упражнений на умение быстро ориентироваться.
Полноценному осознанию текста способствует выразительность прочитанного, поэтому так важно на каждом уроке уделять внимание упражнениям на формирование выразительности чтения.
Интерес к чтению нужно воспитывать в учащихся не только для того, чтобы они стали умными людьми, а главным образом для того, чтобы дети выросли добрыми, открытыми, умели понимать окружающих людей, сопереживать и помогать.
Список использованных источников
- Кобзаренко А. Детское чтение: феномен и традиции в ХХІ столетия / А. Кобзаренко // Мир детских библиотек. – 2015. - № 4. – С. 3-7.
- Вашуленко А.В. Читательская компетентность младшего школьника: теоретический аспект / А. В. Вашуленко. 2011. – С. 94.
- Курипта В.И. Эффективные методы и прием совершенствования навыка чтения / В.И. Курипта // Начальное обучение и воспитание. – 2015. - №29-30. – С. 38-48.
- Пехота В. М. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие / О. М. Пехота, А. И. Киктенко, А. М. Любарская и др. – К.: А.С.К., 2013. – 255 с.