Цель:
- Познакомить с личностью поэта Ф.И. Тютчева.
- Определить художественные особенности поэзии Ф.И. Тютчева.
- Научиться работать с литературоведческим материалом, литературными произведениями, выработать умение отбирать нужный материал, использовать его для формирования знаний по теме.
Оборудование урока:
- портрет Ф.И. Тютчева;
- стихи Ф.И. Тютчева, Б. Пастернака.
Консультанты подготовлены заранее.
Ход работы
Урок начинается с чтения стихотворения Б. Пастернака: «Жизнь поэта».
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.Не надо жить без самозванства,
так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.И надо оставлять пробелы
В судьбе и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Ученица: Ф.И. Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта он никогда не претендовал.
Так кто же он, Ф.И. Тютчев?
Два ученика делают сообщение о биографии Ф.И. Тютчева.
Ученик: Ф.И. Тютчев оставил нам свой бесценный дар – поэзию.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны научиться определять художественные особенности поэзии Тютчева, чтобы вы могли «узнавать» его стихи, отличать их от других. Вы будете работать в группах, для каждого из вас подготовлен литературоведческий материал, определенные стихи. Консультант будет оказывать нужную и своевременную помощь. Цель работы каждой группы – составить фрагмент лекции, который станет составной частью нашего учебного материала. Группа работает с предложенным материалом, отбирает нужное, используя стихи Ф.И. Тютчева. По окончании работы группа представляет наработанный материал, один из вас причитает фрагмент лекции. В итоге у вас должен быть составлен текст лекции, учебный материал, который поможет вам в изучении данной темы.
Задание для I группы:
Составить вступительную часть лекции.
Тематика.
Предложены стихи:
- «Осенний вечер»;
- «О чем ты воешь, ветр ночной?..»;
- «Не то, что мните вы, природа…»;
- «Певучесть есть в морских волнах…»;
- «Тени сизые смесились…»;
- «Лето 1854»;
- «Умом Россию не понять…»;
- «Ты долго ль будешь за туманом…»;
- «К N.N.»;
- «О, как убийственно мы любим…».
Материал для консультанта.
Ф.И. Тютчев – известный поэт 19 века. Его лирика – целый мир, хотя сам не считал себя поэтом и на звание поэта не претендовал. Свои поэтические упражнения «именовал бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался и стихов не собирал. Они были везде: в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах, в деловых бумагах, на счетах и подорожных…
По тематике стихи можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Пейзажную лирику точнее будет назвать пейзажно-философской, потому что изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – второе имя жизни.
Не менее значимая часть его поэзии – любовная лирика. «Самоубийство», «блаженство», «безнадежность», «поединок роковой» - такова любовь в понимании Тютчева. Поэт заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него.
22 года, лучшее время своей жизни, провел за границей, но поражают взгляды человека на современную ему жизнь.
Задание для II группы.
Композиция тютчевских стихотворений.
Стихи:
- «Фонтан»;
- «День и ночь»;
- «Поэзия»;
- «Близнецы»;
- «Как ни гнет рука судьбины…»;
- «Природа – сфинкс…»;
- «О, как убийственно мы любим».
Материал для консультанта.
Композиция тютчевских стихотворений отражает сильное и быстрое движение мысли. Чаще всего она двучастна (вне зависимости от количества строк): дается какой-то образ, потом – его осмысления. Иногда наоборот: сначала мысль, потом образ.
Об особенностях построения стихов Тютчева замечательно сказал А.В. Чичерин: «Крупно, с одной строки – тот образ, в котором заключена решаемая загадка. Через целый шквал трагических отрицаний, сомнений, в досаде на неприемлемые уступки, добывается финал, не выбравшийся из смятения противоречий и все же очень светлый по своему порыву, но наполняющий его жажде всеобъемлющего знания».
Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек – его душа – меж небом и землей «на пороге двойного бытия». Отсюда – прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьется разум поэта.
Гармония – хаос, вера – безверье, небесное – земное, человек – природа, любовь – смерть, бытие – небытие – вот полюса поэтического мира Тютчева.
Задание для III группы.
Художественная форма стихов Тютчева. Фрагментарность.
Стихи:
- «Она сидела на полу…»;
- «И чувства нет в твоих очах…»;
- «Когда, что звали мы своим…»;
- «Есть некий час в ночи…»;
- «Итак, опять увиделся я с вами…»;
- «»Есть в осени первоначальной…»;
- «О чем ты воешь, ветр ночной?..».
Материал для консультанта.
«Фрагмент – так Ю. Тыняев определил художественную форму стихов Тютчева. Что значит фрагмент? Фрагмент чего? Живой жизни. Стихи написаны как бы на случай». Работа пульсирующей мысли идет постоянно, какое-то внешнее впечатление, жизненное событие или глубокое внутреннее переживание могут послужить толчком к созданию стихотворения.
Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее конструкций и явлений. Отсюда такие «непринятые» начала стихотворений:
И, распростясь с тревогой житейской…
И чувства нет в твоих очах…
И вот в рядах отечественной рати…
И тихими последними шагами…
И гроб опущен уж в могилу…
И ты стоял, – перед тобой Россия…
И опять звезда ныряет…
И самый дом наш будто ожил…
Итак опять увиделся я с вами…
Основу поэтической речи Тютчева составила обыденная разговорная лексика. Многие стихи наполняют реплики нескончаемого диалога, который постоянно длится в душе поэта. Каждое новое стихотворение – своего рода продолжение прерванного (для читателя) разговора, поэтому оно может начинаться с вопроса, утверждения или отрицания.
Такая интонационная свобода Тютчева произвела на современников впечатление внешней небрежности.
Задание для 4 группы.
Особенности лирического стиля Ф.И. Тютчева.
Раздвоенный эпитет.
- Стихи «На Неве»;
- «Под дыханьем непогоды..»;
- «Хоть я свил гнездо в долине…»;
- «Как хорошо ты, о море ночное…»;
- «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…».
Материал для консультанта.
Говоря об особенностях поэтического стиля, обращаем внимание на эпитет. У Тютчева эпитет особенный.
В первую очередь «раздвоенный, разящий, движущийся» эпитет, часто одно определение совмещает слова, далекие, а иногда противоположные по смыслу. Стихотворение, обращенное к А.А. Фету, начинается:
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески- слепой.
«Пророческий» - сверхзрячий и вдруг – «слепой»! Людям свойственно сильное, живое чувство природы, но… без проникновения в её тайну. Фету же, по мысли Тютчева, доступно нечто большее.
Поэтическая мысль Тютчева движется внутри двух рядом поставленных и слитых в одно целое слов.
Задание для 5 группы.
Особенности лирического стиля Ф.И. Тютчева.
Сравнение.
Стихи:
- «Летний вечер»;
- «Святая ночь на небосклон взошла…»;
- «Осенней позднею порою…»;
- «Как неразгаданная тайна…»;
- «Утихла биза…Легче дышит…»;
- «Весенняя гроза».
Материал для консультанта.
Сравнение Тютчева также нетрадиционно. Обычно сравнение предполагает, что менее известное (зримое, понятное) сопоставляется с более привычным, наглядным. У Тютчева чаще наоборот. Его сравнение можно назвать «обратным сравнением»:
Таинственно, как в первый день созданья…
Сияет Белая Гора,
Как откровенье неземное…Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
Цель тютчевского сравнения не в прояснении образа, а в углублении.
Для того, чтобы понять скрытое сравнение «ты скажешь» в последней строфе стихотворения «Весенняя гроза», надо знать, кто такая Геба:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба.
Геба – богиня юности и древнегреческой мифологии. На пирах богов, которые устраивает на горе Олимп ее отец Зевс, Геба выступает в роли виночерпия. Один из кубков, невзначай пролитый, и вызвал грозу.
Задание для 6 группы.
Метафоричность.
Стихи:
- «Поток сгустился и тускнеет…»;
- «Смотри, как запад разгорелся…»;
- «Как над горячею золой…»;
- «Не остывшая от зною…»;
- «Осенний вечер».
Материал для консультанта.
Метафора Тютчева обнажает трагическую сущность бытия, выраженную в самых будничных и повседневных понятиях. Порой одна метафора, одно сравнение занимает все стихотворение.
Мифологизация образов.
- «Близнецы»;
- «Странник»;
- «Душа моя – Элезиум теней…»;
- Encyclica.
Мифологизация образов – отличительная черта стиля Тютчева, «ему часто нужен выход из быта в высший, горний мир. Иногда он упоминается, но чаще подразумевается», по словам Л.Озерова, не зная значение мифологических образов, трудно понять смысл стихотворения.
Задание для 7 группы.
Подготовить заключительную часть лекции.
На выполнение задания группам достаточно 20-30 минут. Представитель каждый группы выступает в роли лектора.
В заключение один ученик читает готовую лекцию, что еще больше способствует непроизвольному запоминанию учебного материала.